Глава 9

  • Закрыть сопоставления
  • 2.

    Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса твоя.

    Псалом этот продолжителен. И это есть дело мудрости Духа. Он сделал не все псалмы краткими, и не все продол­жительными, но самим размером их сообщил разнообразие этой книге, продолжительностью возбуждая (слушателей) от ле­ности, а краткостью облегчая труд. «Исповедуюсь Тебе, Господи, всем сердцем моим, поведаю все чудеса Твои». Исповедание бы­вает двоякого рода: оно есть или сознание собственных гре­хов, или приношение благодарности Богу. Здесь оно означает благодарность. Что же значит: «всем сердцем моим»? Со всею охотою и усердием, не только за благоденствие, но и за противное тому. То особенно и свойственно душе благодарной и любомудрой, чтобы благодарить Бога и в скорбных обстоятельствах, про­славлять Его за все – не только за благодеяния, но и за наказания. Этим заслуживается большая награда. Принося благодарность за благодеяния, ты отдаешь долг; а, принося благодарность за бедствия, ты делаешь Бога должником своим. Кто наслаждается благоденствием и чувствует благодарность, тот исполняет должное, а кто терпит бедствия и прославляет Бога, тот приготовляет себе воздаяние. За такую благодарность Бог дарует много других благ и там и здесь, так что для нас бывают нечувствительными и сами бедствия.

  • 3.

    Возвеселюся и возрадуюся о тебе, пою имени твоему, вышний.

    Другой переводчик (Акила и Симмах) говорит: и похвалюсь (gauriásw). Пою имени твоему, Вышний. Другой (Симмах): воспою имя (Ásw tÓnoma) твое. Не маловажный вид любомудрия – в том, чтобы веселиться о Боге. Кто веселится о Боге, как должно, тот отвергает всякое житейское удовольствие. Что значить: «возвеселюсь о Тебе»? В том, говорит, моя радость, в том мое весе­лие, что я имею такого Владыку. Кто знает это удовольствие, как должно знать, тот не чувствует других удовольствий. Это есть удовольствие в собственном смысле, а все прочие только носят имя удовольствий, а на самом деле не таковы. Оно возвышает человека, оно освобождает душу от тела, оно возносит к небу, оно поставляет выше всего житейского, оно избавляет от зла. И весьма естественно. Если пленяющиеся красотою телесною не чувствуют удовольствия ни от чего дру­гого в жизни, но стремятся только к одному – к лицезрению любимого предмета, то любящий Бога, как должно любить, может ли чувствовать что-нибудь приятное или прискорбное в настоящей жизни? Не может – ничего; он выше всего этого, наслаждаясь бессмертным удовольствием, потому что таков и предмет любви его. Любящие что-нибудь другое скоро и против воли за­бывают любимые предметы, так как они увядают и поги­бают; а эта любовь беспредельна, бессмертна, доставляет выс­шую радость и большую пользу, и тем самым еще более воо­душевляет любящего, что никогда не уничтожается. «Воспою имени Твоему, Вышний».

    Это особенно свойственно любящему. Любящие поют песнопения в честь любимых и, хотя бы сами не ви­дели их, утешают себя пением. Тоже самое делает и пророк. Так как Бога видеть невозможно, то он составляет в честь Его псалмы, входит с Ним в общение посредством песнопений, воспламеняет свою любовь и как бы созерцает Его, или – лучше – посредством песнопений и псалмов возбуж­дает любовь к Нему во многих других. Как любящие пре­возносят своих любимых похвалами и везде прославляют имена их, так точно поступает и пророк: «воспою», говорит, «имени Твоему, Вышний».

    Смотри, как он отрешился от земли и всем своим существом прилепился к тому (Высочайшему существу), пре­дав себя Богу. Потому он непрестанно и повторяет имя Его, что так свойственно поступать любящему.

  • 4.

    Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица твоего.

    «При обращении врага моего вспять: изнемогут и погибнут они от лица Твоего». Другой переводчик (Сииммах) говорит: так как обрати­лись враги мои назад, преткнулись и исчезли от лица твоего. И это особенно свойственно любящему, – чтобы постоянно говорить о благодея­ниях любимого и восхищаться ими; это происходит от любви и опять возбуждает любовь. Не погрешит тот, кто скажет, что пророк говорит здесь и о невидимых врагах, потому что и они обращаются назад, когда встречают душу мужественную. Как копье, ударяясь о щит слабый, проби­вает его, а, ударяясь о твердый и упругий, не причиняет ему никакого вреда, но затупившись отражается назад, так точно бывает и с душою. Если диавол находит душу слабую и беспечную, то бросаемые им стрелы проникают в глубину ее; когда же находит крепкую и сильную, то удаляется без успеха, не причинив ей никакого вреда, так что происходит двоякая, или – лучше – троякая польза: душе он не причиняет никакого вреда, но еще делает ее более крепкою, и сам от того становится более слабым. Смотри, как пророк возве­щает силу Божию. «Изнемогут и погибнут», говорит, от «от лица Твоего». Слыша опять о лице Божием, не подразумевай ничего телесного. Здесь он выражает деятельность и явление Бога, и легкость, с какою действует сила Его, как говорит он в другом месте: «Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись» (Пс 103:32). Тоже самое он выражает и здесь. Одного взгляда Его достаточно для того, чтобы погубить нечестивых. Если присутствие святых делает силу бесов бессильной, то тем бо­лее – присутствие Божие; если молния Его, являясь, устрашает всех, то представь, как нетленная сила Его устрашает и по­губляет злых. Видишь ли свойство песнопений? Видишь ли способ славословия, как пророк возвещает силу Божию? Не маловажный урок любомудрия он преподает нам и здесь, в словах: «воспою имени Твоему, Вышний, при обращении врага моего вспять». Какой же именно? Тот, что он не только во время бедствий, но и во время благоденствия не забывался. Многие, бу­дучи смиряемы бедствиями, делаются более ревностными в до­бродетели, а наслаждаясь благами, становятся нерадивыми и беспечными, как говорит он далее об иудеях: «когда Он умерщвлял их, они искали Его» (Пс 77:34). Но не таков был псалмо­певец: он и во время благоденствия не забывался и бодрство­вал.

  • 5.

    Ст. 5-6 Яко сотворил еси суд мой и прю мою: сел еси на престоле, судяй правду. Запретил еси языком, и погибе нечестивый: имя его потребил еси в век и в век века.

