Глава 4

  • Закрыть сопоставления
  • 3.

    Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него

    Давайте попытаемся с Божией помощью объяснить, что это означает. Жезл означает царство, змей - смертность. Ибо через змея к человеку пришла смерть. Господь соизволил принять смерть. Жезл, бросаемый на землю, имел вид змея, так как царство Божие, Иисус Христос, пришло на землю. Он принял смертность, которую и распял на кресте. Ваше святейшество знает, что, когда этот народ, упрямый и гордый, начал роптать на Бога в пустыне, его начали жалить змеи и люди стали умирать от этих укусов. По милосердию Бог дал лекарство, которое хотя приносило тогда исцеление, но также и предсказывало будущую мудрость.

    Проповеди.


    Великое таинство - быть исцеленным от змеи! Что это - глядя на змею, быть исцеленным от змеи? Веря в смерть, спастись от смерти. И однако, Моисей испугался и убежал. Что значит, что Моисей убежал от этой змеи? Что иное, как не то, что произошло в Евангелии, как мы знаем, братья? Христос умер, и ученики испугались и отошли от той надежды, которая была у них.

    Изъяснения Псалмов.

  • 10.

    И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен

    Слова Моисея к Господу: О, Господи! Человек я не речистый, и таков был и вчера, и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим, означают, что можно верить, что по желанию Бога внезапно можно стать красноречивым. Когда он говорит: и когда Ты начал говорить с рабом Твоим, он будто показывает, что могло быть, чтобы тот, кто не был красноречивым вчера и третьего дня, внезапно им стал, когда Господь начал говорить с ним.

    Вопросы на Семикнижие.

  • 11.

    Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь

    Есть те, кто злословит Бога или, лучше сказать, Писание Ветхого Завета, ибо Господь сказал, что Сам делает слепым и немым. Что же они скажут о Господе Христе, открыто говорящем в Евангелии: «Я пришел, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин 9:39)»? Кто, кроме безумного, поверит, что у человека могут оказаться телесные пороки вопреки желанию Бога? Но никто не сомневается, что Он хочет этого справедливо.

    Вопросы на Семикнижие.

  • 12.

    итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить

    Господь говорит Моисею: «Итак, пойди, и Я открою уста твои и научу тебя, что тебе говорить». Это ясно показывает, что не только научение, но даже и само открытие уст относятся к желанию и милости Бога. Ведь Он не сказал: «Открой уста твои, и Я научу тебя», но Сам пообещал две вещи: «открою и научу». А в псалме Он говорит: Открой уста твои, и Я наполню их (Пс 80:11), показывая в человеке желание принять то, что Бог дает желающему. Так что открой уста твои относится к возникновению желания, а и наполню их - к милости Бога, а здесь: «И открою уста твои, и научу тебя».

    Вопросы на Семикнижие.

  • 14.

    И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем

    Справедливо возникает вопрос, почему Он, гневаясь, говорил о брате Моисея, что тот сам будет говорить к народу вместо него? Очевидно, что из-за сомнения Моисея Он не дал ему всех способностей, которые собирался дать, и захотел, чтобы двое совершали то, что могло быть совершено одним человеком в случае его веры. Однако эти слова, если изучить их более внимательно, не означают, что Господь, разгневавшись, дал Аарона в наказание. Ведь Он говорит: Разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить. Этими словами показано, что Господь, скорее, упрекал того, кто боялся идти… хотя он имел брата, через которого мог сказать народу то, что хотел, даже если сам имел тихий голос и был косноязычным, и целиком должен был надеяться на Бога. Затем Он говорит то, что пообещал раньше, а затем разгневался. Ведь тогда Он сказал: «Открою уста твои и научу тебя», а теперь говорит: «Открою уста твои и уста его и буду учить вас, что вам делать». Но так как Он добавил: И будет говорить он вместо тебя к народу (Исх 4:16), оказывается, что открытие уст уже даровано, потому что Моисей говорит, что он косноязычен. В слабости голоса Господь не захотел ничем помочь Моисею, но дал ему брата, который мог говорить так, как требуется для научения народа. Слова: Ты будешь влагать слова в уста его означают, что эти слова должны были быть произнесены, потому что, если бы они предназначались только для слышания народа, Он сказал бы «в уши». Затем немного позже Он говорит: Будет говорить он вместо тебя к народу и сам будет твоими устами, - и здесь подчеркивается: «к народу». И когда говорит: Будет говорить он вместо тебя к народу, ясно указывает на первенство Моисея и на подчиненное служение Аарона. Потом, когда говорит: А ты будешь ему вместо Бога, то здесь, очевидно, нужно исследовать великое таинство, заключающееся в том, что Моисей является посредником между Богом и Аароном, а Аарон - между Моисеем и народом.

    Вопросы на Семикнижие.

  • 16.

