- 1.
Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом
Итак, ты возмогай, даже до радости, в силе Духа, коего принял вместе с общением благодати Иисуса Христа.
- 2.
и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
И что слышал ты от меня чрез многих свидетелей, то есть то, что свидетельствовал я, в твоем присутствии, пред гонителями и везде, - сие передай и ты верным людям, чтобы также и они утверждали истинное Евангелие чрез других, кои будут научены ими.
- 3.
Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
Трудись и переноси страдания, во время гонений, как добрый воин Христа Иисуса.
- 4.
Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.
Ведь никто, воюя, не привязывает себя к жизни сего века, то есть не печется о том, чтобы видеть свои имения и владения, но пребывает в подчинении у того, кто избрал его, чтобы ему угождать. Подобным же образом и человек должен отрешиться от всего и не быть привязанным ни к чему, кроме проповеди (Евангелия) и перенесения преследований, чтобы угождать одному только Небесному Владыке своему.
- 5.
Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
И борец (атлет), выступающий на состязание, не может получить венка, если будет бороться не по закону состязания, то есть если он в борьбе одержит победу не по правилам игры и не так, как установлено. Подобно и те, кои исповедуют евангельское учение, не могут получить венец победы, если, вступив в борьбу с сокровенными скорбями, не одержать победы и не окажутся достойными посредством открытых гонений, на них поднимающихся.
- 6.
Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.
И земледельцу за труд подобает от плодов первому насладиться. Так и мы за те труды, кои несем в сем мире, получим в другом веке жизнь бессмертную.
- 7.
Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.
Разумей, что говорю тебе посредством притчей и сравнений. Даст тебе Господь мудрость к разумению сокровенного смысла в том, что я изложил пред тобою посредством внешне видимых примеров.
- 8.
Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему
Вспоминай Иисуса Христа, то есть проповедуй, что Иисус Христос воскрес из мертвых, - Он, Который явился из семени Давида, как в моем евангелии написано о сем. Разумеется или сказанное о Марии и Иосифе, что оба были из дома Давидова ((Лк 1:27) и 3:23), - или же изречение: даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его ((Лк 1:32)).
- 9.
за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.
В коем, то есть благовествовании, терплю скорби и страдания, - не обиды только или бесчестие переношу, но и как злодея какого в узах переправляли меня из города в город и в цепях пересылали меня из страны в страну. Но хотя и со связанными руками привели меня в Рим, однако язык мой не могли связать, поелику слово Божие не может быть связано.
- 10.
Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.
Все претерпеваю, дабы даже и благодаря узам моим, прияв обетование жизни во Христе Иисусе, избранные, кои слушают меня, получили себе славу, которая во Христе, то есть в день славы Христовой.
- 11.
Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем
Верно слово, то есть справедливо то слово, что, если соумерли (вместе с Ним), и сооживем (с Ним).
- 12.
если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас
Если претерпим пред гонителями, то и совоцаримся (с Ним) по кончине мира; - если отречемся или во время гонения или без гонения, и Он отречется от нас, как и Сам сказал: если кто отречется от Меня пред людьми, и Я отрекусь от него пред Отцем Моим на небесах ((Мф 10:33)).
- 13.
если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
Если не веруем, то этим мы не доставляем Ему никакого затруднения, ибо Он верен пребывает; отречься Себя не может.
- 14.
Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
Сие напоминай тем, коих ты поучаешь, и свидетельствуй им, - не пред людьми, но пред Богом, чтобы не спорили словами, кои ни к чему другому не приводят, кроме как к развращению слушающих.
- 15.
Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
Постарайся же представить себя пред Богом достойным и верным, делателем непостыдным, чтобы смело и уверенно мог ты заблуждающихся исправлять словом истины.
- 16.
А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии
А непотребных и мерзкогласных слов всех сект, чуждых премудрости Писания, удаляйся; поелику таковые люди, благодаря нечестию своему, только еще более умножаются, то есть в виду их беззакония все беззаконники безумно устремляются в след их.
- 17.
Ст. 17-18 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
И речь их подобна язве, называемой раком, - или: как эта язва оказывается не поддающеюся лечению, так и они не приобретают здравомыслия от истинной веры; или: как эта болезнь изъедает и истребляет тела, так и эта секта извращает и сокрушает умы. И уже отпали от очевидной истины, каковы суть Именей и Филит. Вопреки истине они научились, и учат и уверяют, говоря, что воскресение уже было и совершилось окончательно, - но не тел, а душ, - и этим веру тех людей, коих основания были шатки, низвращают.
- 18.
которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
См. Толкование на 2 Тим. 2:17
- 19.
Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
Но твердое основание Божие стоит, то есть истинная проповедь, которая возвещена от Бога чрез пророков и у Апостолов, твердо стоит в писаниях их, имея печать сию, то есть воскресение, возвещаемое в ней, ибо кто воскресение плоти не проповедует, тот, конечно, не проповедует на оном основании. Познал же Господь тех, кои суть Его, так что во всем поможет им и освободит их также и от неправды.
- 20.
А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
Привел и пример в речи своей. Церковь, говорит, находящаяся во вселенной, подобна большому дому, где не только есть сосуды золотые и серебряные, кои назначаются для почести и славы, но и деревянные и глиняные - для употребления непочетнаго. Не так однако надо понимать это, чтобы в церкви нужно было заблуждение тех (лжеучителей), подобно той пользе, какую в большом доме приносит употребление непочетных сосудов.
- 21.
Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
Итак, если кто пожелает и очистит себя от чуждых тех слов, коим учил, - тот будет после сего сосудом почетным, освященным и благопотребным Владыке своему, уготованным не для извращения умов, но на всякое дело доброе уготованным.
- 22.
Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
А юношеских похотей избегай, кои тебя преследуют, но достигай правды, то есть дел правды, - достигай истинной веры к Богу и совершенной любви к людям. Мир же да будет здесь и там с теми, кои призывают Господа от чистаго сердца и не уклоняются от истинной веры своей.
- 23.
От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры
Глупых и невежественных состязаний, коими увлекаются невежественные люди, избегай, ибо они рождают ссоры.
- 24.
рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым
Рабу же Господа, как кроткому, не подобает ссориться с такими невеждами, но быть тихим и скромным, как научил его Господь его, - не в отношении к одному кому-либо, но ко всем людям, - также приветливым и терпеливым к ученикам своим.
- 25.
Ст. 25-26 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Противников исправлять он должен не презрением и высокомерием к ним, но кротостью. Не следует отдалять и отвращать их от нас, да не даст ли когда Бог им покаяние по Своему долготерпению, дабы они, познав истину, раскаялись, одумались и исторгли себя из сетей сатаны, кои суть учения сатаны, у коего они держатся в плену, то есть окружены ими по воле сатаны.
- 26.
чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
См. Толкование на 2 Тим. 2:25
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Второе послание к Тимофею > Глава 2
Глава 2
Ничего нет для сопоставления.