- 1-2. «Тогда»: во время вышеозначенного пребывания Господа в земле Генисаретской, «после того, как Он бесчисленные сотворил знамения, после того, как исцелились недужные, прикоснувшись к краю риз Его. Для того-то Евангелист и означает время, дабы показать крайнюю, ничем непреодолимую злобу книжников и фарисеев. А что значат слова: иерусалимские книжники и фарисеи? Книжники и фарисеи рассеяны были по всем коленам и разделены на 12 частей, но те из них, которые жили в главном городе (Иерусалиме) были гораздо злее прочих, так как большей пользовались честью и более надмевались» (Злат., ср. Феофил.). – «Преступают предание старцев» и пр.: предание – все то, что передается устно из рода в род, не записанное в свое время в книгах; частнее здесь разумеются постановления и обычаи, не записанные в законе Моисеевом, но происходившие (будто бы) от Моисея по преданию. Иудеи почему-то верили, что Моисей на Синае получил два закона, один записанный им в книгах, а другой – не записанный, который переходил из уст в уста от родителей к детям и после уже записан в Талмуде. Они думали, что Моисей перед своей смертью передал его Иисусу Навину, он – судьям, они – пророкам и т.д., доколе записали его в Талмуде. Предание это называлось преданием «старцев», т.е. древних мужей, древних предков, и значит – предание древнее, следовательно обязательное, по мнению иудеев. Несмотря на незначительность и мелочность этих преданий, иудеи приписывали им большую даже важность, чем постановлениям Писания. Соблюдение таковых преданий было впрочем пунктом разногласия между фарисеями и саддукеями, из коих последние не приписывали такой важности преданиям. Но предание об умовении рук перед вкушением пищи, кажется, строго соблюдалось всеми иудеями (ср. Мк. 7:3). Строгим исполнением этого предания иудеи вероятно хотели соблюсти чистоту и опрятность, – желание без сомнения похвальное, но дело в том, что из сего обычая они сделали предрассудок, соблюдение которого они еще оградили разными мелочными правилами: о количестве воды, о способе омовения, о числе омовений и пр. Притом же «тогда как иудейскому народу надлежало уже оставить прежние постановления, они (фарисеи) навязывали ему еще более, опасаясь лишиться власти и желая, чтобы их тем более страшились, что они и сами законодатели. Отчего дело дошло до такого нечестия, что их заповеди сохраняли, а Божии нарушали. Посему они заслуживали двоякое и обвинение, – за то, что вводили новые постановления и что, оставляя без внимания заповеди Божии, тем более вступались за свои… Но почему ученики ели неумытыми руками? Это делали они не с намерением, но потому что презирали уже излишнее и заботились об исполнении необходимого. Они не считали законом ни умываться, ни оставаться неумовенными, но поступали так или иначе, как случалось» (Злат.).
- 3-6. «Сказал им в ответ» и пр.: на обвинение фарисеев (Господь) и Сам ответствовал обвинением, унимая дерзость их и показывая, что согрешающий в великих делах не должен с такой заботливостью подмечать в других маловажные проступки. Он не тотчас обращается к учиненному поступку (учеников) и не говорит, что он ничего не значит, – иначе Он увеличил бы их дерзость; но сперва сражает дерзость их, поставляя на вид преступление гораздо тягчайшее и возлагает оное на главу их. Он не говорит также и того, что нарушающие постановление хорошо поступают, дабы не подать им случая к обвинению Себя; но и не осуждает поступок учеников, дабы не подтвердить постановление. Равно и не обвиняет старцев…, но, все сие оставив, избирает другой путь, и порицая, по-видимому, подошедших к Нему, касается между тем сделавших сами постановления. Он не упоминает вовсе о старцах, но в обличении, направленном против одних, низлагает и других» (Злат.). – «Бог заповедал» и пр.: это – слова из пятой заповеди десятословия (Исх. 20:12) и закона, изложенного в Исх. 21:17. Чтить отца и мать значит оказывать им должное почтение и словом и делом, повиноваться им, любить их. Злословить родителей значит не только не оказывать им знаков почтения, но оказывать знаки, выражающее непочтение словом или делом. – «Смертью да умрет»: усиленное выражение, означающее, что таковой непременно, неизбежно и необходимо должен быть предан смертной казни. – «А вы говорите», следуя вашим преданиям старцев, «если кто скажет» и пр.: иудеи имели обычай посвящать разные такие или другие предметы из своего имущества Иегове, и закон требовал, чтобы таковые предметы, если они обещаны были для принесения в дар Богу, непременно были принесены Ему (Втор. 23:21-23). Образовалось