    Не мало научают любомудрию и следующие слова: «ибо Ты решил суд мой и тяжбу мою: воссел на престол Судящий по правде». Другой переводчик говорит (Акила): защитил меня. «Ты наказал народы, и погиб нечестивый. Имя его Ты изгладил на век и в век века». Другой (Симмах): ты погубил. «Имя его Ты изгладил на век и в век века». Посмотри опять на любомудрие этого мужа: он не сам мстит врагам, но предоставляет суд Богу, исполняя запо­ведь апостола: «не мстите за себя» (Рим 12:19). И не только это нужно заметить, но и то, что он терпел бедствия незаслу­женно. Если бы он терпел их не незаслуженно, то Бог не отомстил бы за него. «Воссел на престол Судящий по правде». Здесь он выражается человекообразно, представляя престол и седа­лище. Слова: «по правде» означают то, что особенно свойственно Богу и составляет отличительную принадлежность существа Его. О людях нельзя сказать этого: они, как бы ни были пра­ведны, не всегда судят по правде, не зная правды иногда по не­вежеству, а иногда по беспечности; Бог же, будучи свободен от всего этого, и зная и желая, произносит суд праведный. Та­ким образом, слова: «воссел на престол», означают: ты су­дил, ты отмстил, ты воздал.

    «Ты наказал народы, и погиб нечестивый». Видишь, как Бог не имеет нужды ни в оружии, ни в мече, ни в луке, ни в стрелах, но все это говорится человекообразно; для Бога довольно только запретить, и достой­ные наказания погибнут. А чтобы ты более узнал силу Его, выслушай следующее. «Имя его Ты изгладил на век и в век века», т.е. погубил совершенно, вырвал с корнем, так истребил, что исчезла сама память о них.

  • 6.

    Запретил еси языком, и погибе нечестивый: имя его потребил еси в век и в век века.

    См. толкование на (Пс 9:5)

  • 7.

    Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси: погибе память его с шумом.

    «У врага совершенно истощилось оружие, и города Ты разрушил: погибла память о нем с шумом». Другой переводчик (Симмах) говорит: раз­валины (eípia). В еврейском: пустыни (арвоф). И города раз­рушил. Что это значит? Уничтожив, говорит, козни и за­мыслы нечестивого, ты лишил его собственного его оружия. Таков гнев Божий: он все истребляет и уничтожает. Или, как научает, нас другой толкователь, сказавший – пустыни: ты не только разрушил города их, но и пустыни истребил, и города уничтожил. Так вел войну праведник, так он побеждал врагов своих, употребляя не оружие и копья, но имея помощь от Бога. Потому и война его блистательна и славна, и победа торжественна. «Погибла память о нем с шумом». Другой переводчик говорит (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): с ними. В еврейском: с ним (эм). Что значит: «с шумом»? Означает или совершенное истребле­ние, или общеизвестность бедствий. И это – дело промышления Божия, что Он совершает суд не тайно, дабы наказаниями одних исправлялись другие. Таким образом, он выражает явность погибели.

  • 8.

    И Господь во век пребывает, уготова на суд престол свой.

    «А Господь вечно пребывает, приготовил Он для суда престол Свой». Другой переводчик (Акила) говорит: будет сидеть; сидение часто употребляется в смысле неизменяемости существа Божия, как и Иеремия го­ворит: «Ты, Господи, пребываешь во веки» (Плач 5:19). Тоже выражает здесь и еврейское слово: иисив. Пророк часто говорит это при изобра­жении наказания людей, выражая с одной стороны бессмерт­ность существа Божия, а с другой – смертность человеческого рода. Существо и величие Божие не имеют конца. Это, будучи непрестанно напоминаемо, внушает нам страх, чтобы мы боя­лись Бога и по той, и по другой причине: и по причине вели­чия Его славы, и по причине ничтожества нашего собственного существа, и потому, что Он пребывает вечно, и потому, что Он наказывает вечно и ужасно. Когда нужно объяснить что-нибудь в переносном смысле, то не должно оставлять этого. Иногда нужно и (в словах Писания) подразумевать нечто дру­гое, а иногда нужно понимать их только так, как они ска­заны, например: «в начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1:1). А иные должно понимать иначе, нежели как они сказаны, на­пример: «любезною ланью и прекрасною серною, любовью ее услаждайся постоянно; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим: источник твой да будет благословен» (Притч 5:17)-19). Если ты, обратив внимание на эти слова и желая уразуметь смысл их не отступишь от буквальных вы­ражений, то увидишь, что было бы очень бесчеловечно – не да­вать никому даже воды. А здесь идет речь о жене, о том, что с нею нужно обращаться целомудренно; она называется «источником» и «ланью», по причине чистоты супружеского сожи­тия. Здесь – так, а в других местах нужно принимать и са­ми слова, и подразумевать другой, выражаемый ими, смысл,– например, в словах: «как Моисей вознес змию» (Ин 3:14). Здесь надобно верить, что это было, – а было действительно, – и разуметь выражаемый этим прообраз Христа. Так и здесь не погрешит тот, кто отнесет сказанное псалмопевцем к иудеям. «Воссел на престол Судящий по правде. Ты наказал народы, и погиб нечестивый. Имя его Ты изгладил на век и в век века. У врага совершенно истощилось оружие, и города Ты разрушил: погибла память о нем с шумом».

    Всей вселенной известны бедствия распявших Христа: города их разрушены, и диавольские ухищ­рения остались тщетными, действием промышления Христова, управляющего всем. Впрочем, оставим делать такие приложе­ния любознательным и продолжим объяснение сказанного. «Приготовил Он для суда престол Свой». Другой переводчик (Акила) говорит: утвер­дил на суд.

  • 9.

    И той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте.

    «И Он будет судить вселенную по правде, будет судить людей по правоте». Видишь ли, как пророк мало-помалу усиливает речь? Упомянув о пре­столе, он изображает свойства этого престола, который составлен не из дерева или другого какого-нибудь вещества, но из правды. Он основан, говорит, на правде. «Судить вселенную по правде». Говорит и о настоящем, и о будущем. Суд всеобщий будет там, а частный бывает и здесь; Бог совершает многое и теперь, чтобы люди бесчувственные не по­думали, будто все существует без Промысла. Если здесь не все получают венцы, не удивляйся этому: «ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян 17:31); а настоящая жизнь есть поприще, место подвигов, время борьбы. Поэтому не все здесь получают по заслугам, но там угото­ваны праведникам награды, а грешникам наказания. Здесь – ожидание и долготерпение, чтобы грехи были очищаемы покая­нием, а там – не то. Так человекоубийца, пока находится на пути, может исправиться и избежать наказания, а когда подвер­гнется приговору судии, тогда для него остается меч, палач и могила. Так и здесь: пока мы находимся в настоящей жизни, то для нас возможно исправиться и избежать наказания; а когда отойдем туда, то будем плакать тщетно, – потому что «приготовил Он для суда престол Свой». Не погрешит и тот, кто слово: «приготовил» будет понимать так, как оно сказано, – потому что у Бога все готово, и наказания, и венцы, и приговоры. Для Бога нет ни ожидания, ни времени, ни промедления, и живые не предварят умерших, как говорит Павел: «мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших» (1Фес 4:15).

