Глава 2

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков

    Итак, умоляю тебя, говорит, прежде всего. Заметь, пожалуйста, что и его умоляет по обычному смирению своему, а не по какому-либо случайно встретившемуся поводу. Умоляю тебя, говорит, чтобы прежде всего совершал ты моления и молитвы к Богу за всех людей, - и прошения за царей, и благодарения за тех, кои находятся в преимущественном положении, - дабы в спокойствии от войн и в назидании житие проводили они, то есть в святости и праведности. Может быть отсюда получило свое начало в церкви ежедневное, утреннее и вечернее, призывание всех к молитве (о мире всего мира и пр.).

  • 3.

    ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу

    Если так будешь поступать, то это хорошо, говорит, и приятно пред Богом.

  • 4.

    Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

    Который всем людям желает спастись от заблуждения и лжи и к познанию истины придти, которую и мы проповедуем.

  • 5.

    Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус

    Поелику один Бог, а не многие, как воображают язычники, - один и Посредник Бога и людей.

  • 6.

    предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство

    Так как Он за спасение людей пострадал в свое время, Коего смерть уже ранее была предназнаменована и предопределена в (предвечных) советах Родителя Его и предвозвещена Моисеем и всеми пророками.

  • 7.

    для которого я поставлен проповедником и Апостолом, - истину говорю во Христе, не лгу, - учителем язычников в вере и истине.

    В коем и я, глава (первый из) грешников, поставлен проповедником и Апостолом, - истину говорю, не лгу, - поелику я сделан учителем язычников, не в приношениях жертв, но в вере истины.

  • 8.

    Ст. 8-9 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою

    Дав потом наставление, чтобы мужи молились без гнева и досады, он кроме того дает увещание и женам, призывая их к благоразумию, чтобы они бросили пустые наряды бесстыдства и позлащенные завивки волос, украшенные жемчугом, и драгоценную одежду.

  • 9.

    чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою

    См. Толкование на (1 Тим 2:8)

  • 10.

    но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.

    Но, как подобает женам, посвящающим себя благочестию посредством добрых дел, делами праведности и скромностью должны они достигать чистоты и святости.

  • 11.

    Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью

    К этому присоединил еще наставление, чтобы в подчинении пребывали у мужей своих и священников, - также чтобы всегда в молчании учились.

  • 12.

    а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

    Они никогда не удостаиваются степени учителя, хотя бы и были многоречивы и мудры. А учить, говорит, жене справедливым не почитаю, ни быть многоречивее мужа, но быть в молчании и всегда учиться.

  • 13.

    Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен

    Ибо Адам первым создан, потом для него создана Ева, жена его.

  • 14.

    и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление

    И Адам не был прельщен, но жена прежде преступила заповедь.

  • 15.

    впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

    Спасется же чрез чадородие, которое дано ей с болезнью и страданием, если усвоит себе ревность и старание пребывать в вере и любви и в правде истины.

1.В первой главе апостол поставил в обязанность Тимофею, как доброму воину Христову, распространение здравого учения евангельского. Но не один Тимофей обязан заботиться об утверждении Евангелия, а и вся христианская община. Во всей своей жизни она должна пролагать пути к распространению Евангелия, и прежде всего она должна иметь это в виду при совершении общественного богослужения. Что здесь речь идет именно об общественном богослужении – это видно из того, что участниками или совершителями богослужения здесь представляются одни мужчины (ст. 8.) Таким образом, вторая глава имеет тесную связь с наставлениями, содержащимися в первой главе и поэтому апостол начинает свою речь выражением: итак – Прежде всего – т. е. из всех увещаний, с какими хочет обратиться к Тимофею апостол, он на первом месте считает нужным поставить увещание о надлежащем совершении общественных молитв. Молитвы – (δεησεις) – это просьба вообще. Прошения (προσευχας) – всякая молитва и просительная, и благодарственная, даже обет. Моления (εντευξεις) – просьба по отдельному какому–либо случаю. Благодарения (ευχαριστιας) – молитвы благодарственные, в противоположность всем молитвам, обозначенным тремя предыдущими выражениями. Чтобы разъяснить смысл всех этих наименований, возьмем во внимание молитву Господню. Вся она может быть названа "молитвою" (προσευχη), но в ней находятся отдельные прошения (δεησεις). Как скоро эти прошения обращены на отдельные предметы, получается заступление (εντευξεις – по–русски неточно: моление). "Благодарение" же представляет собою, например, славословие, находящееся в конце молитвы Господней.

2.Дабы проводить нам жизнь тихую... Это является не целью молитвы – молитва совершается, собственно, о спасении царей и начальников, в этом именно ее прямая цель, – а результатом, плодом такой молитвы. Но во всяком случае апостол не запрещает христианам иметь в виду при совершении означенной молитвы и такой благоприятный результат ее для них самих. И пятая заповедь требует почитания родителей между прочим и ввиду того, что от этого будет польза самому почитающему: "да благо тебе будет...". (ср. (1Петра 3:9). Во всяком благочестии и чистоте. Христиане должны не только достигать жизни тихой, спокойной, но и стремиться к тому, чтобы жизнь их была благочестивая и достойная их высокого звания (чистота – в достоинстве, с достоинством – σεμνοτης).

3.Это – т. е. такие молитвы за всех людей. Хорошо – (καλον), т. е. прекрасно с нравственной точки зрения и вообще прекрасно (ср. (1-е Тим 1:8); (1-е Тим 3:1,7,13) и др.).

4.Спаслись – не только в будущей жизни, но также и здесь, на земле, приняв евангельское учение (ср. (2-е Тим 1:9). Истины – спасительного, истинного учения, предложенного людям Господом Иисусом Христом.