предание, что, так как дар Богу важнее, чем дар даже самым близким людям, каковы родители: то родителям можно и не давать каких-либо предметов, если только предметы сии обещаны в дар Богу. Таким образом «фарисеи учили юношей под видом благочестия презирать отцов. Если кто из родителей говорил сыну: дай мне сию овцу, которую ты имеешь, или тельца, или иное что, то они отвечали, то, чем ты желаешь от меня пользоваться, я отдаю в дар Богу; итак, ты не можешь получить сего. Отсюда происходило двоякое зло: и Богу не приносили, и родителей, под предлогом приношения Богу, лишали дара, и оскорбляли родителей под предлогом обязанность к Богу, и Бога – под предлогом обязанности к родителям» (Злат., ср. Феофил.). Таким образом фарисеи и сами нарушали и других учили нарушать заповедь Божию ради преданий своих. Господь конечно не осуждает здесь принесения даров Богу. Евангелие требует сего, как и закон, и Сам Спаситель похвалил вдовицу, положившую две лепты в церковную кружку (Мк. 12:44). Он осуждает только нарушителей заповеди Божией ради предания, лишающих отца и мать потребного и необходимого для них, под предлогом благочестия.
- 7-9. «Лицемеры»: см. прим. к Мф. 7:5. Лицемер тот, кто старается в своих действиях показать себя нравственно и религиозно лучшим, чем каков он есть на самом деле; общее – тот, «кто кажется не тем, что он есть» (Феофил.). – «Хорошо»: справедливо, верно и точно. – «Пророчествовал о вас Исаия»: Исаия от лица Божия говорил об иудеях своего времени теми словами, которые приличны и иудеям времени Христова, и таким образом, говоря о своих современниках, пророчествовал и о потомках, и пророчество его исполнилось и на иудеях, в частности же на фарисеях, живших при Христе. – «Приближаются устами» и пр.: внешним только образом служат Мне, без участия сердца; молятся устами только, а не духом; исполняют внешние обряды, не стараясь войти в их дух и силу; исповедуют на словах одно, а делают другое. – «Тщетно»: суетно, напрасно, без пользы, ибо их почтение только внешнее, а Бог смотрит не на внешнее, а на внутреннее, на поклонение духом и истиною (Ин. 4:24). – «Уча учениям» и пр.: один Бог может постановить и научить, как должно чествовать Его, как и научил Он в Своем откровении, а иудейские учители выдумали о сем учении и заповеди свои, не согласные с откровением божественным о сем, и ими думали почитать Бога, каковое почтение, очевидно, тщетно, недействительно, не достигает цели.
- 10-11. «Призвав народ»: «Посрамив и пристыдив тех, оставил их как неисцелимых, и обращает слово к народу, как более достойному» (Евф. Зигаб.), «дабы преподать ему высокое, великое и исполненное многого любомудрия учение» (Злат.). – «Слушайте и разумейте»: усиленное призвание ко вниманию, показывающее важность предлагаемого (ср. Феофил.). – «Не то, что выходит в уста» и пр.: не то, что принимается устами в пищу и питье, «оскверняет», т.е. делает нечистым и виновным перед Богом, человека. – «То, что выходит из уст»: дурные речи, а равно и действия оскверняют человека, ибо выходящее из уст дурное из сердца исходит (ст. 18) и показывает в человеке дурную нравственность. – Осуждается ли здесь предписанная законом и соблюдаемая в христианстве разборчивость в пище? Очевидно нет. Во-первых, здесь выражается лишь общая мысль, что не пища оскверняет человека, а дурная нравственность; о родах пищи здесь нет речи. Во-вторых, сила речи здесь не в слове пища, а в словах об умовении рук (ср. ст. 20). «Не сказал (Господь), что разборчивость в пище ничего не значит, и что Моисей предписал оную напрасно; но, заимствуя доказательство из свойства вещи, говорил: не то, что входит в уста, сквернит человека, но то, что выходит из уст… Смотри, как Господь нигде не дерзает прямо восставать против закона. Посему и не сказал – пища, но – не то, что входит в уста, что можно было относить и к неумовению рук; и хотя Он им говорил сие о пище, но можно было думать, что Он им говорил и об умовении рук. Ибо разборчивость в пище столь строго была соблюдаема, что и после воскресения Петр говорил: «нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого» (Деян. 10:14). Посему-то и Сам Христос первоначально не прямо говорил о пище, но сказал: то, чтó входит в уста, и после, когда по-видимому говорил о сем яснее, прикровенно заключил речь Свою, сказав: «а есть неумытми руками не оскверняет человека» (ст. 20), дабы слышавшие думали, что Он с сего начал и о сем рассуждал доселе» (Злат.). Разборчивость в пище должна быть выражением нравственного состояния или действия, и в сем случае похвальна (1Кор. 10:25-33).