    «Будет судить людей по правоте». Посмотри на муд­рость пророка, как он говорит и о настоящем, и о буду­щем; о настоящем: «наказал народы, и погиб нечестивый»; о будущем: «приготовил Он для суда престол Свой, и Он будет судить вселенную по правде». Он делает это для того, чтобы неверую­щие будущему убедились доказательствами из настоящего.

  • 10.

    И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех.

    «И был Господь прибежищем убогому, помощником в нужное время, в скорбях». Другой переводчик говорит (Акила): изнуренному; третий (Симмах): сокрушенному. Он часто называет себя нищим и убогим, хотя был царем; так и в другом месте говорит; «я нищ и убог» (Пс 39:18).

    Он знал, ясно знал, что все человеческое ничтожнее тени, что у нас нет ничего собствен­ного кроме добродетели, а все прочее подобно листьям, при­ставшим отвне. А что добродетель есть наша собственность, это видно из следующего: куда бы мы ни пошли, мы несем ее с собою, а все прочее – нет; следовательно, она – собствен­ность наша, а все прочее – чужое. Как из людей мы назы­ваем своим того, кто близок к нам, так и добродетель мы называем принадлежащей нам больше, нежели богатство, потому что она всегда близка к нам.

    Посмотри на признательную и любомудрую душу про­рока. Хотя он имел и коней, и войско, и многое другое, но, оставив все это, он призывает помощь свыше и все свое спасение возлагает на Бога. Не сказал: моим прибежищем были войска, или деньги, или стены, но: «был Господь прибежищем убогому», Он сам, говорит, доставил мне безопасность. Ничто не может сравниться с этим убежищем, как по удобству, так и по безопасности; прочие убежища и подвер­гаются опасностям, и не могут быть найдены скоро и в готов­ности, но бывают ненадежны и по времени, и по месту, и по множеству других обстоятельств, а это убежище находится близ тебя, если только ты будешь тщательно искать его. «Тогда ты воззовешь: Он скажет: «вот Я!» (Ис 53:9); «разве Я – Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали?» (Иер 23:23). Здесь нам не нужно ни бежать, ни предпринимать путешествия, но и сидя дома можно находить это убежище. Иногда Бог избавляет от опасностей, а иногда чрез них делает людей славнее и сильнее вра­гов, – и притом, как то, так и другое подает в надлежащее время. Если находящие это убежище ведут себя смиренно, то Он подает то и другое; если же они не вполне показывают такую добродетель, то Он ограничивается первым, чтобы они, получив и второе, не возгордились. А что действительно это часто доводит до гордости, можешь убедиться примером Езе­кии, который возгордился именно по этой причине; впрочем Бог не забыл его, но, так как счастливая победа поселила в душе его гордость, посредством болезни довел его до рас­каяния (Ис.38:1).

    «Помощник в нужное время, в скорбях»? В надлежащее время, благовременно. Здесь пророк говорит о двоякой благовременности: о том, что Бог помогает, и что помогает в надлежащее время. Благовременностью он называет здесь скорбь. Почему? Потому, что она есть мать любомудрия, может освободить человека от смерти и особенно привлекает помощь Божию; при ней исчезает леность и беспечность, при ней мы делаемся усерднейшими в молитвах. Как ненастное время есть самое лучшее для земледелия, так и скорбь – для попечения о душе. Хотя мы всегда имеем нужду в помощи Божией и во время благоденствия, но особенно тогда, когда находимся в скорби. «Помощник» – этим выражением он внушает нам и нечто другое, именно то, что и сами мы должны быть деятельными, так как помогающий помогает делающему. Поэтому мы не должны оставаться в бездействии, но привносить и с своей стороны молитвы, милостыни и все прочее. И соратники помо­гают тем, которые сами сражаются, а не тем, которые пали духом и бездействуют. Итак, если хочешь получить помощь от Бога, не оставляй ничего, зависящего от тебя самого. Так Иов получил помощь, потому что сам твердо стоял и боролся; так и апостолы – потому что сами были деятельны.

  • 11.

    И да уповают на тя знающии имя твое, яко не оставил еси взыскающих тя, Господи.

    «И да уповают на Тебя знающие имя Твое, ибо Ты не оставил ищущих Тебя, Господи». Другой переводчик (Акила и Симмах) говорит: и будут надеяться. Пророк часто по­ступает так, – обращается от молитвы к увещанию, будучи общим учителем вселенной и предлагая всем сокровище любомудрия. Хорошо сказал он: «да уповают на Тебя знающие имя Твое», знающие, говорит, Тебя, Твое содействие и Твою по­мощь имеют прочный якорь, сильную защиту и несокрушимую крепость в надежде на Тебя, не только обещающего избавить от бедствий, но не допускающего смущаться и среди самих бедствий. Подлинно, кто отрешился от всего человеческого и предался надежде на помощь свыше, тот не только получает скорое избавление от бедствий, но и среди самих бедствий не колеблется и не смущается, ободряемый надеждою на этот якорь. Так, три отрока не только избавились из печи, но и находясь в печи не смущались, потому что были уверены в помощи Божией. Поэтому другой переводчик и говорит: и будут надеяться, или – будут уверены. Безопасность, происходящая от надежды на Бога, гораздо надежнее самой власти во время бед­ствий, – потому что последняя есть человеческая, а первая – боже­ственная и непреодолимая. Сказав, что Бог был помощни­ком и прибежищем, пророк объясняет и то, как это бы­вает. Как же это бывает? Если мы постоянно надеемся на Него. Если же Он не вдруг избавляет от бедствий, то это бывает для твоего испытания. Как, имея возможность не до­пускать к тебе бедствий, Он допускает для того, чтобы сде­лать тебя более крепким, – так, и имея возможность избавить от них в самом начале, Он медлит и отсрочивает для того, чтобы укрепить твое терпение, упражнять твою надежду и усилить твою любовь к Нему; Он не попускает нам ни по­стоянно бедствовать, чтобы мы не отчаялись, ни постоянно благоденствовать, чтобы мы не пали.

    «Ты не оставил ищущих Тебя, Господи». Другой переводчик говорит (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): ибо не оставил. Тоже говорится и в другом месте: «взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу – и был постыжен? или кто взывал к Нему – и Он презрел его?» (Сир 2:10)? Но как можно искать Бога, Который существует везде? Ревностью, усердием, отрешением от всего житейского. Так нередко, имея что-ни­будь пред глазами и в руках, мы не знаем этого, везде ходим и ищем того, что находится у нас, когда наши мысли обращены к чему-нибудь другому.

