Глава 6

  • Закрыть сопоставления
  • 1. And David got together all the fighting-men of Israel to the number of thirty thousand;
  • 2. And David, and all the people who were with him, went to Baal of Judah to get the ark of God, over which the holy name is named, the name of the Lord of armies, whose place is between the winged ones.
  • 3. And they put the ark of God on a new cart and took it out of the house of Abinadab which was on the hill: and Uzzah and Ahio, the sons of Abinadab, were the drivers of the cart.
  • 4. And Uzzah went by the side of the ark, while Ahio went before it.
  • 5. And David and all the men of Israel made melody before the Lord with all their power, with songs and with corded instruments and instruments of brass.
  • 6. And when they came to Nacon's grain-floor, Uzzah put his hand on the ark of God to keep it safe in its place, for the oxen were out of control.
  • 7. And the wrath of the Lord, burning against Uzzah, sent destruction on him because he had put his hand on the ark, and death came to him there by the ark of God.
  • 8. And David was angry because of the Lord's outburst of wrath against Uzzah: and he gave that place the name Perez-uzzah, which is its name to this day.
  • 9. And such was David's fear of the Lord that day, that he said, How may I let the ark of God come to me?
  • 10. So David did not let the ark of the Lord come back to him to the town of David: but had it turned away and put into the house of Obed-edom the Gittite.
  • 11. And the ark of the Lord was in the house of Obed-edom the Gittite for three months: and the Lord sent a blessing on Obed-edom and all his family.
  • 12. And they said to King David, The blessing of the Lord is on the family of Obed-edom and on all he has, because of the ark of God. And David went and took the ark of God from the house of Obed-edom into the town of David with joy.
  • 13. And when those who were lifting the ark of the Lord had gone six steps, he made an offering of an ox and a fat young beast.
  • 14. And David, clothed in a linen ephod, was dancing before the Lord with all his strength.
  • 15. So David and all the men of Israel took up the ark of the Lord with cries of joy and sounding of horns.
  • 16. And when the ark of the Lord came into the town of David, Michal, Saul's daughter, looking out of the window, saw King David dancing and jumping before the Lord; and to her mind he seemed foolish.
  • 17. And they took in the ark of the Lord, and put it in its place inside the tent which David had put up for it: and David made burned offerings and peace-offerings to the Lord.
  • 18. And after David had made the burned offerings and the peace-offerings, he gave the people a blessing in the name of the Lord of armies.
  • 19. And he gave to every man and woman among all the people, among all the masses of Israel, a cake of bread and a measure of wine and a cake of dry grapes. Then all the people went away, every man to his house.
  • 20. Then David came back to give a blessing to his family. And Michal, Saul's daughter, came out to him and said, How full of glory was the king of Israel today, who let himself be seen uncovered by his servant-girls like a foolish person uncovering himself without shame!
  • 21. And David said to Michal, I was dancing before the Lord, who put me over your father and all his sons, to make me a ruler over the people of the Lord, over his people Israel: and I will go on playing before the Lord;
  • 22. And I will do even worse than this, and make myself even lower in your eyes: but the servant-girls of whom you were talking will give me honour.
  • 23. And Michal, Saul's daughter, had no child till the day of her death.

2.Ваал Иудин - то же, что Кириаф-Иарим в колене Иудином. Чтобы перенести оттуда ковчег Божий. См. (1Цар 6:21); (1Цар 7:1) Имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах. См. (Исх 25:10-22)

5.Играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях - для выражения и наибольшего возбуждения своего религиозного чувства. Цитра и псалтирь - струнные музыкальные инструменты; систра и кимвал - металлические ударные, тимпан - нечто вроде нашего бубна.

7.На вопрос о том, за что собственно наказан Оза, блаж. Феодорит отвечает: "Иные говорят, что он наказан за опрометчивость, как покусившийся подать помощь Кивоту, который, служа защитой всему народу, не нуждался в пособии других. Иосиф же (Флавий) говорит, что Оза подвергся наказанию за то, что, не будучи левитом, дерзнул прикоснуться к Кивоту; но это, очевидно, ложно, потому что Оза был сын Аминадава, которому вефсамитяне передали Кивот, отпущенный иноплеменниками (1Цар 7:1); (2Цар 6:3-4); Аминадав же был из колена Левиина (1Цар 6:1). Да и не за опрометчивость понес он наказание, потому что, когда наклонилась колесница, надлежало поддержать ее рукой. Напротив того, Оза наказан за другое беззаконие. Бог повелел носить Кивот священникам на раменах (Чис 4:1); они же, вопреки закону, везли на колеснице. Ввело же их в обман то, что Кивот, отосланный так иноплеменниками, никому не причинил вреда. Но надлежало знать, что иноплеменники и закона не знали, и священников не имели, чтобы перенести Кивот по закону" (блаж. Феодорит, толк. на 2 Цар, вопр. 19). Кроме того, как полагают некоторые, Оза ухватился за Ковчег Господень не с должным благоговением к последнему.

9.Ко мне - в город Давида (ср. (2Цар 5:7); (2Цар 6:10).

12."Сделав Иерусалим политическим центром страны, Давид нашел необходимым сделать его и религиозным центром через перенесение сюда Ковчега Завета Это требовалось, с одной стороны, для того, чтобы возвысить вообще значение города Давидова в глазах народа, а с другой стороны, еще более для того, чтобы под личным наблюдением царя придать всенародному богослужению надлежащий порядок и торжественную обстановку и тем оживить религиозный дух народа, видимо, упавший в последнее время (1Пар. 13.3)" (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 152).

14.Давид сказал из всей силы пред Господом - от полноты своего религиозного восторга. Одет же был Давид в льняной ефод. См. пр. к (1Цар 2:18)

16.Мелхола - дочь Саула и жена Давида. См. (1Цар 18:20-23); (1Цар 25:44); (2Цар 3:12-16) Уничижила его в сердце своем. Дочь Саула не способна была пережить и даже понять тот религиозный подъем духа, в котором находился в данный момент царь и пророк Давид.

17.О сооружении Давидом Иерусалимской Скинии см. (1Пар 15:1); (1Пар 16:1) Первосвященником при новоустроенной скинии был назначен Авиафар (1Цар 21:1) - (1Цар 23:1); при неразобранной же старой скинии, в Гаваоне, первосвященствовал Садок (1Пар 16:39). Таким образом, у евреев явились два первосвященника и два места богослужения, в противность предписанию с Синая. Но Давид не решался ни перенести в Иерусалим старую скинию, ни разобрать ее, как ненужную, потому что опасался восстановить против себя жителей Гаваона и всего колена Вениаминова, и без того не расположенных к Давиду и, без сомнения, дороживших присутствием у себя этой святыни, как памятником своего почетного положения среди колен при Сауле. Нужен был блеск иерусалимского богослужения, созданный постепенно Давидом, и подавляющее величие храма Соломонова, чтобы вениамитяне и другие, сочувствовавшие им колена, позабыли на время соперничество и примирились с уничтожением старой скинии. При Соломоне старая, гаваонская, скиния была разобрана и вместе с Давидовой сложена на хранение в помещениях при храме" (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 155-156).

21-22.- Религиозный восторг Давида, не понятный для холодной натуры высокорожденной Мелхолы, вполне понятен и достохвален в глазах массы простого, непосредственного народа.

23.Религиозная инертность Мелхолы не могла не вызвать отчуждения к ней со стороны Давида. Бесплодие Мелхолы было как бы наказанием ее свыше.