- 12-14. «Услышав слово сие»: т.е. слова стиха 11-го, а не 3-6-го, как думают некоторые. Слова сии показались особенно блазнительными потому, что они сказаны были народу. Св. Златоуст, на основании слов Петра (ст. 15), догадывается, что и сами ученики несколько соблазнялись или смущались, только не смели говорить от своего лица, а желали узнать через повествование о других (ср. Феофил). – «Всякое растение» и пр.: под образом растения представляется здесь или учение фарисейское о преданиях старцев, которое Господь осуждает в этой беседе, или сами фарисеи, которым противопоставляет Себя Христос. С растением иногда сравнивается учение (1Кор. 3:6-8). Оно насаждается в духе, чтобы возрастая, в продолжение жизни, приносить плоды добродетелей, обнаруживающиеся в поведении человека. Точно также люди нередко сравниваются с растением или деревом, добрые – с добрым, недобрые – с дурным (см. прим. к Мф. 3:8, 10). Итак, образная речь сия значит: всякое учение, не от Бога происшедшее и с учением Божиим несогласное, а равно и люди, или измыслившие таковое учение, или поддерживающие оное, не устоят перед истиною слова Божия, и рано или поздно разоблачится ложь их. – «Оставьте их»: не следуйте (речь обращена к народу) измышленным ими учениям, которые якобы основываются на преданиях старцев, а между тем не только не согласны с учением Божественным, но еще и разоряют заповеди Божии. – «Оставьте их»: не страшитесь их гнева, не бойтесь их угроз. Повелением оставить фарисеев Господь не внушает последователям Своим оставлять их в их заблуждениях, не делая попыток к их вразумлению и опровержению их ложных учений, ибо Он и Сам делал сие. Он убеждает только не следовать их учениям и не беспокоиться. – «Они слепые вожди слепых»: фарисеи духовно слепы, потому что не следуют свету слова Божия, а измыслили свои учения, которые и закрывают им глаза от истины; руководимые же ими, т.е. народ, слушающий их, духовно слепы по невежеству своему в законе. Высшую степень духовного ослепления фарисеев показывало то, что они сами отрицали слепоту свою (Ин. 9:40). – «А если слепой ведет слепого» и пр.: это было, кажется, народное присловье, взятое из обыденной жизни. «Большое зло и слепым быть, но при слепоте не иметь руководителя и занимать должность вождя, это есть двоякое или даже троякое преступление. Ибо если при слепоте пагубно не иметь вождя, то гораздо пагубнее браться водить других» (Злат.).
- 15. «Петр»: от лица и прочих учеников (ст. 16, ср. Мк. 7:17). Св. Златоуст полагает, что Петр просил Господа объяснить слова сии не потому, чтобы они были не ясны, а потому что вместе с другими учениками о соблазнялся словами Христовыми, почему в ответе Своем Господь с некоторой укоризной обращается к ученикам (ст. 16). Впрочем может быть ученики действительно не понимали учения Христова о неразборчивости в пище. Закон предписывал строгую разборчивость, а Господь, по-видимому, отменяет ее, и в учениках могло возникнуть недоумение. – «Объясни притчу»: ср. прим. к Мф. 13:3. Слово притча означает иногда всякое неясное изречение или учение. – «Притчу сию»: т.е. изречение, содержащиеся в 11 стихе, а не в 13-14-м, как видно из ответа Господа.
