Глава 5

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Rebuke not an elder, but exhort him as a father; the younger men as brethren:
  • 2. the elder women as mothers; the younger as sisters, in all purity.
  • 3. Honor widows that are widows indeed.
  • 4. But if any widow hath children or grandchildren, let them learn first to show piety towards their own family, and to requite their parents: for this is acceptable in the sight of God.
  • 5. Now she that is a widow indeed, and desolate, hath her hope set on God, and continueth in supplications and prayers night and day.
  • 6. But she that giveth herself to pleasure is dead while she liveth.
  • 7. These things also command, that they may be without reproach.
  • 8. But if any provideth not for his own, and specially his own household, he hath denied the faith, and is worse than an unbeliever.
  • 9. Let none be enrolled as a widow under threescore years old, [having been] the wife of one man,
  • 10. well reported of for good works; if she hath brought up children, if she hath used hospitality to strangers, if she hath washed the saints’ feet, if she hath relieved the afflicted, if she hath diligently followed every good work.
  • 11. But younger widows refuse: for when they have waxed wanton against Christ, they desire to marry;
  • 12. having condemnation, because they have rejected their first pledge.
  • 13. And withal they learn also [to be] idle, going about from house to house; and not only idle, but tattlers also and busybodies, speaking things which they ought not.
  • 14. I desire therefore that the younger [widows] marry, bear children, rule the household, give no occasion to the adversary for reviling:
  • 15. for already some are turned aside after Satan.
  • 16. If any woman that believeth hath widows, let her relieve them, and let not the church be burdened; that it mat relieve them that are widows indeed.
  • 17. Let the elders that rule well be counted worthy of double honor, especially those who labor in the word and in teaching.
  • 18. For the scripture saith, Thou shalt not muzzle the ox when he treadeth out the corn. And, The laborer is worthy of his hire.
  • 19. Against an elder receive not an accusation, except at [the mouth of] two or three witnesses.
  • 20. Them that sin reprove in the sight of all, that the rest also may be in fear.
  • 21. I charge [thee] in the sight of God, and Christ Jesus, and the elect angels, that thou observe these things without prejudice, doing nothing by partiality.
  • 22. Lay hands hastily on no man, neither be partaker of other men’s sins: keep thyself pure.
  • 23. Be no longer a drinker of water, but use a little wine for thy stomach’s sake and thine often infirmities.
  • 24. Some men’s sins are evident, going before unto judgment; and some men also they follow after.
  • 25. In like manner also there are good works that are evident; and such as are otherwise cannot be hid.

1-2.- С каждой группой и состоянием верующих нужно действовать по–разному. Старого человека не нужно укорять, т. е. выговаривать ему слишком резко. Что здесь разумеется действительно старый возраст человека, а не положение человека как пресвитера (по–греч. здесь поставлено слово πρεσβυτεροι), это видно из того, что этому определению далее противополагаются термины, означающие именно возрасты (старицы, молодые). Тимофей был молод, поэтому ему не трудно было говорить со старцем как с отцом своим. Со всякою чистотою. В отношении к молодым женщинам Тимофей должен быть свободен от всяких пожеланий.

3-7.- Немало забот доставляли апостольской церкви вдовы, которых в те опасные для христианства времена было довольно большое число. Тимофей должен их почитать, т. е. с уважением относиться к ним и помогать им из церковных средств. Но только это должны быть "истинные вдовицы", т. е. женщины, оставшиеся по смерти мужей совершенно одинокими. Есть вдовы другого рода – имеющие детей или внучат: те, конечно, должны получать пособие от этих последних и не обременять собою церковной кассы. Они прежде пусть учатся... Апостол говорит не о детях и внуках, а о самих вдовах (Иоанн Златоуст, Феодорит и др.) и вместо "пусть учатся" лучше читать: "пусть учится" (μανθανετω). Почитать свою семью – точнее: заботиться, чтобы дети или внуки приобретали благочестивые навыки (ευσεβειν) и возрастали в почтении к предкам (τ. προγονοις – по–русски неточно: родителям.) Иное дело вдовица в истинном смысле этого слова (ст. 5): она, не имея детей или внуков, будучи вполне одинокой, конечно возложит всю надежду только на Бога и будет стоять вдали от практической домашней работы, все свое время посвящать молитве и благочестивым подвигам. Если же она предается сластолюбивой жизни вместо благочестия, то этим ясно покажет, что она – только по имени христианка и причастница новой лучшей жизни: на самом деле она – духовно мертвый человек (ср. (Апок 3:1). Тимофей должен постоянно внушать вдовам мысль об этом, чтобы они не служили предметом нареканий, главным образом со стороны лиц, не принадлежащих к Церкви (ср. (1Петра 3:16).

