Рай

Слово персидского происхождения, означающее «сад» (Быт. 2:8, 15:3; Иоиль 2:3; Лк. 23:42-43; 2 Кор. 12:4). В Библии Бог изображается «ходящим в раю во время прохлады дня» (Быт. 3:8). Для передачи условий создания человека также применяются образы подобного порядка: Бог насадил для человека рай в Едеме, который был потерян вследствие первородного греха.

Еще в Ветхом Завете тема вновь обретенного рая с ее разнообразными вариациями проходит через эсхатологические пророчества, переплетаясь с пророчествами о новой святой земле и новом сотворении. Райская жизнь, восстановленная в конце священной истории, будет иметь черты, сходные с первозданным Едемом и даже превзойдет ее в некоторых отношениях. В Ветхом Завете народ Божий в своем историческом опыте познал только отблески будущей жизни в раю: например, обладание землей, где «течет молоко и мед» (Исх. 3:17; Втор. 6:3 и т. д.). Однако, благодаря духовному опыту, народ имел предвосхищение иного порядка. Ибо Бог даровал ему Свой 3акон, источник всякой премудрости (Втор. 4:5 сл.), а «премудрость есть древо жизни», обеспечивающее счастье (Притч. 3:18; см. Сир. 24:12-21).

В Новом Завете Христос - источник премудрости. Он в тоже время и Новый Адам (Рим. 5:14; 1 Кор. 15:45). Поскольку рай - это место, где пребывает Бог, он находится вне мира сего. Но на библейском образном языке часто говорится о небе как обители Бога. Поэтому рай иногда отождествляется с «вышним небом», где обитает Бог.

Источник: Словарь Библейского Богословия.