- 16-18. «И вы – не разумеете»: хотя вам дано знать тайны царствия Божия (Мф. 13:11). Господь «обличает учеников и укоряет за неразумие или потому, что они соблазнились, или потому, что не понимали того, что Он сказал» (Феофил.), или для того, «чтобы уничтожить предрассудок» (Злат.). – «Входящее в уста» и пр.: приемлемое в пищу не соприкасается с духом, в правильном развитии которого состоит нравственное совершенство; пища проходит только в чрево и потом извергается вон, доставив питание телу. Она поэтому сама по себе не оскверняет человека. Здесь, как и во всей этой речи, пища берется лишь сама в себе, без всякого отношения к нравственному состоянию ядущего, а равно и к роду и количеству снедаемого. – «Исходящее из уст» и пр.: «пища если бы даже и оставалась в теле, и тогда не оскверняла бы человека. А нечистота сердца внутри пребывает и оскверняет человека не только тогда, когда остается там, но и тогда, когда исходит оттоле, – и тогда еще более» (Злат.). «Так блудный помысел, оставаясь в душе, оскверняет человека, а переходя в дело, не только оскверняет его, но доводит до погибели» (Феофил.). Ибо сердце есть средоточная сила души, из которой исходят и добрые и злые действия (ср. Мф. 22:37). Господь не говорит здесь о добрых помышлениях и действиях, исходящих из сердца, а только о злых, оскверняющих человека, так как повод к речи требовал раскрытия предмета только с сей стороны.
- 19-20. «Из сердца исходят» и пр.: Господь исчисляет то, что, исходя из сердца, оскверняет человека, исчисляет не все, но как бы для примера более общие и обычные греховные действия (ср. Мк. 7:21-22). – «Злые помышления»: это источник всех злых действий человека, так как помысел и намерение обыкновенно предшествуют действию всякому, следовательно и злому. Исходящая из сердца (не мимолетная) злая мысль, даже тогда, когда мы усиливаемся исторгнуть ее, оскверняет нас; она непременно оставляет после себя след в душе, более или менее глубокий. – «Убийства»: или чувственные, через отнятие жизни другого по злобе на него, или духовные, через склонение к смертным грехам (6-я заповедь). – «Прелюбодеяния, любодеяния»: ср. Мф. 5:28 (7-я заповедь). – «Кражи»: присвоение собственности ближнего против его воли; они преступны, как нарушение прямой заповеди Божией, выраженной в десятословии (8-я заповедь). – «Лжесвидетельствования»: утверждения лжи из желания вредить ближнему, – преступление против 9-й заповеди десятословия. – «Хуления»: см. прим. к Мф. 9:13; или против Бога (3-я заповедь), или против ближнего. Употребление множественных чисел указывает на различные случаи, способы и виды убийств, краж и пр.
- 21. «Вышедши оттуда»: ср. Мф. 14:36. – «В страны Тирские и Сидонские»: ср. прим. к Мф. 11:21. «Если кто спросит, как же Христос, говоря ученикам: «на путь к язычникам не ходите» (Мф. 10:5), Сам вступает на сей путь, то мы скажем на сие, во-первых, что Он Сам не обязан был исполнять того, что заповедал Своим ученикам; во-вторых, Он шел в сии страны не проповедовать; на это указывает и Марк, говоря, что Господь скрылся, но не мог утаиться (Мк. 7:24). Как не следовало Христу идти к язычникам первым, так напротив несообразно было с Его человеколюбием удалять их от Себя, когда они сами приходили. Ежели Ему не надлежало оставлять убегавших от Него, тем более не должно было убегать тех, кои сами искали Его» (Злат., ср. Феофил.).