    Как же мы можем искать Бога? Если устремим к Нему свои мысли, если отрешимся от всего житейского. Кто ищет, тот стремится к искомому предмету, изгнав из души все другое. И не просто нужно искать, но изыскивать. Кто изы­скивает, тот не только сам ищет, но и прибегает к по­мощи других, чтобы найти искомое. Из предметов житейских мы часто, ища чего-нибудь, не находим, а в предметах духовных не бывает этого, но всякий ищущий непременно на­ходит, потому что, как только мы приступаем к исканию, Бог не попускает нам долго мучиться, как Сам Он гово­рит: «ищущий находит» (Мф 7:8).

  • 12.

    Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания его.

    «Пойте Господу, живущему в Сионе, возвестите среди народов дела Его». Другой переводчик (Акила) говорит: седящему. Возвестите в народах начинания Его. Другой (Симмах): в народах действия его. Что говоришь ты? Тот, кому небо служит престолом и земля подножием, у кого в руке Его все концы земли (Ис 66:1); (Пс 94:4)), обитает в Сионе? Да. Под обитанием он разумеет здесь не заключение в жилище, – потому что величие Божие беспредельно, – а осо­бенное благоволение Его к этому месту и особенную близость к Нему, чтобы чрез такое снисхождение привлечь к себе иудеев. Так и у нас тот дом называется нашим, к кото­рому мы особенно расположены. Так и в нас Бог обитает, не заключая себя в нас, но находясь в особенной близости к нам. Сионом же в переносном смысле называется церковь: «вы приступили к горе Сиону и церкви первенцев» (Евр 12:22)-23). И справедливо церковь называется горою, по ее твер­дости, крепости и непоколебимости. Как невозможно поколебать гору, так – и церковь Божию.

    «Возвестите среди народов дела Его». Псалмопевец желает, чтобы люди были провозвестниками благодеяний Божиих и никогда не скрывали даров Его, и же­лает этого всегда для блага как возвещающих, так и слу­шающих, потому что и те и другие отсюда получают пользу, если будут внимательны.

  • 13.

    Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих.

    «Ибо, взыскивая за кровь их, вспомнил, не забыл вопля убогих». Видишь ли, о каких начинаниях говорит Он? О благодея­ниях. Здесь же он внушает великую истину, именно ту, что убийство не совершается безнаказанно, а непременно подвергнется наказанию, как и Моисей в книге Бытия говорит: «я взыщу и вашу кровь» (Быт 9:5). Это – знак беспредельного промышления, внимательнейшего попечения Его. Если же Он наказывает не вдруг, не удивляйся этому: Он дает грешникам время – по­каяться.

    «Не забыл вопля убогих». Посмотри опять, как убогие пользуются его благоволением. Впрочем, здесь говорится не просто об убогих, но о тех нищих духом, о которых гово­рит Христос (Мф 5:3), потому что особенно молитвы тех бывают услышаны, которые смиренны и сокрушенны сердцем. Здесь внушается и то, и другое – и молитва, и смирение. «На кого Я призрю», говорит Господь, «на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис 66:2)? И всегда смирение слу­жит к успешному возношению молитвы, потому что Господь близок к сокрушенным сердцем. Потому молящийся особенно должен быть чужд надменности, чего требует и Павел, когда говорить: «без гнева и сомнения» (1Тим 2:8). Хорошо сказал, псалмопевец: «вопля убогих», называя «воплем» расположение души, а не звук голоса; а словом – «не забыл» он выражает, что они непрестанно взывали к Богу, но не тотчас получали просимое. Какой же смысл содержится в этих словах? Не подумайте, что Бог забыл и потому не отмщает; Ему свойственно – пре­следовать такие дела, хотя бы даже никто не взывал к Нему; а когда взывают, и сами взывающие смиренны, то – тем более.

  • 14.

    Ст. 14-15 Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных: яко да возвещу вся хвалы твоя во вратех дщере Сиони: возрадуемся о спасении твоем.

    «Помилуй меня, Господи! Усмотри унижение мое от врагов моих Ты, Который возносишь меня от врат смерти, чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой. Возрадуемся о спасении Твоем». Другой переводчик говорит (Симмах): песнопения твои. Третий (Феодотион): похвалы твои. По­смотри, как пророк постоянно предается молитве. И избавив­шись от бедствий, и находясь в безопасности, он не перестает молиться и говорит: «помилуй меня», умоляя Бога о будущем. Под­линно, мы всегда имеем нужду в божественном промышле­нии, и еще более тогда, когда избавились от бедствий, потому что в это время нам предстоит другая борьба, которая труд­нее прежней, борьба с леностью и гордостью; и диавол тогда нападает сильнее. Поэтому особенно после избавления от бед­ствий, нам нужна небесная помощь, чтобы нам хорошо пользоваться благоденствием. Так и иудеи, освободившись от егип­тян, вели жестокую борьбу с самонадеянностью и беспечностью; но они не могли вести ее хорошо, почему тогда особенно и подвер­гались смерти. Они не могли мужественно стоять ни против чревоугодия, ни против малодушия, но подражали страстям египтян, которые и погубили их. И Давид, когда избавился от гонений Саула и от других врагов своих и достиг спокойствия, тогда и подвергся более опасной борьбе – страсти не­воздержания, которая и довела его до тягчайшего наказания. Та­ким образом, особенно тогда и нужно бояться, когда мы избав­ляемся от бедствий. Как мы боимся не столько привязанного зверя, сколько отвязанного, так точно и порока можно бояться менее во время скорби, потому что тогда он бывает связан скорбью и другими узами, а во время благоденствия особенно нужно бояться его. Действительно, часто можно видеть, что благоденствие произво­дит больше зла, нежели бедствия. Так Езекия после победы едва не погиб. Потому и псалмопевец в другом месте го­ворит: «благо мне, что Ты смирил меня» (Пс 118:71). И здесь он испрашивает милости после избавления от бедствий, и при­чиною помилования приводит то, что он тяжко страдает.

    «Усмотри унижение мое от врагов моих»; и еще: «возносишь меня от врат смерти». Я прибегаю, говорит, к Защитнику и Промыслителю, который всегда подает мне руку помощи. Видишь ли, как он, молясь о будущем, остается благодарным за прошедшее и вы­ражает двоякое благодеяние? Он не сказал: избавляющий меня от врат смертных, но: «возносишь меня», – потому что благодея­ние Божие не ограничивается одним избавлением от бедствий, но и делает избавляемых дивными, славными, знаменитыми, высокими. Также не сказал: от двери, но: «от врат», выражая множество опасностей.

    «Чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой». Что советовал делать другим, то же делает и сам. «Возвестите», говорит, «среди народов дела Его»; то же теперь и я буду делать, и делать не просто, в присут­ствии одного, двух или трех, но среди множества зрителей.

    «Возрадуемся о спасении Твоем». В этом мой венец, в этом моя диадема, чтобы одержать победу чрез Тебя, чтобы полу­чить спасение чрез Тебя. Так и мы будем искать спасения не каким-нибудь образом, и избавления от бедствий не как бы то ни было, но от Бога. Говорю это к тем, которые во время болезней употребляют заклинания и прибегают к дру­гим чародействам для облегчения болезни. Это значит – искать себе не спасения, а погибели, потому что величайшее спа­сение есть то, которое получается от Бога.