8.Всякий, кто не заботится о своих собратьях и особенно о членах своего рода, отрекся от веры Христовой, главное требование которой состоит в том, чтобы христиане оказывали деятельную любовь по отношению к ближним, и даже хуже язычника, которому нельзя было отказать в заботливости о своих родственниках. Апостол, конечно, имеет здесь в виду главным образом тех христиан, которые по разным соображениям отказывали в своей помощи родственницам своим – вдовам. Таким образом этот стих представляет собою переход к следующему.

9-10.- В каталог или список вдов, получающих пособие от Церкви (на такой список указывает глагол καταλεγεσυω, неточно переведенный по–русски выражением: должна быть избираема,) должны быть заносимы вдовы, удовлетворяющие трем условиям: 1) когда они не моложе 60–ти лет – возраст, когда женщина уже не в состоянии зарабатывать себе собственным трудом пропитание, 2) когда вдова имела одного мужа (ср. (1-е Тим 3:2) и, наконец, 3) вообще когда она известна Церкви своими добрыми делами. Умывала ноги святым, т. е. христианам, приходившим в ее дом издалека. Была усердна ко всякому делу, т. е. отзывалась на всякое благое общественное начинание.

11-13.- Молодые вдовы не должны быть вносимы в список вдов, получающих пособие от Церкви, потому что они, утешаясь Христом или, точнее, получая пособие от Церкви Христовой (по–русски выражение καταστηνααχοσι) переведено слишком обще: "впадая в роскошь противно Христу"), в то же время думают не о том, чтобы послужить Христу или Его Церкви, а о личных своих выгодах и прежде всего об утехах брачной жизни. Они подлежат осуждению(какому и от кого – не сказано), потому что изменили своему прежде высказанному решению – отдать себя на служение Церкви. Кроме того, апостол считает нужным указать и на то, что такие вдовы привыкают к праздности и пустым пересудам в разговорах с другими женщинами.

14-16.- Поэтому апостол решительно требует (желаю – не совсем правильный перевод выражения βουλομαι), чтобы молодые вдовы снова вступали в брак и занимались детьми и хозяйством, не подавая противникам христианства – иудеям и язычникам – повода хулить христианскую веру. А опасаться за молодых вдов есть основание: некоторые из них уже пошли дурною дорогою (вслед сатане). Свои наставления относительно вдов апостол заключает приглашением ко всем верующим – помогать своим вдовам – родственницам и знакомым, не обременяя заботами о них Церковь.

17-20.- Переходя к пресвитерам, апостол требует, чтобы они за свое предстоятельское служение были почитаемы вдвойне – и как старцы по возрасту, и как носители особого высокого звания. Особенно заслуживают такого почета те, которые не только занимаются делами церковного управления, но и выступают как проповедники и учители веры. Почтение же должно выражаться прежде всего в вознаграждении за их труды, которое пресвитеры должны получать, как и всякий трудящийся: об этом сказано и в Ветхом (Втор 25:4), и в Новом Завете (Матф 10:10). Что же касается пресвитеров, не удовлетворяющих своему высокому назначению, то обвинение против них должно быть принесено при достаточном количестве свидетелей. В таком случае жалующийся на пресвитера, конечно, будет осторожнее в своих речах против пресвитера, чем в том случае, когда он будет наедине с епископом. Если пресвитер окажется действительно виновным, то его нужно обличить пред всеми другими пресвитерами, чтобы этим самым предохранить последних от повторения тех же проступков, в каких изобличен повинный пресвитер.

21-23.- Вопрос о суде над пресвитерами так важен, что апостол заклинает Тимофея Богом, Христом и ближайшими к престолу Божию избранными Ангелами, чтобы он помнил его указание, только что им высказанное. Тимофей должен быть чужд всякого пристрастия при разборе обвинений, предъявленных пресвитерам. Не должен Тимофей также быть скорым в рукоположении лиц на разные церковные должности и прежде всего в пресвитеры, потому что недостаточно подготовленный к пресвитерскому служению человек может сделать немало проступков, нравственная ответственность за которые должна по справедливости лежать и на епископе, поставившем такого человека в пресвитеры... Но кроме ответственности за чужие грехи, епископ может подлежать осуждению и за свои личные, и апостол внушает Тимофею, чтобы он держал себя в чистоте. Впрочем, Тимофей не должен быть и излишне суров к самому себе: он может употреблять понемногу и вино для укрепления желудка (красное вино дается врачами при слабости желудка как вяжущее средство), тогда так Тимофей, по–видимому, вовсе не хотел вкушать вина из боязни, чтобы его не упрекнули в сластолюбии...

24-25.- Свое обращение к Тимофею апостол заключает некоторым утешением ему. Так как, действительно, Тимофею могло быть поставлено в упрек употребление им вина, то апостол успокаивает его тем, что его истинное побуждение, по которому он будет пить вино, не скроется от очей Всеправедного Судии. Так грехи некоторых лиц явны и теперь для всех, а у других такие же грехи – прикрыты; тем не менее и эти прикрытые грехи со временем – на страшном суде – обнаружатся. А ведь человек и должен бояться не человеческого, а Божьего суда.