< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 5 6 7 8 9 11 14 19 25 26 28 29 35

Глава 1

  • Закрыть сопоставления
  • 3.

    Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет.

    Итак, Иисус, найдя молодого осла, сел на него ((Ин 12:14)). Под сыном ослицы, на котором никто не сидел, - упоминание о нем можно найти у других евангелистов, - мы понимаем народ язычников, не получивших закона Господня. А под ослицей (ведь оба этих животных были приведены Господу) мы понимаем Его людей, происходивших из народа израильского; а народ этот, разумеется, не был диким и необъезженным, но познал ясли Господина своего.

    Трактат на Евангелие от Иоанна.


    Тот, Кто наполняет Собою мир, не нашел места в гостинице; положенный в яслях, Он сделался нашей пищей. Пусть подойдут к яслям двое животных, - два народа, ибо вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего. Взгляни на ясли - и не постыдись стать вьючным животным для Господа. Ты будешь нести на себе Христа и не заблудишься, идя по пути, - ибо на тебе восседает Путь. Вы помните про того молодого осла, которого привели к Господу? Никто да не смущается, ибо это - мы. Пусть воссядет на нас Господь, пусть влечет нас, куда угодно Ему. Мы - Его вьючное животное, и идем мы в Иерусалим. Хотя Он восседает на нас, мы не отягощаемся, а возвышаемся; под Его водительством мы не заблудимся; к Нему идем мы, с Его помощью идем, - не погибнем.

    Возвещается пастухам Владыка и Пастух пастухов, и в яслях возлежит Он, как пища для верующих вьючных животных. Потому и воссел Он на молодого осла, когда входил в Иерусалим, сопровождаемый хвалением множества народа, встречающего Его и следующего за Ним. И мы да познаем Господина своего, да приступим к яслям, да вкусим пищи, да понесем на себе нашего Господа и Руководителя, чтобы под водительством Его достичь нам Небесного Иерусалима.

    В лице пастухов и волхвов начал вол познавать владетеля своего, и осел - ясли господина своего. От лица иудеев - животное рогатое, ибо они готовили Христу рога креста. От лица язычников - животное длинноухое, ибо предсказано было: Народ, которого я не знал, послужил мне, по слуху уха повиновался мне ((Пс 17:44)). Ведь Сам Владетель вола и Господин осла возлег в яслях, и обоим предоставил общую пищу.

    Вол - это об иудеях, осел - о язычниках; те и другие пришли к одним яслям и обрели там корм Слова.

    Проповедь.


    Несомненно, были и среди того народа те, кто разумели, поскольку имели они веру, которая открылась позднее как относящаяся не к букве закона, но к благодати Духа. Ведь не без этой самой веры были те, кто смогли предузнать и предвозвестить ее будущее откровение во Христе; поскольку те ветхие таинства были прообразами грядущих таинств.

    Толкование Псалмов.

  • 9.

    Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.

    Берегись, о христианин, берегись гордости! Даже если являешься ты подражателем святых, все всегда относи к благодати, поскольку благодать, а не твои заслуги, делает так, чтобы было в тебе нечто из небольшого остатка.

    Проповеди.

  • 12.

    Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?

    Бог требует нас самих, а не чего-либо нашего. Но жертва христианина - милостыня, подаваемая бедному. Ибо благодаря этому Бог становится более милостивым к нашим грехам.

    Проповеди.

  • 15.

    И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.

    Что делаешь ты, бесстыдный и жалкий? Зачем отягощаешь себя бременем еще больших грехов? Зачем, навлекая на себя скорейший гнев Его, протягиваешь ты к Богу свои оскверненные руки как свидетельство для своего наказания? Не взирает на них Тот, Кто повелел воздвигать к Нему лишь руки святые и непорочные. Зачем молишься ты Богу теми устами, которыми незадолго до этого ты говорил злое? Хотя бы и умножилось моление этих уст, оно ненавистно Богу.

    О жизни христианской.

  • 16.

    Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;

    Лицо наше должно быть омыто от той грязи, которая препятствует созерцанию Бога.

    О нагорной проповеди Господа.


    Итак, представьте себя как достойное тело для такой Главы, как достойную невесту для такого Жениха. Церковь есть невеста Христа, не имеющая пятна или порока ((Еф 5:27)). Желаешь не иметь пятна? Сделай то, что написано у пророка. Желаешь не иметь порока? Распни себя на кресте. Ибо нужно не только, чтобы ты отмылся, но и чтобы распростерся на кресте, дабы быть без пятна или порока. Ведь посредством омовения удаляются грехи, а благодаря распростиранию возникает стремление к будущему веку, ради стяжания которого и был распят Христос.

    Проповеди.

  • 18.

    Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю.

    Что удивительного, если белоснежные одежды обозначают Церковь?

    Проповеди.


    Для человека необходимо, чтобы благодать Божия не только оправдала нечестивого, то есть из нечестивого сделала его праведным, воздавая добром за его зло, но и чтобы, когда он уже оправдается верою, жил он с этой благодатью и опирался на нее, дабы не упасть. Поэтому в книге Песнь Песней о самой Церкви написано: Кто это восходит убеленной, опираясь на возлюбленного своего ((Песн 8:5)) ? Убелена та, которая сама по себе не может стать белой. И кем убелена, если ни Тем, Кто говорит через пророка: Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю? Итак, никаким добром не заслужила она того, что была убелена, а сделавшись белой, уже живет в добре, если только постоянно опирается на Того, Кем убелена. Поэтому и Сам Иисус, на Которого опирается убеленная, сказал Своим ученикам: Без Меня не можете делать ничего ((Ин 15:5)).

    О благодати и свободной воле.

Ничего нет для сопоставления.