< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3

Глава 3

  • Закрыть сопоставления
  • 9.

    Ст. 9-14 И пошел царь Израильский, и царь Иудейский, и царь Едомский, и шли они обходом семь дней, и не было воды для войска и для скота, который шел за ними. И сказал царь Израильский: ах! созвал Господь трех царей сих, чтобы предать их в руку Моава. И сказал Иосафат: нет ли здесь пророка Господня, чтобы нам вопросить Господа чрез него? И отвечал один из слуг царя Израильского и сказал: здесь Елисей, сын Сафатов, который подавал воду на руки Илии. И сказал Иосафат: есть у него слово Господне. И пошли к нему царь Израильский, и Иосафат, и царь Едомский. И сказал Елисей царю Израильскому: что мне и тебе? пойди к пророкам отца твоего и к пророкам матери твоей. И сказал ему царь Израильский: нет, потому что Господь созвал сюда трех царей сих, чтобы предать их в руку Моава. И сказал Елисей: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! Если бы я не почитал Иосафата, царя Иудейского, то не взглянул бы на тебя и не видел бы тебя

    После смерти Ахава умер и его сын Охозия, и, поскольку у него не было детей, его брат Иорам воцарился над Израилем; поэтому Писание упоминает о нем, когда говорит, что он двинулся со своим войском против царя Моава. Причина, по которой он пошел войной, состояла в том, что Меса, царь Моавитский, отказался платить дань царям израильским и не платил ни Иезекии, ни Иораму, то есть (он не заплатил) сто тысяч жирных ягнят и сто тысяч неостриженных баранов. Слово noqdo, которое здесь употребляет Писание, происходит из иврита, и его можно перевести как «царь пастухов баранов», то есть он разводил огромные отары. Таким образом, Иорам, который был полон решимости отстоять права, от которых отказался его брат, созвал царей жителей Иудеи и Едома, и пошел с ними по землям сынов Моава. Но они обнаружили, что идут по пустынной и высохшей земле, где не было воды для войска. Три царя пошли на встречу с Елисеем по совету праведного Иосафата и умоляли его спасти страдающих людей, охваченных жаждой. Пророк отказывался и сурово упрекал Иорама, но был доволен Иосафатом и дал ему надежду на спасение. В то же время он обещал, что при его посредничестве он и его соратники скоро добьются победы с помощью Господней.

    Комментарии на 4-ю книгу Царств.

  • 10.

    И сказал царь Израильский: ах! созвал Господь трех царей сих, чтобы предать их в руку Моава

    См. Толкование на (4 Цар 3:9)

  • 11.

    И сказал Иосафат: нет ли здесь пророка Господня, чтобы нам вопросить Господа чрез него? И отвечал один из слуг царя Израильского и сказал: здесь Елисей, сын Сафатов, который подавал воду на руки Илии

    См. Толкование на (4 Цар 3:9)

  • 12.

    И сказал Иосафат: есть у него слово Господне. И пошли к нему царь Израильский, и Иосафат, и царь Едомский

    См. Толкование на (4 Цар 3:9)

  • 13.

    И сказал Елисей царю Израильскому: что мне и тебе? пойди к пророкам отца твоего и к пророкам матери твоей. И сказал ему царь Израильский: нет, потому что Господь созвал сюда трех царей сих, чтобы предать их в руку Моава

    См. Толкование на (4 Цар 3:9)

  • 14.

    И сказал Елисей: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! Если бы я не почитал Иосафата, царя Иудейского, то не взглянул бы на тебя и не видел бы тебя

    См. Толкование на (4 Цар 3:9)

  • 15.

    теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея

    Писание упоминает музыкальный инструмент, который производит звуки, или арфу, как написано на иврите, чтобы благодаря звукам музыки все воины могли собраться вокруг него, и смогли понять, что их собрали, чтобы поразить врага, и чтобы засвидетельствованы были слова (Елисея). И когда произойдёт чудо, они не смогут приписать его Ваалу, или идолам, которым поклонялись, ведь было полно идолопоклонников в войске.

    Комментарии на 4-ю книгу Царств.

  • 21.

    Ст. 21-27 Когда Моавитяне услышали, что идут цари воевать с ними, тогда собраны были все, начиная от носящего пояс и старше, и стали на границе. Поутру встали они рано, и когда солнце воссияло над водою, Моавитянам издали показалась эта вода красною, как кровь. И сказали они: это кровь; сразились цари между собою и истребили друг друга; теперь на добычу, Моав! И пришли они к стану Израильскому. И встали Израильтяне и стали бить Моавитян, и те побежали от них, а они продолжали идти на них и бить Моавитян. И города разрушили, и на всякий лучший участок в поле бросили каждый по камню и закидали его; и все протоки вод запрудили и все дерева лучшие срубили, так что оставались только каменья в Кир-Харешете. И обступили его пращники и разрушили его. И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли. И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене. Это произвело большое негодование в Израильтянах, и они отступили от него и возвратились в свою землю

    После того как появилась вода и войска Иосафата и его союзников утолили жажду, моавитяне, которым вода показалась красной, сказали об этом [что израильтяне перебили друг друга]. Но они ошиблись, поскольку цвет воды стал красным из-за восходящего солнца, ставшего тягостным для них. Увидев поток, они не подумали, что в нем действительно вода, ибо не было дождя все эти дни, и для них было само собой разумеющимся, что не может существовать источника воды в этом иссушенном и знойном районе. Поэтому они подумали, что их боги стали причиной тому, что цари и их войска напали друг на друга и истребляли друг друга. Конечно, они легко ввергались в религиозные распри. Они подумали, что струящийся поток был кровью резни на поле брани.

