- 1. Пройдя через Амфи́поль
[ 1741 ] и Аполло́нию[ 1742 ] , они достигли Фессало́ники[ 1743 ] . Там была иудейская синагога. - 2. Павел, как обычно, пришел к ним и три субботы подряд беседовал, разъясняя Писания и доказывая,
- 3. что Помазанник Божий должен был, после многих страданий, воскреснуть из мертвых. «Иисус, которого я вам возвещаю, и есть Помазанник», — говорил он.
- 4. И некоторые из них поверили и примкнули к Павлу и Силе. Поверило, кроме них, и большое число язычников, почитающих единого Бога, а также немало знатных женщин.
- 5. Но возмущенные иудеи, прихватив с собой несколько негодяев из городской черни, собрали толпу и взбунтовали весь город. Они ворвались в дом Ясо́на и потребовали выдать им Павла и Силу, чтобы отвести их в народное собрание.
- 6. Не найдя их, они потащили к городским властям самого Ясона и еще нескольких братьев. «Эти люди перевернули вверх дном весь мир, теперь они пришли к нам! — кричали они. —
- 7. Их принял к себе Ясон. Все они нарушают законы цезаря, говоря, что есть другой царь — Иисус!»
- 8. Услыхав такое, народ и власти встревожились.
- 9. И отпустили их только после того, как Ясон и все остальные внесли залог
[ 1744 ] . - 10. Как только наступила ночь, братья переправили Павла и Силу в Бе́рею
[ 1745 ] . Там они пришли в иудейскую синагогу. - 11. Люди здесь оказались более открытыми, чем в Фессалонике. Они с полной готовностью приняли Весть и целыми днями исследовали Писание, проверяя, верно ли говорит Павел.
- 12. Многие из них поверили, поверило также немало знатных греческих женщин и мужчин.
- 13. Но когда иудеи в Фессалонике узнали, что Павел возвестил Божью Весть и в Берее, они тоже явились туда и стали сеять смуту и подстрекать чернь.
- 14. Братья тут же отправили Павла к морю, а Сила с Тимофеем остались в городе.
- 15. Провожатые довели Павла до Афин и вернулись назад с письмом для Силы и Тимофея. В этом письме Павел писал, чтобы они пришли к нему как можно скорее.
- 16. А в Афинах, дожидаясь их, Павел весь кипел от негодования, видя, что город полон статуй языческих богов.
- 17. В синагоге он беседовал с иудеями и теми, кто почитал единого Бога, и, кроме того, каждый день разговаривал на площади с прохожими.
- 18. С ним спорили и философы — эпикурейцы
[ 1746 ] и сто́ики[ 1747 ] . «Что он хочет сказать, этот пустослов?[ 1748 ] » — говорили одни. «Он, кажется, говорит о каких‑то странных божествах», — говорили другие. А проповедовал им Павел об Иисусе и Воскресении[ 1749 ] . - 19. Они повели Павла в Ареопа́г
[ 1750 ] . «Нельзя ли нам узнать, что это за новое учение, которому ты учишь? — спросили его в Ареопаге. — - 20. Кое‑что в нем звучит для нас странно, и мы бы хотели знать, что ты имеешь в виду».
- 21. Ведь для всех афи́нян и иностранцев, живущих в городе, нет большего развлечения, чем узнавать и обсуждать что‑нибудь новое.
- 22. Павел, представ перед Ареопагом, заговорил: «Афиняне, я вижу по всему, что вы люди, в высшей степени почитающие богов.
- 23. Когда я ходил и осматривал ваши святыни, я обнаружил алтарь, на котором написано: НЕИЗВЕСТНОМУ БОГУ. Именно этого Бога, которого вы, не зная, уже почитаете, я возвещаю вам.
- 24. Бог, создавший мир и все, что в мире, Господин неба и земли, не живет в храмах, построенных для Него руками людей.
- 25. Он не нуждается ни в чем из того, что могли бы предоставить Ему человеческие руки. Наоборот, это Он дал всем жизнь, и дыхание, и все остальное.
- 26. От одного–единственного человека Он произвел все народы, чтобы они населили всю землю, заранее определив для них и точные времена, и границы их обитания.
- 27. Он сделал это, чтобы люди искали Бога, чувствуя, что Он совсем недалеко от каждого из нас, и могли Его найти.
- 28. Ведь в Нем мы живем, и движемся, и существуем. То же самое сказали и некоторые из ваших поэтов:
„Ибо мы все Его род"[ 1751 ] . - 29. И раз мы Божий род, не следует нам думать, что Бог таков, каким Его изображает — в золоте, в серебре или в камне — человеческое искусство по человеческим представлениям.
- 30. Бог все это прощал в те времена, когда о Нем не знали. Но теперь Он повелевает всем людям везде, где бы они ни жили, раскаяться,
- 31. потому что Он уже определил день, когда будет судить вселенную праведным судом, и уже назначил Человека, который будет судьей. Он дал всем людям доказательство этого, воскресив Его из мертвых».
- 32. Услышав о воскресении мертвых, одни расхохотались, другие же сказали: «Мы бы послушали тебя еще раз»
[ 1752 ] . - 33. Тогда Павел покинул их.