  • 15.

    Яко да возвещу вся хвалы твоя во вратех дщере Сиони: возрадуемся о спасении твоем.

    См. Толкование на (Пс 9:14)

  • 16.

    Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша: в сети сей, юже скрыша, увязе нога их.

    «Погрязли народы в пагубе, которую устроили: в той сети, которую они скрыли, увязла нога их». Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: погрузились. «Пагубою» он называет порок, потому что ничто так не губит нас, как порок. Нет ничего бессильнее человека порочного; он побеждается собственным своим оружием; как железо гибнет от ржавчины и мех от моли, так и грешник от порока. Таким образом, грех, еще прежде наказания Божия, сам собою мстит тому, кто совер­шает его. Так как пророк много говорит о небесном пра­восудии и помощи Божией, из которых первое открывается не вдруг, но часто замедляется и отсрочивается, отчего многие де­лаются еще более нерадивыми, то теперь он внушает, что наказание не далеко, что оно постигает людей порочных, как и Павел говорит: «получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим 1:27). И смотри, какие точные он употреб­ляет выражения. «Погрязли», говорит, т.е. насильно удержаны, подверглись неизбежному несчастию. И далее: «в той сети, которую они скрыли, увязла нога их». Порочные, говорит, связывают себя не­разрешимыми узами. Это сбылось на апостолах и иудеях. иудеи, восставая против апостолов, им не причинили никакого вреда, а себя подвергли бесчисленным бедствиям, лишившись города, свободы и всего прочего; проповедь апостолов распространя­лась, а злоумышленники погибали. Так и ввергавшие трех отроков в вавилонскую печь сами погибли от нее. Так было и при Данииле. Впрочем, при нем это произошло по справедливости, – потому что ввергавшие сами ввергали его в ров; а почему при трех отроках, тогда как согрешил царь, подвер­гаются наказанию стоявшие при печи? Потому, что они уже были объяты пламенем, послужив повелению тирана и поклонив­шись золотому изображению. «В той сети, которую они скрыли». Посмотри, как он выражает крайнюю их виновность. Так как дело их было постыдно, то они скрывают его и сами стараются скрыться.

  • 17.

    Знаемь есть Господь судбы творяй: в делех руку своею увязе грешник.

    «Господь познается, совершая суды: в делах рук своих увяз грешник». Другой пере­водчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: познан был, суд сотворив, т.е. наказуя, карая, отмщая. Видишь ли еще благодеяние от наказания? Оно не только делает наказуемых более ревностными, но и распространяет свет богопознания, и отсюда еще более можно видеть, как Бог печется о людях. Так, когда Он позволил, чтобы стадо свиней бросилось с утеса и утонуло в море, тогда люди особенно испугались (Мк 5:13)-18). И в ветхом завете иудеи, «когда Он умерщвлял их, они искали Его», как говорит пророк (Пс 77:34). Почему же он не делает этого постоянно? Потому, что желает, чтобы люди не насильно, а добровольно совершали дела добродетели, побуждае­мые к тому не столько наказаниями, сколько благодеяниями. Но, скажут, не гораздо ли лучше быть добрым по принуждению, нежели злым по свободному расположению? Невозможно быть добрым по принуждению. Кто добр только потому, что связан, тот не останется добрым навсегда, но, получив свободу, воз­вратится к злу; а кто воспитывается так, чтобы сделаться доб­рым по свободному расположению, и сделается таким, тот останется твердым в добре.

    «В делах рук своих увяз грешник». Не сказал: рук Божиих, но «рук» самого «грешника». Видишь ли, как он разнообразит речь, представляя то наказание, происходящее свыше, то наказание, происходящее от порока? Где наказание свыше? «Господь познается», говорит, «совершая суды». Где наказание от порока? «В делах рук своих увяз грешник». И далее, изображая наказание, происхо­дящее от порока, говорит: «в делах рук своих увяз грешник». Говорит не об одном наказании Божием, потому что Бог часто ожидает и медлит, и не об одном наказании от по­рока, потому что многие спокойно предаются ему, но подтвер­ждает речь свою тем и другим. Поэтому и продолжает: «в делах рук своих увяз грешник». Другой неизвестный переводчик (см. Ориг. Экз.), говорит: перстов своих. Таким образом, когда ты строишь козни, то не думай, что строишь их другому; ты сплетаешь сети самому себе.

  • 18.

    Да возвратятся грешницы во ад, вси языцы забывающии Бога.

    «Да пойдут грешники в ад, все народы, забывающие Бога». Другой (Акила): обратятся. Опять он останавливается на том же, – доказывает, что по­рок неизбежно сопровождается наказанием, что нечестие произ­водит смерть, и грех – бедствия.

  • 19.

    Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца.

    «Ибо не навсегда забыт будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца». Другой переводчик (неизвестный переводчик, см.. Ориг. Экз.) говорит: не до конца ожидание кротких будет забыто. Хорошо сказал он: «не до конца», внушая, что не всегда нужно искать спокойствия. Как обнару­жится терпение, если всегда будет спокойствие? А смысл слов его следующий: порочные будут наказаны и потерпят крайние бедствия, потому что Бог не попустит обижаемым постоянно терпеть обиды. Этим он и последних ободряет, и первых устрашает, и показывает человеколюбие Бога, Который замед­лением наказания делает одних более опытными в доброде­тели, а других привлекает к покаянию. Смотри, какой чести удостаиваются бедные, не просто бедные, но смиренные сердцем, потому что они особенно и способны к терпению, или лучше сказать, одно происходит от другого, от смирения – терпение, а от терпения – смирение. Если же кто-нибудь спросит: почему под бедностью разумеется смирение? – то мы скажем: потому, что она особенно способна к добродетели. Богатый проводит жизнь в беспокойстве и смятении, а бедный легко переносит все, часто упражняя свои силы в борьбе с бедностью, как бы на ристалище. Потому и Христос говорил, что с богат­ством трудно войти в царствие (Мф 19:28).

    Что значит: «терпение убогих не погибнет до конца»? Значит: никогда не по­гибнет, и непременно получит свой плод. Это не всегда бы­вает в делах житейских, где часто цель не достигается, и труды пропадают. Так земледелец ожидает плодов и ку­пец – пользы; но часто от неблагоприятной погоды тот и другой лишаются плода трудов своих. У Бога же этого не бывает; напротив, всегда непременно цель достигается. А постоянная уверенность в достижении цели служит немалым утеше­нием.

  • 20.

    Воскресени, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред тобою.

