- 1. Посмотри на Самарию,
пьяные Ефрема гордятся этим городом на вершине холма,
посреди богатой долины.
Самаритяне считают свой город венком прекрасных цветов.
Но они пьяны и не видят,
что это не венок, а увядающие цветы. - 2. Взгляни, у Создателя есть человек, сильный и смелый.
Он налетит, как ливень с градом,
как вихрь или наводнение, захлёстывающее страну.
Он повергнет Самарию на землю. - 3. Пьяные из Ефрема горды своим прекрасным венцом,
но он будет затоптан. - 4. Тот город стоит на холме, среди плодородной долины,
но этот "венок цветов" - увядающее растение.
Он, как первая летняя смоква,
которую, увидев, срывают и тотчас съедают. - 5. В тот день Господь Всемогущий станет "великолепным венцом",
Он станет для остатка Своего народа короной цветов. - 6. И судьям, управляющим Его народом, Господь даст мудрость,
даст мужество сражающимся у городских ворот. - 7. Но пьяны сейчас эти правители,
священники и пророки пьяны от вина и пива,
спотыкаются и падают.
Пророки пьяны в своих снах,
и судьи пьяны в суждениях. - 8. Все столы заблёваны,
нигде нет чистого места. - 9. Господь хочет научить людей,
пытается заставить их понимать Его поучения,
но неразумны люди, как малые дети,
как младенцы, которых недавно отлучили от материнской груди. - 10. И потому Господь говорит с ними, как с младенцами:
"Сав-ласав, сав-ласав,
кав-лакав, кав-лакав,
зеер-шам, зеер-шам".
Вероятно, древнееврейская детская песенка,
которою пели, когда учили детей писать.
Хотя эти слова кажутся бессмыслицей,
их можно перевести следующим образом:
"урок за уроком,
правило за правилом,
здесь значок, и там значок". - 11. Господь будет говорить с этим народом
таким же лепетом и на чужом языке. - 12. Бог сказал: "Вот место отдохновения,
вот покойное место, где отдохнут уставшие".
Но и тогда люди не хотели слушать Его! - 13. И слово Божье было для них, как детский лепет:
"Сав-ласав, сав-ласав,
кав-лакав, кав-лакав,
зеер-шам, зеер-шам".
Люди сделали, что им хотелось,
упали и разбились,
и их поймали и взяли в плен. - 14. Правители Иерусалима,
слушайте весть Господа,
но вы отказываетесь слушать. - 15. Вы говорите: "Мы заключили договор со смертью,
у нас союз с преисподней,
Обычно это означает могилу,
но может означать и то место, куда попадают наши души.
поэтому мы не будем наказаны,
наказание пройдёт мимо нас,
оно нас не коснётся,
ибо мы спрячемся за наши шутки и ложь". - 16. И потому Создатель, Господь Всемогущий, сказал:
"Я на земле Сиона поставлю камень краеугольный,
драгоценный и крепкий,
на нём всё будет держаться,
и не разочаруется доверившийся ему. - 17. Люди пользуются мерилом и отвесом,
чтоб удостовериться, что стена прямая.
Так и Я воспользуюсь добротой и справедливостью,
чтобы показать, что правильно".
Злые пытаются спрятаться за обман и ложь,
но они будут наказаны.
Наказание придёт, словно шторм, гроза и наводнение,
и ваши укрытия будут разрушены. - 18. Ваш союз со смертью будет уничтожен,
договор с преисподней вам не поможет.
Придёт наказующий
и превратит вас в грязь, по которой Он ходит. - 19. Он придёт и схватит вас,
и наказание ваше будет ужасным,
оно придёт ранним утром и продлится до поздней ночи. - 20. И тогда вы поймёте притчу:
человек спал на постели, которая была слишком коротка для него,
и укрывался одеялом, слишком узким, чтобы завернуться в него.
Столь же бесполезны и ваши договоры и союзы. - 21. И будет бороться Господь, как на горе Перациме,
и будет разгневан, как в долине Гаваона,
См. 1Пар 14.8-17.
и сделает Своё необычайное дело Господь,
завершит Свой чудный труд. - 22. Не боритесь с этим,
чтобы вас ещё крепче не связали ваши узы.
Ибо услышанное мною определено,
слова эти от Господа Всемогущего, Владыки всей земли,
и всё будет по слову Его. - 23. Слушайте внимательно весть Мою.
- 24. Всегда ли земледелец пашет своё поле?
Всё ли время трудится на земле? - 25. Нет.
Земледелец готовит землю,
потом сеет различные зёрна, каждое своим способом:
разбрасывает семена тмина,
рассыпает семена укропа и рядами сеет пшеницу.
Он сеет ячмень в подходящем месте,
а полбу по краю поля. - 26. Господь даёт нам урок,
и урок этот показывает, как справедлив Он в наказании людей. - 27. Разве земледелец пользуется зубчатым катком, когда молотит укроп?
Разве использует молотильное колесо, чтобы обмолотить тмин?
Нет, он палками отделяет шелуху от зерна. - 28. Приготовляя хлеб, женщина месит тесто руками,
но не всё время.
Так и Господь - наказывает людей, грозя колесом молотильным,
но полностью их не сминает
и не даёт лошадям их затоптать. - 29. Этот урок - от Господа Всемогущего.
Он даёт прекрасный совет.
Велика мудрость Его!
Ничего нет для сопоставления.