Жизнеописание Симеона Солунского

Симеон Солунский родился в Константинополе в конце XIV в. Он принял монашество с именем Симеон и проходил иноческую жизнь в малой келии, возможно в монастыре свв. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Симеон был твердым приверженцем богословия Григория Паламы, исихазма (древняя традиция духовной практики, от греч. ἡσυχία - покой, безмолвие), ревностным последователем монашеских идеалов. Впоследствии он был рукоположен во иеромонаха.

В 1416 или 1417 г. Симеон был рукоположен в архиепископа Солунского (в нынешнем городе Салоники). На новом месте Симеон подорвал свое здоровье, но, по собственному признанию, благодаря молитве к вмч. Димитрию Солунскому, покровителю кафедрального города, смог укрепиться. В июне 1422 г. Симеон посетил Константинополь, а на обратном пути - святую гору Афон.

В сане архиепископа пребывал 13 лет, вплоть до своей кончины в 1429 г. Во время его архипастырства город удерживал верность Православной церкви, испытывая искушение войти в полное каноническое подчинение католикам ради получения защиты от турок. Благодаря усилиям святителя город Солунь, осажденный султаном Мурадом II, не сдавался туркам. И только в 1430 г., спустя шесть месяцев после кончины святителя, город был взят.

За свои добродетели, справедливость и заботу о бедных святителя почитали уже при жизни, а после кончины его оплакивали даже католики-венецианцы с иудеями. В 1981 г. святитель Симеон был канонизирован Священным Синодом Вселенского Патриархата.

Святитель Симеон является автором множества разнообразных писаний на литургические, пастырские, канонические, догматические, апологетические, моральные, исторические и политические темы. Во всех работах он оставался пламенным защитником Православия. Характерной для него является фраза: «Истинное благо для людей - быть Православными, а если не быть, то лучше умереть». Перу святителя также принадлежит ряд полемических сочинений, направленных преимущественно против католиков.

Симеон Солунский признан величайшим византийским литургистом. Он дал подробнейшее истолкование всех богослужебных чинопоследований. Как экзегет богослужения, Симеон придерживался преимущественно мистического толкования, следуя, главным образом, Дионисию Ареопагиту. К наиболее известным его трудам относятся «Диалог против ересей», «О единственно-истинной нашей христианской вере», а также «О священных обрядах и таинствах церкви».