    «Восстань, Господи! Да не преобладает человек, да судятся народы пред Тобою». Другой переводчик (Акила) говорит: да не будет дерзким. Да судятся народы пред тобою. Другой (неизвестный переводчик. См. Ориг. Экз.): и пред лицом твоим. Сказав о нечестии, которое овладело многими из людей, упомянув о пороках их, хищении, корыстолюбии, убийствах, пророк просит у Бога помощи обижаемым. Та­ково человеколюбие святых: они заботятся не только о себе са­мих, но о всей вселенной, как об одном доме, и молят Бога о всех людях, как об одном теле. «Восстань, Господи! Да не преобладает человек». Что значит: «Восстань, Господи»? Отомсти, говорит, помоги, накажи несправедливых. И хорошо он упо­требляет такие прямые выражения: «восстань», и «да не преобладает человек», дабы показать, что человек ничтожен, происходит из земли, есть прах и пепел.

    «Да судятся народы пред Тобою». Что означают эти слова? Пусть, говорит, будут судимы за грехи свои; они не сделались лучшими от Твоего долготерпе­ния; потребуй же отчета в их преступлениях.

  • 21.

    Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть.

    Поставь, Господи, законодателя над ними, да знают народы, что они люди». Διαψαλμα – перемена тона (в славянском переводе нет этого слова). Другой (Акила): постоянно. Что значит: «Поставь законодателя над ними»? Так как они, говорит, делают все самоуправно, не желая отда­вать отчета, то восстань Ты, и да будет для них наказание вместо внушения. Тоже говорит и другой переводчик (Акила), выра­жаясь так: наведи Господи страх на них. Смотри, как он желает им не наказания, но того, чтобы они на­учились, исправились и не жили беззаконно. Да будет им, говорит, наказание вместо внушения, и не только им, но и дру­гим. А чтобы ты видел, какая отсюда польза, как это истреб­ляет их болезнь, выслушай следующее. «Да знают народы», говорит, «что они люди». Смысл слов его такой: многие утратили и это, забыли о своей природе, дошли до безумия, не знают самих себя. И хорошо прибавил он: »постоянно», выра­жая, что (нужно знать это) не только во время бедствий, но и во время благоденствия. Если Ты накажешь их теперь, то они, чувствуя сильный страх и помня постигшие их бедствия, будут знать свою природу и тогда, когда достигнут благо­денствия. Видишь ли, как пророк молится за них и желает, чтобы они оставили свое безумие? Подлинно, не знать самих себя – крайнее безумие, хуже умопомешательства. Последнее есть болезнь невольная, а первое есть следствие развращенной воли.

  • 22.

    Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех?

    «Почему Ты, Господи, стал вдали? Презираешь благополучие (и) скорби?» Пророк говорит это от лица обижаемых, прося и умоляя Бога, а отнюдь не укоряя Его. Многие из стра­дающих, побуждаемые скорбью, прежде надлежащего времени просят произвести суд, подобно тому, как подвергающиеся отсечению просят врача оставить их, прежде, нежели отсечение совершенно окончено, – просят вредного для себя, потому что не могут переносить боли; они часто кричат врачам: ты за­мучил меня, ты погубил меня, ты убил меня, но это слова – не разума, а боли. Так точно говорят и многие из малодуш­ных во время скорбей, не перенося трудностей. И Софония также высказывает подобные слова (Соф 3:1). Но это в ветхом завете, когда требовались умеренные подвиги, в новом же это несовместно с любомудрием.

  • 23.

    Ст. 23-25 Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий: увязают в советех, яже помышляют. Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть. Раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним.

    «Когда гордится нечестивый, раздражается нищий: увязают они в замыслах, которые обдумывают». Другой переводчик (Акила) говорит: да увязнут. «Ибо хвалим бывает грешник за похоти души своей и обидчик одобряется. Раздражил Господа грешник, по великой дерзости своей (говоря): «не взыщет Он». Нет Бога пред лицем его». Приняв на себя вид ходатая и прося за обижаемых, пророк выражает и свойственные им прискорбные чувствования, которые проис­ходят от слабости человеческой, – потому что человек обижае­мый, не видя наказания и достойного возмездия своему обидчику, скорбит, не перенося благоденствия человека нечестивого, а для последнего и это – не малое наказание. Потом псалмопевец просит, чтобы они получили наказание, чтобы козни их обра­тились на них самих, и говорит о невыносимом виде нечестия. О каком же именно? «Ибо хвалим бывает грешник за похоти души своей». С чем нужно скрываться, чего должно сты­диться, за то самое, говорит, хвалят его, удивляются ему. Как же возможно будет исцеление, когда порок удостаивается похвалы? Это бывает и ныне. Одного превозносят, как достиг­шего власти; другого – как отомстившего врагам своим; третьего – как человека благоразумного, за то, что отнял у всех имущество; когда он погубил себя, говорят: он устроил себя; другие говорят другое; о предметах же духовных – ни одного слова. Не скоро похвалят человека, удаляющегося от дел, равно и любящего бедность, но хвалят богатого, пред­приимчивого, льстивого, принимающего на себя раболепные обя­занности без всякой пользы. Это и оплакивает псалмопевец, – как порок усилился до такой степени, что им восхищаются и хвалятся, и, что всего хуже, не стыдятся его, а напротив, порочный не только сам хвалится своими делами, но слышит себе похвалы и от других. Что может быть хуже такого бе­зумия?

    «Раздражил Господа грешник». Другой переводчик (Симмах) говорит: потому что беззаконник похваливший по похоти души своей, и корыстолюбца одобривший раз­дражил Господа. Когда возвысится гнев его, не взыщет. Третий (Аклиа): потому что нечестивый восхвалил в похоти души своей, и корыстолюбец одобрив поносил Господа. Нечестивый по высоте гнева своего не взыщет. А семьдесят толковников: раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего не взыщет. Видишь ли, до чего простирается дерзость нечестивого? Что я говорю, про­должает пророк, что он оскорбляет бедных? Он раздражает Самого Бога.

    «По великой дерзости своей», говорит, «не взыщет», т.е. Бога. Другой же переводчик относит это к не­честивому, выражаясь: по высоте своей, т.е. гордости, тщеславию. Видишь ли великость безумия и развращение его? Он стано­вится врагом и противником своих ближних, чуждым для добродетели, любителем и хвалителем пороков. Хорошо далее Сказал другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): нет Бога во всех помышлениях его, выражая, что он не ищет Бога, исполнен тьмы, не имеет страха пред очами Его. Как гной ослепляет глаза, так и порок – душу человека, и увлекает его в про­пасть. «Нет Бога пред лицем его». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): во всех мыслях его.

  • 24.

    Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть.

    См. толкование на (Пс 9:23)

  • 25.

    Раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним.

    См. Толкование на (Пс 9:23)

  • 26.

    Оскверняются путие его на всяко время: отемлются судбы твоя от лица его: всеми враги своими обладает.