- 22. «Женщина хананеянка»: хананеи или хананеяне, древние обитатели Палестины, до времени завоевания ее евреями при Иисусе Навине, теснимые евреями во время и после завоевания ими Палестины, во множестве переселялись на север Палестины, в Сирию и Финикию, и со временем смешались с туземными, сродными впрочем им, племенами (почему женщина, которую евангелист Матфей называет хананеянкой, у Марка называется сирофиникианкой – Мк. 7:26). – «Господи, сын Давидов» (ср. прим. к Мф. 1:1): название Мессии. Женщина эта не только, как видно, знала веру иудеев в пришествие Мессии, но веровала вместе со многими иудеями, что явившийся чудотворец Иисус, Сын Марии, из Назарета, есть именно оный явившийся Мессия. Она могла знать это, ибо слух об Иисусе Христе прошел по всей Сирии (Мф. 4:24). – «Беснуется»: о бесновании см. прим. к Мф. 4:24. Верование, что демоны, входя в людей, мучат их, было и у язычников. «Почему хананеянка говорит – помилуй меня, а не – дочь мою? Потому что та была бесчувственна. Помилуй меня, говорила она, потому что я терплю и чувствую страдания дочери. И не говорит – приди и исцели, а только – помилуй» (Феофил.).
- 23. «Не отвечал ей ни слова»: Господь поступает так для того, чтобы испытать веру женщины и через таковое испытание обнаружить силу сей веры (ср. Феофил.), а вместе и для того, чтобы показать Своим ученикам и последователям великие плоды усиленной и постоянной молитвы. К тому же направлены и последующие ответы Господа к ст. 24 и 26, как показывают последние слова Его, обращенные к жене в ст. 28. – «Отпусти ее»: скажи ей что-либо в успокоение ее, или исполни ее просьбу, или откажи. – «Кричит за нами»: усиленно просит, неотступно.
- 24. «Сказал в ответ»: ученикам, а не женщине, которая вопияла сзади. – «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева»: овцы погибшие – это иудеи (ср. прим. к Мф. 9:36 и Мф. 10:6), весь иудейский народ в противоположность языческому миру. Господь говорит, что Он послан или пришел в мир только к иудеям, а не язычникам, выражаясь так применительно к образу воззрения иудеев на язычников; в сущности же мысль та, что Он к иудеям пришел к первым и прежде, так как им обетован был Мессия, они были народ избранный для приготовления человечества к принятию Мессии, и среди них Он явился. Что Господь пришел в землю принять в Свое царство все народы и языческие, это видно из многих изречений Самого Господа, содержащихся в Евангелии: ср. Мф. 8:11-12. Мф. 24:14, 31. Мф. 28:18-20 и друг.
- 25-26. «Не хорошо взять хлеб» и пр.: иудеи были чада или дети Божии (Рим. 9:4), так как их Бог избрал Себе из всех народов и как бы усыновил Себе. Признавая себя чадами Божиими, иудеи с презрением относились к язычникам и называли их позорными именами, например псами, нечистыми животными, подобно тому, как теперь еще мусульмане называют христиан. Жена была язычница, и Господь, применяясь к образу воззрения иудеев, выразил ей, что не хорошо лишать благодеяний, предназначенных иудеям, и как бы передавать их язычникам, все равно как не хорошо отнимать хлеб у детей и отдавать его собакам. Господь, конечно, не имел намерения этими словами выразить презрение к язычникам, какое выражали ими Иудеи, и как бы подтвердить верность такого взгляда иудеев на язычников; мы видим, что Он иначе смотрел на отношение этих последних к царству Своему, считая их более достойными его и способными к принятию его, чем иудеи (Мф. 21:43 и др.). Нет, этими словами Он хотел только испытать и обнаружить силу веры женщины.