    и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога

    Надо заметить, что, когда Моисея посылали к народу, ему не было сказано: «Вот, Я дал тебя богом народу, и брат твой будет твоим пророком», но: «Брат твой будет говорить вместо тебя к народу». И было также сказано: Он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога, - а не: «Ты ему будешь Богом». Однако говорится, что Моисей был дан фараону в качестве бога, и, по аналогии, Аарон - пророк Моисея, но для фараона. Это нам объясняет, что пророки Бога говорят то, что слышат от Него, и что пророк Бога - это тот, кто сообщает слова Бога тем людям, которые не могут или недостойны Его услышать.

    Вопросы на Семикнижие.

  • 20.

    И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою

    То, что было сказано выше, - что Моисей посадил жену и детей на повозки, чтобы вместе с ними отправиться в Египет, а затем его тесть Иофор пришел к нему вместе с ними после того, как тот вывел народ из Египта, - может вызвать вопрос, как может быть правдой то и другое. Но надо понимать, что Иофор был вместе с детьми после несостоявшегося убийства Моисея или ребенка, которое должен был совершить ангел. Ведь некоторые считали, что ангел устрашил их для того, чтобы женщины не сопровождали Моисея, препятствуя ему в служении, которое он по воле Бога совершал.

    Вопросы на Семикнижие.

  • 21.

    И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа

    Не отнимайте у фараона свободного суждения только потому, что Бог во многих местах говорит: «Я ожесточил фараона», «ожесточил» или «ожесточу сердце фараона». Из этого не следует, что сам фараон не ожесточил своего сердца. Ведь о нем написано в Писании, когда египтяне были избавлены от мух: И ожесточил сердце свое (Исх 8:15), и в то время не захотел отпустить народ. Поэтому и Бог ожесточил по справедливому суждению, а сам фараон - по свободному.

    О благодати и свободной воле.

  • 24.

    Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его.

    Прежде всего возникает вопрос, кого хотел умертвить ангел: Моисея ли, ибо сказано, что «встретил его ангел и хотел умертвить его»… или он хотел умертвить ребенка, которого мать спасла обрезанием? Ибо считается, что он хотел умертвить младенца, так как тот не был обрезан, и таким образом жестокостью наказания узаконить обрезание. Если это так, неизвестно, хотел ли он умертвить того, о ком сказал сначала; ибо не понятно кого, если только это не будет понято из дальнейшего, а сначала сказано непонятными и необыкновенными словами: «встретил его и хотел умертвить его», - того, кто раньше не был назван. Но в псалме говорится: Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона (Пс 86:2). Так начинается псалом, и ничего не говорится о нем или о ней, чьи основания имелись в виду в словах: Основание его на горах святых. Но так как дальше идет: Господь любит врата Сиона, то, значит, основания или Господа, или Сиона. Скорее всего, здесь надо понимать основание Сиона, так как это может быть понято, как основание города. Но так как род местоимения eius может быть различным, то есть эта форма местоимения любого рода: мужского, и женского, и среднего, а по-гречески в женском роде употребляется форма autxs, в мужском и среднем - autou, и поскольку в греческом стоит autou, то следует понимать не «основания Сиона», но «основания Господа», то есть то, что Господь установил, о чем сказано: Господь созидает Иерусалим (Пс 146:2). Однако ни Сион, ни Господь не упоминались до слов: Основание его на горах святых. Так же было сказано и здесь, хотя ребенок еще не упоминался: «…встретил его и хотел умертвить его», чтобы мы поняли из последующего, кто имелся в виду. Однако если кто-то захочет подумать, что речь идет о Моисее, то не следует особенно возражать. Пусть, если возможно, лучше будет понято сказанное дальше, что имеется в виду под словами, что ангел потому отказался от убийства кого-либо из них, что женщина сказала: «Остановилась кровь обрезания сына моего». Ибо не сказано: «Отошел от него, так как она обрезала младенца», но так как «Остановилась кровь обрезания сына моего». Не так как «пролилась», но так как «остановилась», что, если не ошибаюсь, есть великое таинство.

    Вопросы на Семикнижие.

  • 25.

    Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня

    Если бы во времена ветхозаветного человека я был иудеем, если бы не мог быть ничем лучшим, я непременно принял бы обрезание. Это знак праведности веры в то время, пока он не был отменен пришествием Господа, имел настолько большое значение, что ангел задушил бы маленького сына Моисея, если бы мать, схватив каменный нож, не обрезала мальчика, предотвратив этим таинством грозящую гибель. Это таинство также сдержало реку Иордан и вернуло ее в русло . Это таинство принял и Сам Господь, родившись, хотя и отменил его распятием.

    Послания.


    Восьмой день, по прошествии семи дней, - это день Господень, когда Господь воскрес, а камнем был Христос. Отсюда нож для обрезания был каменным, а крайняя плоть - телом греха.

    О благодати Христа и первородном грехе.


    И это было показано ангелом на сыне Моисея, который, будучи необрезанным, приносится матерью для обрезания во время очевидно грозящей опасности. И когда это было осуществлено, опасность отступила. Как у Авраама предшествовала праведность веры и потом пришло обрезание - знак праведности веры, так и у Корнилия предшествовало духовное освящение в даре Духа Святого и пришло таинство возрождения баней крещения.

    О крещении.

Ничего нет для сопоставления.