- 1.
И будет в последняя дни гора Господня, уготована над верхи гор, и вознесется выше холмов. О сем предсказывал и Исаия ((Ис 2:2)). И соберутся к ней все народы. В словах сих Пророк предсказывает, что после семидесятилетнего плена храм Господень будет воссоздан на вершине гор, на которых построен был Иерусалим, и гора храма, по сооружении оного, возвысится над всеми холмами, ее окружающими: и тогда соберутся к ней все народы, как пророчествовали о сем Исаия и другие Пророки. Но предсказанное о воссоздании иерусалимского временного храма, после семидесятилетнего плена, заключает в себе тайну Церкви вечной, которая действительно создана в последняя дни. К ней-то собрались, и в ней служат истинному Богу все народы, наученные боговедению. В смысле же еще более возвышенном Пророк дает разуметь, что на вершине горы пригвожден был плотью к Святому кресту Эммануил. Его-то Пророк в вышеприведенных словах именует мысленною горою, вознесенною превыше всех гор.
- 3.
И не ктому возмет язык на язык меча, и не научатся ксему воевати. В сих словах Пророк возвещает Иудеям мир, по возвращении их из плена, впрочем не мир совершенный и непрекращающийся.
- 4.
И почиет кийждо под лозою своею, и кийждо под смоковницею своею. Говоря, что всякий будет сидеть под виноградною лозою и под смоковницею своею, Пророк разумеет те блага, какие будут у Иудеев, по возвращении их из плена, и не будет устрашающаго их.
- 6.
Соберу отриновенных, т.е. Иудеев, находящихся в Вавилоне, которых изгнал Я из земли их. И разсеянных прииму, т.е. Иудеев, рассеянных по всем четырем странам мира. Но объясняя пророчество сие самым исполнением оного, должны мы сказать, что на народе иудейском исполнилось оно только отчасти, и не все Иудеи получили исполнение сего обетования. Вполне же совершилось сие пророчество в смысле таинственном на народах языческих, которые далеки были от Бога и пребывали в рассеянии, различаясь между собою служениями богам, но которых Евангелие Христово собрало в единую Церковь поклоняющихся Богу духом и истиною.
- 8.
И ты столпе, пастырь мгляный дщери Сионовой, время твое пришло. Пророк говорит сие о нечестивом царе Седекии; и называет его столпом, потому что Израиль находился под сенью его, - пастырем, потому что он царствовал, и мгляным, потому что служил он идолам. В таинственном же смысле наименованием пастырь мгляный Пророк изображает сатану, который, представленную здесь под образом Сиона, душу держит во тьме, а не пасет ее во свете. Ибо кто делает зло, тот ненавидит света. Пришло время истреблению владычества его, потому что пришел верховный Владыка духовного Иерусалима, и изгнал слепотствующего пастыря.
- 10.
Болезнуй и мужайся дщи Сионя, яко раждающая: зане ныне изыдеши из града и вселишися на поли, и дойдеши Вавилона: и оттуда избавишься; т.е. вы, находящиеся в духовном плене, по истечении известного времени, будете изведены из оного, но не могущественною ратью, а Вождем, Который пленил плен, и возшел на высоту ((Пс 67:19)), и еще вождями, сподвижниками Павловыми, которые пленили всяк разум в послушание Христово ((2 Кор 10:5)).
- 11.
Ст. 11-12 Соберутся на тя языцы мнози. Но до исполнения сказанного выше придет на тебя множество языков из дома Гогова. Да будет осквернен Сион, и воззрят на него очи, т.е. осквернена будет святыня Сионова, и презрена теми, которые не разумеша, что правда Божия потопчет их аки снопы гуменныя.
- 12.
Но они не знают мыслей Господних и не разумеют совета Его, что Он собрал их как снопы на гумно.
См. Толкование на (Мих 4:11)
- 13.
Яко роги твоя, сокрушенные Вавилонянами, положу железны, и возложиши Господеви достояние народов; т.е. Господу всей земли принесешь по обычаю десятину из имений и богатства народов. Господь таковые блага прообразовательно явил народу Своему по возвращении его из плена, самую же действительность соблюл Он Церкви Своей.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Книга пророка Михея > Глава 4
Глава 4
Ничего нет для сопоставления.