- 27-28. «Так, Господи! но и псы едят крохи» и пр.: отдай лучшую пищу детям, пусть иудеи пользуются великими благодеяниями Твоими; но позволь и мне хотя мало воспользоваться ими, все равно как собаки пользуются крохами, остатками от трапезы, – исцели дочь мою. Весь этот образ речи (ст. 26-27) взят от семейного обеда, остатками от которого питаются и домашние собаки. – «Велика вера твоя». Прекрасно великость или силу веры женщины изъясняет св. Златоуст: «слыша название хананеянки, представь себе тот беззаконный народ, который превратил в самых основаниях законы природы… Те, которые были изгнаны для того, чтобы не развратили иудеев, теперь больше иудеев оказывают усердия. Они выходят из пределов страны своей и сами идут ко Христу; а иудеи и пришедшего к ним Христа гонят от себя… «Но Он не отвечал ей ни слова». Что значит этот новый и необыкновенный поступок Иисуса? Иудеев и неблагодарных вводит, и злословящих призывает, и искушающих не оставляет; а ту, которая сама приходит к Нему, просит Его и молит, которая не знала ни закона, ни пророков и между тем показывает такое благочестие, Он не удостоивает даже и ответа? Кто бы не соблазнился о Иисусе, видя поступок, столь не согласный с молвою о Нем?.. Но она не соблазнилась… Христос отвечает (на ходатайство учеников): «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева»… Довольно было и одного молчания, чтобы привести хананеянку в отчаяние; тем более мог повергнуть в оное ответ Христов. Видя вместе с собою в недоумении своих ходатаев (Апостолов) и слыша, что прошение ее не может быть исполнено, можно было потерять всю надежду. Однако же жена не потеряла оной, но видя бессилие своих ходатаев, вооружилась похвальной дерзостью. Прежде она не смела и явиться перед лицо Господа, ибо сказано: «кричит за нами». А теперь, когда по причине безнадежности надлежало бы вовсе удалиться, она приступает ближе и кланяется, говоря: «Господи, помоги мне». Что же Христос?... Удостоив ответа (ст. 26) Господь еще более поразил ее оным, нежели молчанием; чем более она увеличивает свою просьбу, тем и Он решительнее отказывает. Он уже не овцами называет иудеев, а чадами, а ее – псом. Как же поступает жена? Она в самих словах Его находит защиту. Если я пес, говорит она, то значит не чужая. Жена любомудрствует, показывает терпение и веру, несмотря на свое уничижение. Я знаю, говорит она, что чадам необходимо давать пищу, но и мне она не совсем возбранена, несмотря на то, что я подобна псу. Ежели мне вовсе нельзя пользоваться пищей, то нельзя участвовать и в крохах. Ежели же я могу иметь хоть малое участие в оной, то мне не совсем возбранена, несмотря на то, что я подобна псу; или лучше, потому наипаче я и имею в ней участие, что подобна псу… Вместе с верою познай и смиренномудрие ее. Господь назвал иудеев чадами, а она не удовольствовалась сим, но назвала их господами. Он говорит: «не хорошо»; она ответствует: «так, Господи». Он называет ее псом, а она приписывает себе и действие свойственное псу… Что же Христос? «О, женщина», восклицает Он, «велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему», т.е. вера твоя может сделать и больше сего; но – да будет тебе по желанию твоему. Это воззвание подобно сему: да будет небо – и бысть». – «И исцелилась дочь ее»: особенность сего чуда в том, что оно совершено над больной издали, как и Мф. 8:13, Ин. 4:46 и дал.
- 29. «К морю Галилейскому», т.е. Генисаретскому озеру, по всей вероятности к северным или северо-восточным берегам оного. – «Взойдя на гору сел»: ср. прим. к Мф. 5:1.
- 30-31. О болезнях, здесь упоминаемых, и исцелении их, см. прим. к Мф. 4:24. – «Народ дивился»: см. прим. к Мф. 9:33.
- 32-38. Сказание о вторичном умножении хлебов и напитании ими множества народа сходно со сказанием о первом таковом же чуде (Мф. 14:14-21) и не требует подробного объяснения. – «Уже три дня находятся при Мне»: «чтобы кто-нибудь не сказал: они пришли с запасом хлеба, Христос говорит: три дня уже находятся при Мне; следовательно ежели бы пришли и с запасом, то запас истощился бы. Посему-то и чудо сотворил Он не в первый и не во второй день, но когда изошло у них все, чтобы восчувствовав наперед нужду, тем с большим восторгом приняли чудо. Для сего и говорит: «чтобы не ослабли в дороге», показывая тем, что далеко было до селения и что у них ничего не оставалось… Чтобы кто-нибудь не сказал, что Он хлебы получил из какого-нибудь ближайшего селения, то указывается на само место (в пустыне – ст. 33), чтобы уверились в чуде. Посему-то как первое, так и сие чудо Он творит в пустыне» (Злат.).
- 39. «Прибыл в пределы Магдалинские»: в окрестности города Магдалы, на западном берегу Генисаретского озера, несколько ниже Тивериады. Магдала – тот городок, из которого происходила Мария Магдалина.
Ничего нет для сопоставления.