    «Оскверняются пути его на всякое время, отстраняются суды Твои от лица его, над всеми врагами своими он господствует». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): взят суд твой. Видишь ли плоды нечестия? Свет ума его пога­сает, мысли его притупляются и сам он отдается пленником пороку. Как слепец часто падает в яму, так и он, не имея страха Божия пред очами, постоянно проводит жизнь в нечестии, – не так, чтобы то в благочестии, то в нечестии, но постоянно в нечестии, не помнит ни геенны, ни будущего суда, ни воздаяния, но отвергнув все эти побуждения, как узду, подобно ненагруженному кораблю предается опасным ветрам и буйным волнам, не имея никого, кто бы управлял его ду­шою. Видишь ли, как порочный в самом пороке находит наказание? Что может быть хуже необузданного коня, ненагру­женного корабля, ослепленного человека? Но всех их несчастнее человек порочный, пога­сивший в себе свет страха Божия и отдавшийся в плен не­честию.

  • 27.

    Рече бо в сердцы своем: не подвижуся от рода в род без зла.

    «Ибо сказал в сердце своем: «не поколеблюсь, из рода в род (буду) без зла». Другой пере­водчик (Симмах) говорит: всех врагов своих сдувает, говоря в сердце своем: не поколеблюсь в род и род, по­тому что не буду в несчастии. Видишь ли безумие? Видишь ли невыразимое бедствие? Видишь ли по­степенно возрастающую погибель? Видишь ли, как состояние, почитаемое безумными блаженством, исполнено великих бед­ствий, как оно падает? Грешника хвалят во грехах его и благословляют в беззакониях его. Это первая пропасть, кото­рая может погубить невнимательного. Поэтому лучше принимать тех, которые укоряют и вра­зумляют, нежели тех, которые хвалят и льстят при самой погибели, потому что последние развращают беспечных и рас­полагают к большим порокам. Так и этого грешника, расположив к гордости, они довели до безумия. Потому и Па­вел, говоря о прелюбодеях, тоже самое внушает коринфя­нам: «и вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать» (1Кор 5:2). Нужно много оплакивать, а не хвалить грешника. Видишь ли крайнее развращение, когда порочный не только не осуждается, но даже удостаивается похвалы? А отсюда, от собственного безумия и похвал, он увеличил свою порочность, забыл о страхе Бо­жием и правосудии Его, забыл даже о своей собственной природе. Подлинно, кто забывает о правосудии Божием, тот впо­следствии времени забывает и о самом себе. Посмотри, как рассуждает он: я не поколеблюсь в род и род, но останусь без зла. Что может быть безумнее такого суждения, когда че­ловек, существо тленное, окруженное предметами скоропрехо­дящими и подверженное бесчисленным переменам, питает такие мечты? А откуда это происходит? От безумия. Когда бе­зумный наслаждается благоденствием, одерживает победы над врагами, удостаивается похвал и удивления, тогда он бывает хуже всех. Не ожидая перемены своего состояния, он неблаго­разумно пользуется и счастьем, а подвергшись несчастью, не будучи к тому подготовлен, он смущается и теряется. Не та­ков Иов: он и среди счастья каждый день ожидал несчастья; потому и говорил: «ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье» (Иов 3:25),26). И другой Премудрый гово­рил: «во время сытости вспоминай о времени голода и во дни богатства – о бедности и нужде» (Сир 18:25). Но этот грешник, однажды развратившись, не смотрит на дела человеческие, а на основании своего благоденствия считает их непоколебимыми; это – знак крайнего безумия и растления, и причина погибели. Итак, не считай блаженными людей богатых, одерживающих победу над своими врагами и получающих за это похвалы; все это – опасные пропасти для невнимательных, увлекающие в саму глубину нечестия.

  • 28.

    Ст. 28-31 Егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти: под языком его труд и болезнь. Приседит в ловителстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его на нищаго призираете. Ловит в тайне яко лев во ограде своей, ловит еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. Смирит его: преклонится и падет, внегда ему обладати убогими.

    «Уста его полны клятвы, горечи и лести, на языке его мучение и злоба». Другой пере­водчик (Акила) говорит: бесполезное. «Сидит он в засаде, в тайниках, с богатыми, чтобы убить невинного, глаза его подсматривают за нищим». Другой (Симмах): сидя в засаде за двором. «Глаза его подсматривают за нищим. Подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище своем, подстерегает, чтобы схватить нищего, привлекши его сетью своею». Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): в логовище (περιφράγματι) своем. «Подстерегает в потаенном месте». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): во увлечении его. «Сетью своею. Смирит его, наклонится и упадет, когда он обладает убогими». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): в тенетах. Другой (Акила): согнувшись притаится, нападая с сильными своими на слабых. Видишь ли, как он сделался даже диким зверем? Пророк описывает его, как зверя, изображая его коварство, засады, умыслы. Кто может быть несчастнее и беднее его, если он нуждается в имуществе бедного? Его ли, скажи мне, мы назовем богатым? После этого можно назвать богачом и вора и разбойника. Нет, говорит пророк. Что в том, что он не подкапывает судилищ и не нападает ночью, если он обма­ном погашает свет судии? Что в том, что он нападает не на спящих, а всегда на бодрствующих? Он оказывается еще бесстыднейшим. Поэтому и законы сильнее наказывают мошенников, ворующих днем. Видишь ли его бедность и вместе жестокость? Бедность – потому что он желает принадле­жащего бедному; жестокость – потому что он не трогается несча­стьем ближнего, но вместо того, чтобы сжалиться и помочь бедному, сам притесняет его. Впрочем, дела его не останутся без наказания; но когда он будет чувствовать себя сильным, когда будет думать, что достиг своей цели, когда станет считать себя непобедимым, тогда и погибнет, чтобы открылись и мудрость Божия, и терпение бедных, и его неисправимость, и незлобие и долготерпение Божие. Наказание не вдруг постигает его, потому что Бог своим долготерпением призывает его к покаянию; а когда он от долготерпения не получает никакой пользы, тогда Бог вразумляет его наказанием. Подвергшиеся его притеснению не потерпели никакого вреда, но еще сделались лучшими и славнейшими от скорби; и Бог, ожидая, явил свое незлобие и долготерпение. а после долготерпения силу и могущество, поразив нечестивого тогда, когда тот считал себя сильнее себя самого; так он, оставшись неисправимым, подвергся жесточайшему наказанию. И это – не малое вразумле­ние для благоденствующих. Итак, когда ты одержишь победу над врагами и когда будет все тебе благоприятствовать, то не предавайся беспечно жизни порочной, но тогда-то и бойся еще более, – потому что тогда возрастает твоя порочность, не остается для тебя оправ­дания, отнимается у тебя всякая надежда на прощение, если ты остаешься порочным.

  • 29.

    Приседит в ловителстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его на нищаго призираете.

    См. Толкование на (Пс 9:28)

  • 30.