    Моавитяне, сильно надеясь на то, что сами для себя выдумали, когда пришли грабить стан, вообразили, будто стража покинула его. Напротив, Иосафат и его соратники цари встали, обнажив свои мечи, когда поняли, что враги приближаются и идут прямо на них. Моавитяне не упорствовали в своей атаке: они развернулись и побежали, ибо пришли невооруженными. Они пришли не сражаться, а грабить. Поэтому израильтяне рассеяли войско врагов, просто обратив против них свое оружие. Затем они разорили всю территорию между ними и [моавитянами]. И наконец, словно разливающийся поток, они бросились на Моав, срубили дерева, по наущению Елисея, запрудили все протоки вод, разрушили селения и уничтожили все их дома так, что даже перевернули стены. Они окружили и уничтожили их крепости, то есть сравняли с землей стены и разметали все камни.

    Итак, Меса, который потерял надежду на свои войска, не стал просить богов о помощи, потому что видел, что никто не может помочь ему. Некоторые мудрецы в его стране говорили ему, что необходимо молить о милости Бога Израиля, [принеся] необычную жертву, в силу той же причины, по которой Авраам, отец израильтян, принёс свою жертву, благоугодную Богу, согласно традиции, которая была возрождена ханаанитами. Но власть и сила Бога были с великим восторгом признаны всеми через то, что Он совершил перед всеми моавитянами. В самом деле, именно Он пустил водный поток для народа Своего в пустыне Едома, и они не знали и не слышали ни о каком другом Боге, который бы оказал поклоняющимся Ему большие блага.

    Поэтому царь, который не мог отрицать чудо, увиденное собственными глазами, не хотел лишиться помощи, достаточной для него в окружающих его трудностях. Он утвердился (в своей надежде) и перестал поклоняться идолам, обретя убежище в могуществе Бога, создавшего новое море в пустыне. Он внял совету мудрецов и знати Моава, которые просили его принести великую жертву - своего первенца, опору его дома и надежду царства, на стенах города на глазах войска, которое преследовало его. Он хотел, чтобы иудеи видели, какую жертву он собирается принести Богу Авраама согласно тому, чему учит Авраам.

    А затем ярость против израильтян увеличилась, ибо бедствия, которые Писание излагает сразу после этих событий, снова случились с ними. Они увидели, как Бог обеспечивал их безопасность, обилие воды, которую Он заставил чудесным образом разлиться для них, поражение их врагов. Однако они упорствовали в своем бесчестии, а сердца их оставались преданными тельцу.

    Комментарии на 4-ю книгу Царств.


    Люди подражают тем, кто совершает хорошие поступки, но не из любви к этим благим деяниям, а только из выгоды. Ибо Валаам также превозносил [Бога], построив семь жертвенников, поскольку он слышал по поводу их, что через принесение жертв были восприняты их молитвы. Царь Моава вспомнил Иеффая. Но так как это был его первенец и человеческое существо, кого он умертвил, а не животное, Бог сжалился над ним, ибо он сделал это по причине несчастья, но не из любви. В случае же Иеффая, если бы его первым встретил один из слуг, то он убил бы его. Но для того, чтобы люди не приносили в жертву своих соплеменников, Он сделал так, что его встретила его собственная дочь, дабы другие боялись предлагать людей, давая обет Богу.

    Комментарий на Четвероевангелие Татиана.

  • 22.

    Поутру встали они рано, и когда солнце воссияло над водою, Моавитянам издали показалась эта вода красною, как кровь

    См. Толкование на (4 Цар 3:21)

  • 23.

    И сказали они: это кровь; сразились цари между собою и истребили друг друга; теперь на добычу, Моав

    См. Толкование на (4 Цар 3:21)

  • 24.

    И пришли они к стану Израильскому. И встали Израильтяне и стали бить Моавитян, и те побежали от них, а они продолжали идти на них и бить Моавитян

    См. Толкование на (4 Цар 3:21)

  • 25.

    И города разрушили, и на всякий лучший участок в поле бросили каждый по камню и закидали его; и все протоки вод запрудили и все дерева лучшие срубили, так что оставались только каменья в Кир-Харешете. И обступили его пращники и разрушили его

    См. Толкование на (4 Цар 3:21)

  • 26.

    И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли

    См. Толкование на (4 Цар 3:21)

  • 27.

    И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене. Это произвело большое негодование в Израильтянах, и они отступили от него и возвратились в свою землю

    См. Толкование на (4 Цар 3:21)

Ничего нет для сопоставления.