- 34. И все же несколько человек уверовали и присоединились к нему, среди них член Ареопага Диони́сий, женщина по имени Дамари́да и другие.
1.Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику,
где была Иудейская синагога.2.Павел, по своему обыкновению, вошел к ним
и три субботы говорил с ними из Писаний,3.открывая и доказывая им,
что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых
и что Сей Христос есть Иисус,
Которого я проповедую вам.4.И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе,
как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество,
так и из знатных женщин немало.5.Но неуверовавшие Иудеи,
возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей,
собрались толпою и возмущали город и,
приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу.6.Не найдя же их,
повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам,
крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда,7.а Иасон принял их,
и все они поступают против повелений кесаря,
почитая другого царем, Иисуса.8.И встревожили народ и городских начальников, слушавших это.9.Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их.10.Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию,
куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую.11.Здешние были благомысленнее Фессалоникских:
они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания,
точно ли это так.12.И многие из них уверовали,
и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало.13.Но когда Фессалоникские Иудеи узнали,
что и в Верии проповедано Павлом слово Божие,
то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.14.Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю;
а Сила и Тимофей остались там.15.Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и,
получив приказание к Силе и Тимофею,
чтобы они скорее пришли к нему, отправились.16.В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом
при виде этого города, полного идолов.17.Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога,
и ежедневно на площади со встречающимися.18.Некоторые из эпикурейских и стоических философов
стали спорить с ним;
и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?»,
а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах»,
потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение.19.И, взяв его, привели в ареопаг и говорили:
можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?20.Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши.
Посему хотим знать, что это такое?21.Афиняне же все и живущие у них иностранцы
ни в чем охотнее не проводили время, как в том,
чтобы говорить или слушать что-нибудь новое.22.И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне!
по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.23.Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник,
на котором написано «неведомому Богу».
Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.24.Бог, сотворивший мир и всё, что в нем,
Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет25.и не требует служения рук человеческих,
как бы имеющий в чем-либо нужду,
Сам дая всему жизнь и дыхание и всё.26.От одной крови Он произвел весь род человеческий
для обитания по всему лицу земли,
назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,27.дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли,
хотя Он и недалеко от каждого из нас:28.ибо мы Им живем и движемся и существуем,
как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».29.Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать,
что Божество подобно золоту, или серебру, или камню,
получившему образ от искусства и вымысла человеческого.30.Итак, оставляя времена неведения,
Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться,31.ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную,
посредством предопределенного Им Мужа,
подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.32.Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались,
а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время.33.Итак Павел вышел из среды их.34.Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали;
между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь,
и другие с ними.
где была Иудейская синагога.2.Павел, по своему обыкновению, вошел к ним
и три субботы говорил с ними из Писаний,3.открывая и доказывая им,
что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых
и что Сей Христос есть Иисус,
Которого я проповедую вам.4.И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе,
как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество,
так и из знатных женщин немало.5.Но неуверовавшие Иудеи,
возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей,
собрались толпою и возмущали город и,
приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу.6.Не найдя же их,
повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам,
крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда,7.а Иасон принял их,
и все они поступают против повелений кесаря,
почитая другого царем, Иисуса.8.И встревожили народ и городских начальников, слушавших это.9.Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их.10.Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию,
куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую.11.Здешние были благомысленнее Фессалоникских:
они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания,
точно ли это так.12.И многие из них уверовали,
и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало.13.Но когда Фессалоникские Иудеи узнали,
что и в Верии проповедано Павлом слово Божие,
то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.14.Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю;
а Сила и Тимофей остались там.15.Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и,
получив приказание к Силе и Тимофею,
чтобы они скорее пришли к нему, отправились.16.В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом
при виде этого города, полного идолов.17.Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога,
и ежедневно на площади со встречающимися.18.Некоторые из эпикурейских и стоических философов
стали спорить с ним;
и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?»,
а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах»,
потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение.19.И, взяв его, привели в ареопаг и говорили:
можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?20.Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши.
Посему хотим знать, что это такое?21.Афиняне же все и живущие у них иностранцы
ни в чем охотнее не проводили время, как в том,
чтобы говорить или слушать что-нибудь новое.22.И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне!
по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.23.Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник,
на котором написано «неведомому Богу».
Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.24.Бог, сотворивший мир и всё, что в нем,
Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет25.и не требует служения рук человеческих,
как бы имеющий в чем-либо нужду,
Сам дая всему жизнь и дыхание и всё.26.От одной крови Он произвел весь род человеческий
для обитания по всему лицу земли,
назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,27.дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли,
хотя Он и недалеко от каждого из нас:28.ибо мы Им живем и движемся и существуем,
как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».29.Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать,
что Божество подобно золоту, или серебру, или камню,
получившему образ от искусства и вымысла человеческого.30.Итак, оставляя времена неведения,
Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться,31.ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную,
посредством предопределенного Им Мужа,
подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.32.Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались,
а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время.33.Итак Павел вышел из среды их.34.Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали;
между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь,
и другие с ними.



