- 1.
Ст. 1-2 Пророчество словесе Господня на Израиля рукою Малахии. Возлюбих вы, глаголет Господь, и ресте: о чем возлюбил еси ны? Малахия пророчествует по возвращении Иудеев из плена, и возвещает, что Бог возлюбил сынов Иаковлевых и возненавидел сынов Исавовых.
- 2.
Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: «в чем явил Ты любовь к нам?» - Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова
См. Толкование на (Мал 1:1)
- 4.
Ст. 4-5 Хотя и все пророки предсказывали гибель Идумеи, но один Малахия пророчествует о погибели ее в самое время гибели. Не брат ли Исав Иакову? - глаголет Господь: и возлюбих Иакова, Исава же возненавидех. И потом присовокупляет: Идумеи созиждут, и Аз разорю, и нарекутся людие, на няже ополчися Господь до века. И очеса ваша увидят. Так Идумея, во дни Малахии, подверглась тому конечному истреблению, о котором другие Пророки предвозвещали за много родов. Возвеличится Господь превыше предел Израилевых, Господь будет прославляем во всех пределах Израилевых. Но Пророк провидит, что пределы владений иудейских будут расширены; и сие совершено трудами Иуды Маккавея и бывших после него правителей народных, которые овладели многими странами, покорили также и землю идумейскую, самих же Идумеев принудили оставить свои законы и соблюдать обычаи и законы израильские.
- 5.
И увидят это глаза ваши, и вы скажете: «возвеличился Господь над пределами Израиля!»
См. Толкование на (Мал 1:4)
- 8.
Аще приведете слепо на жертву, не зло ли? И аще приведете хромо или недужно, то не зло ли? В смысле иносказательном приносящей слепое есть тот, кто хотя и подает милостыню, но держится ереси; приносящий хромое есть тот, кто приносит Богу дары и приношения от чистого сердца, но волнуется помыслами, то желая принести дар Богу, то придумывая причину, по которой бы не делать сего приношения, или если дал что в дар, раскаиваясь в том, что дал; приносящим недужное уподобляются люди, душа которых болезнует славолюбием, и которые, делая добро, заботятся постоянно о том, чтобы за дела свои получить похвалу и славу от людей. Такие жертвы отвергает Господь наш и в Евангелии, называя приносящих лицемерами (Мф. 23).
- 11.
Ст. 11-12 Вот от восток солнца и до запад имя Мое прославися во языцех, вы же скверните е. Бог обличает Иудеев презрителей Его имени и святыни, говоря: имя Мое прославляется народами, слышавшими и видевшими знамения и чудеса, какие, для избавления вашего, совершены Мною в Египте и у народов, которых земли наследовали вы, и все трепещут Меня и прославляют Мое имя, а вы скверните е, - и в делах, и в словах показываете к нему пренебрежение, глаголюще: трапеза Господня осквернена есть, и возлагаемая брашна Его презренны. Не оскверняйте более жертвенников Моих приношением в жертву слепых и хромых животных; ибо действительно приносите вы Мне такие жертвы.
- 12.
А вы хулите его тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее - пища ничтожная».
См. Толкование на (Мал 1:11)
- 13.
Не прииму жертв от рук ваших, потому что не ценою они куплены, а приобретены хищением. Если князь твой не примет от тебя таких приношений, даже не из его собственности взятых; то приму ли Я от тебя такие жертвы, приносимые тобою из Моей собственности? Почему, отвергну такие жертвы, как непотребные, и отдуну их в лицо вам, как нечистоту.
- 14.
Проклят, емуже бе в стаде его мужеск пол, и жрет растленное Господеви. Приносящему такую жертву уподобляются люди, которые, по крепости сил своих, должны искать небесной славы для души, но которые обращают душевные силы свои на мирские попечения, к духовному же деланию чувствуют бессилие и отвращение, небрегут о благочестии и добродетели. Таковые уподобляются Каину, который сам поедал лучшее, а Богу приносил крохи, остававшиеся у него излишними.
А вы говорите: «в чем явил Ты любовь к нам?» —
Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь;
и однако же Я возлюбил Иакова,3.а Исава возненавидел
и предал горы его опустошению,
и владения его — шакалам пустыни.4.Если Едом скажет:
«мы разорены, но мы восстановим разрушенное»,
то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу,
и прозовут их областью нечестивою,
народом, на который Господь прогневался навсегда.5.И увидят это глаза ваши,
и вы скажете: «возвеличился Господь над пределами Израиля!»6.Сын чтит отца и раб — господина своего;
если Я отец, то где почтение ко Мне?
и если Я Господь, то где благоговение предо Мною?
говорит Господь Саваоф вам,
священники, бесславящие имя Мое.
Вы говорите: «чем мы бесславим имя Твое?»7.Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб,
а говорите: «чем мы бесславим Тебя?» —
Тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения».8.И когда приносите в жертву слепое,
не худо ли это?
или когда приносите хромое и больное,
не худо ли это?
Поднеси это твоему князю;
будет ли он доволен тобою
и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф.9.Итак молитесь Богу, чтобы помиловал нас;
а когда такое исходит из рук ваших,
то может ли Он милостиво принимать вас?
говорит Господь Саваоф.10.Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери,
чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем.
Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф,
и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне.11.Ибо от востока солнца до запада
велико будет имя Мое между народами,
и на всяком месте
будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву;
велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф.12.А вы хулите его тем,
что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения,
и доход от нее — пища ничтожная».13.Притом говорите: «вот сколько труда!»
и пренебрегаете ею, говорит Господь Саваоф,
и приносите украденное, хромое и больное,
и такого же свойства приносите хлебный дар:
могу ли с благоволением принимать это из рук ваших?
говорит Господь.14.Проклят лживый,
у которого в стаде есть неиспорченный самец,
и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное:
ибо Я Царь великий,
и имя Мое страшно у народов.