5.Из того, что Бог – един, следует, что Он есть спаситель для всех людей (ср. (Рим 3:29) и сл.). Точно так же один и посредник между Богом и людьми – человек Христос Иисус, и это опять подтверждает мысль о необходимости совершать молитву о спасении всех людей. Сила выражения здесь несомненно заключается в слове "человек". Если посредник – человек, то его служение, очевидно, касается всех людей, которые ему близки по человеческой природе. Понятно, что это место не может служить каким–либо свидетельством в пользу той мысли, что апостол считал Христа только человеком. В послании к Галатам Апостол Павел говорит, что он – апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом (Гал 1:1). Если бы понимать это место в буквальном, ограниченном смысле, то нужно бы из него сделать такой вывод, что Христос совсем не был человеком... Затем, апостол в пастырских посланиях ясно говорит, что Христос был не только человеком, а и Богом. Так он приписывает Христу предсуществование (1-е Тим 3:16), называет Его "нашим великим Богом и спасителем" (Тит 2:13).

6.Еще более побуждает нас молиться за всех людей то обстоятельство, что Христос отдал Себя как выкуп за всех людей (ср. (Матф 20:28), а именно, по толкованию святого Иоанна Златоуста, предал Себя на смерть за всех людей. Таково было в свое время свидетельство. Не все даже Иудеи находили в пророчествах предсказание о Мессии, язычникам же об этих предсказаниях ничего не было известно. Поэтому то своевременно и было открыто или засвидетельствовано о том, что Христос есть спаситель всего человечества, за всех людей принесший искупление.

7.Для проповедания этой–то великой истины был призван и сам Павел. Чтобы уверить в этом читателей, апостол клянется (ср. (Рим 9:1). Клянется он в том, что Бог действительно послал его проповедовать о всемирном спасении; эта клятва была нужна ввиду того, что некоторые продолжали думать, что спасение будет дано одним иудеям или прозелитам. В вере и истине. Эти слова относятся к выражению "учителем язычников" и показывают характер деятельности Павла как учителя язычников. Он поступал как верный и истинный служитель Христов. Таким образом, собственная деятельность Апостола Павла, обращавшегося с проповедью о спасении ко всем людям, дает ефесским христианам побуждение молиться также за всех людей, без исключения.

8.Апостол доказал необходимость молиться за всех людей. Теперь он приступает к наставлениям относительно порядка совершения молитвы в общественном богослужении. Итак, т. е. в силу того, что он, Павел, является руководителем и учителем верующих, о чем он сказал в 7–м стихе. Желаю – правильнее: хочу (βουλομαι), высказываю решительно свою волю (ср. различие между θελω желаю и βουλομαι хочу в Ев. Матфея (Матф 1:19). На всяком месте – т. е. на всех местах, где собираются христиане для общественного богослужения. Произносили молитвы – как видно из всего хода мыслей, молитвы от лица всей Церкви. Мужи – т. е. мужчины. Женщинам апостол воспрещал активно выступать в общественном богослужении (1-е Кор 14:34). Воздевая чистые руки. Воздаяние рук при молитве было в обычае не только у Иудеев, но и у язычников. Чистые руки – символ чистоты человеческих действий и поступков вообще. Без гнева. – Христианам того времени естественно было иногда питать гневное раздражение против преследовавших их Иудеев и язычников. Сомнения – и в отношении к успеху молитвы, и в отношении к людям, которые могли казаться молящимися и не заслуживающими молитвы.

9-10.- Апостол хочет, чтобы женщины как при молитве присутствовали бы в приличном одеянии, так и всегда в жизни своей украшали себя не плетением волос (ср. (1Петра 3:5,6), но добрыми делами, со стыдливостью и целомудрием, свойственными по преимуществу женскому полу. Под "добрыми делами" разумеются вообще хорошие поступки и, в частности, благотворительность.

11-12.- Наставления эти повторяют почти те же мысли, которые высказаны апостолом в 1–м Коринфянам (1-е Кор 14:34) и сл.). Властвовать над мужем (αυθεντειν ανδρος), т. е. становиться на место мужчины в богослужебном собрании.

13-14.- Почему женщина не должна становиться выше мужчины – апостол разъясняет это указанием на два факта из истории человечества. Адам, как созданный прежде жены, естественно был ее учителем и руководителем: так и теперь мужчина должен быть руководителем женщины. Затем, Библия сообщает, что прельстилась убеждениями змея женщина – об Адаме не сказано, чтобы он прельстился. Значит, женщина по натуре своей очень слабохарактерна, податлива на обман и потому, конечно, ей не подобает выступать в качестве руководительницы мужчины. Если в посл. к (Рим 5:12) первовиновником греха называется муж, то это объясняется тем, что муж являлся в глазах апостола главным ответчиком за все происшедшее как глава семьи.

15.В "чадородии", по апостолу, возможность спасения для женщины, а не в ее порывах к учительству церковному. Можно бы думать, что здесь апостол намекает на те страдания, какие сопутствуют рождению детей у женщин и какие составляют для нее как бы наказание за ее грех и напоминают ей о необходимости покаяния и самоусовершенствования. Но следующее выражение: "если пребудет...". также содержит мысль об усовершенствовании и, след., в предыдущем выражении "чадородия ради" заключается какая–то другая мысль. Естественнее поэтому полагать, что апостол здесь указывает женщине на то, что она спасение или счастье может найти в семейной жизни, рождая и воспитывая детей, причем должна сохранять всегда чистоту, веру и любовь христианскую.