    Ловит в тайне яко лев во ограде своей, ловит еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей.

    См. Толкование на (Пс 9:28)

  • 31.

    Смирит его: преклонится и падет, внегда ему обладати убогими.

    См. толкование на (Пс 9:28)

  • 32.

    Рече бо в сердцы своем: забы Бог, отврати лице свое, да не видит до конца.

    «Ибо сказал в сердце своем: «Бог забыл, отвратил лице Свое, чтобы никогда не видеть». Посмотри, в какую низвергается он пропасть погибели, какие составляет суждения; не осмеливаясь, по бесстыдству их, высказывать их явно, он содержит их в себе самом, восстает против истины и омрачает то, что яснее солнца, по слепоте души своей.

  • 33.

    Ст. 33-35 Воскресени, Господи Боже мой, да вознесется рука твоя, не забуди убогих твоих до конца. Чесо ради прогнева нечестивый Бога? рече бо в сердцы своем: не взыщет. Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце твои: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник

    «Восстань, Господи, Боже мой! Да вознесется рука Твоя, не забудь убогих Твоих до конца». Другой переводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: возвысь руку твою. «Отчего прогневал нечестивый Бога? Оттого, что сказал в сердце своем: «Он не взыщет». (Но) Ты видишь, ибо Ты смотришь на страдание и озлобление. Да предан будет он в руки Твои: Тебе предоставлен нищий, сироте Ты будь помощником». Другой (Акила): ты, видел (eÏdeV), потому что на болезнь и гнев ты будешь взирать, чтобы предать в руку твою. Третий (Симмах): чтобы они были преданы в руки твои. Так говорит беззаконник, похититель, корыстолюбец, пока он не испытал наказания; а пророк, опровергая его суждения, распространяется о долготерпении Божием. Тот говорит: Бог отвратил лице свое, и не увидит никогда; он же напротив говорит: Ты ви­дишь, взираешь, и долготерпишь, пока нечестивые не впадут в руки твои. Что значит: пока не будут «преданы они в руки Твои»? Пророк выразился человекообразно; а смысл слов его следующий: Ты долготерпишь, ожидаешь до тех пор, пока они не предадутся крайнему нечестию; хотя Ты мог бы в самом начале остановить и истребить их, но беспредельно море твоего долготерпения: Ты видишь – и не отмщаешь, но ожидаешь от них покаяния; если же они упорствуют, то наказываешь, когда они не получают никакой пользы от Твоего долготерпения. Сказав многое о людях притесняемых, пророк, послушай, как раскрывает тоже и в следующих словах: «Тебе предоставлен нищий, сироте Ты будь помощником». Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) переводчик говорит: ты был. Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): ты будешь. Смысл слов его следующий: это – Твое дело, это – особенно свойственно Тебе. А что принадлежит Богу, того Он не оставит и не выдаст. Как художнику свойственно строить, кормчему – упра­влять кораблем, солнцу – светить, так Тебе свойственно защи­щать сирот, простирать руку помощи бедным; никто так не помогает им, как Ты один. Это выражается словом: «предоставлен». Некто другой, говорит, но Ты один – заступник си­рых и бедных.

  • 34.

    Чесо ради прогнева нечестивый Бога? рече бо в сердцы своем: не взыщет.

    См. толкование на (Пс 9:33)

  • 35.

    Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце твои: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник.

    См. Толкование на (Пс 9:33)

  • 36.

    Сокруши мышцу грешному и лукавому: взыщется грех его и не обрящется.

    «Сокруши мышцу грешному и лукавому, так что поищется грех его и не найдется». Другой переводчик (Феодотион) говорит: да взыщется нечестие его, да не обря­щется он сам. Он просит, чтобы не сам грешник был сокрушен, но сила, власть, господство нечестия его; потом просит, чтобы и он подвергся наказанию, отдал отчет в делах своих, и выражая великость нечестия его, говорит: если это будет, то он не может устоять, не станет показываться, но погибнет, исчезнет, скроется совершенно, когда будут исследованы дела его. Итак, пусть никто не плачет, подвергаясь сиротству и бедности, потому что в какой мере возрастают они, в такой же мере увеличивается и помощь Божия. Пусть никто не превозносится своею властью и не надмевается; это – скользкое и опасное место, на котором очень легко могут упасть невнимательные.

  • 37.

    Господь Царь во век и в век века: погибнете, языцы, от земли его.

    «Господь - Царь во век и в век века. Исчезните, язычники с земли Его!». Здесь пророк отвечает тем, которые сму­щаются и недоумевают о том, что грешники не тотчас под­вергаются наказанию. Чего, говорит, ты боишься, чего стра­шишься? Разве этот Судия временный? Разве царство Его имеет конец? Если грешник не наказывается теперь, то непременно будет наказан после, потому что требующий этого пребывает и царствует вечно.

  • 38.

    Ст. 38-39 Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо твое. Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли.

    «Желание убогих Ты услышал, Господи, преданности сердца их вняло ухо Твое». Другой переводчик говорит (Акила): намерение сердца их услышало ухо твое. Третий (Симмах): устроишь, что сердца их услышит ухо твое. «Оправдай сироту и смиренного, дабы не продолжал более человек величаться на земле». Дру­гой (Акила): суди сирому и угнетенному. Видишь ли, как много пророк говорит и печется о самих людях порочных? Ведь они-то особенно и терпят зло. Несправедливо обижаемый терпит только потерю имущества, а обижающий подвергается крайней опасности. В самом деле, не важно ли то, что такие люди даже не чувствуют болезни, в которой находятся? Это – высшая степень бесчувственности, и потому они особенно достойны сожаления; это – знак несовершен­ного ума. Дети считают за ничто предметы опасные; они часто протягивают руки в огонь, а между тем боятся и пугаются, видя пустые маски. Подобно им и корыстолюбцы боятся бед­ности, которая нисколько не страшна, но еще доставляет безо­пасность, и высоко ценят неправедно собранное богатство и любостяжание, которое страшнее всякого огня. Подлинно любо­стяжание всегда есть зло. Поэтому и пророк постоянно увеще­вает воздерживаться от него, и, угрожая, и устрашая, и умоляя Бога – восстать для наказания такой бесчувственности. «Исчезните», говорит он, «язычники с земли Его!»; угрожает им погибелью, а для несправедливо обижаемых просит Бога быть помощником и защитником, чтобы и последние ободрились, и первые вразу­мились. Итак, пусть никто не гоняется за обилием богатства. Отсюда происходит много зол для невнимательных: гордость, леность, зависть, тщеславие, и другие гораздо большие. Но чтобы вам освободиться от всего этого, вырвите сам корень их (корыстолюбие). Когда нет корня, тогда не растут и дурные растения.

  • 39.

    Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли.

    См. Толкование на (Пс 9:38)

Ничего нет для сопоставления.