- 1.
Ст. 1-2 По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым
Эта книга не столько излагает нам деяния сына Навинова, сколько описывает нам таинства Иисуса, Господа моего. Ибо это Он получил власть после смерти Моисея, Он ведет войско и сражается против Амалика, и Он изображается на горе с поднятыми руками, победоносно пригвождая в Себе к Своему кресту власти и господства. Итак, Моисей скончался, ибо закон прекратился. Ведь закон и пророки до Иоанна (Лк 16:16). Впрочем, хочешь, я представлю доказательства из Писания, что закон называется Моисеем? Послушай, что сказано в Евангелии: У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их (Лк 16:29), - здесь, без сомнения, Моисеем назван закон. Следовательно, скончался Моисей, раб Божий, ибо скончался закон и предписания закона уже прекращаются.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 2.
Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым
См. Толкование на (Нав 1:1)
- 3.
Ст. 3-4 Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши
Давайте посмотрим, что нам обещается в этих словах. Есть некие диавольские отродья враждебных сил, против которых мы ведем наше сражение и изнурительные состязания в этой жизни. Итак, сколько бы мы не повергали их к нашим ногам, скольких бы мы не побеждали в сражении, мы овладеем их пределами, областями и царствами, поскольку Господь Иисус разделит их среди нас. Ибо некогда они были ангелами, были славными в Царстве Божием. Не читаем ли мы, что говорит Исайя об одном из них:
Как упал денница, восходивший утром? Этот денница, без сомнения, пребывал на небесах, пока не сделался отступником. Если я смогу его победить и повергнуть к моим ногам, если удостоюсь того, что мой Господь Иисус повергнет сатану к моим ногам, тогда я удостоюсь получить место денницы на небесах.
Так мы понимаем обетование нам нашего Господа Иисуса, что всякое место, на которое ступят стопы ног наших, будет нашим. Но не будем думать, что мы можем вступить в это наследство, будучи беспечными и сонными, в праздности и нерадении. <…> Существуют [падшие] ангелы, которые подстрекают к гордости и ревности, алчности и вожделению и возбуждают пороки. И если ты не победишь в себе самом их пороки и не изгонишь их из своей земли, которая уже освящена благодатью крещения, ты никоим образом не получишь полноту обещанного наследства.
Что это за места, на которые мы восходим стопами наших ног? Буква закона помещена на земле и лежит внизу. Следовательно, кто следует букве закона, тот никуда не восходит. Но если ты смог подняться от буквы к духу и взойти от исторического к более высокому пониманию, тогда ты действительно взошел на возвышенное и видное место, которое получишь от Бога в наследство. Ибо если ты поймешь образы написанного и обратишь внимание на то, что есть образы небесного, и умом и чувством будешь искать горнего, где Христос сидит одесную Бога (Кол 3:1), тогда ты получишь в наследство и то место, поскольку Господь и Спаситель наш говорит: Где Я, там и слуга Мой будет (Ин 12:26).
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 4.
от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши
См. Толкование на (Нав 1:3)
- 6.
Ст. 6-9 Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь
Я боюсь, что из-за чрезмерной беспечности и безрассудства сердца божественные свитки [Писания] не только скрыты от нас, но и запечатаны. Подобно тому как, если бы человеку, не знающему грамоты, дали для прочтения книгу, он бы сказал: «Я не умею читать»; а если бы грамотному дали ее, он бы сказал: «Она запечатана».
Гомилии на Исход.
- 7.
только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих
См. Толкование на (Нав 1:6)
- 8.
Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно
См. Толкование на (Нав 1:6)
- 9.
Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь
См. Толкование на (Нав 1:6)
- 12.
Ст. 12-15 А колену Рувимову, Гадову и половине колена Манассиина Иисус сказал: вспомните, что заповедал вам Моисей, раб Господень, говоря: Господь Бог ваш успокоил вас и дал вам землю сию; жены ваши, дети ваши и скот ваш пусть останутся в земле, которую дал вам Моисей за Иорданом; а вы все, могущие сражаться, вооружившись идите пред братьями вашими и помогайте им, доколе Господь не успокоит братьев ваших, как и вас; доколе и они не получат в наследие землю, которую Господь Бог ваш дает им; тогда возвратитесь в наследие ваше и владейте землею, которую Моисей, раб Господень, дал вам за Иорданом к востоку солнца.
Давайте рассмотрим, что прообразуют те два с половиной колена, которые через Моисея получают в наследство землю, и что прообразуют остальные девять с половиной колен, которые через Иисуса получают обетование Святой земли. Прежде всего, я думаю, не могло случайно произойти то, чтобы те, кто через Моисея приемлет часть, все были первородными. Ибо Рувим был перворожденным от Лии, Гад - перворожденным от Зелфы, а Манас- сия - перворожденным от египтянки Асенеф, дочери Потифара, жреца из Гелиополя, которую принял Иосиф. Я никогда не соглашусь со случайностью того [обстоятельства], что перворожденными были все, которым через Моисея предназначалось наследство, но я скорее считаю, что в них уже тогда скрывался прообраз двух народов: одного, который оказывается перворожденным по природе, и другого, который принимает благословение наследства через веру и благодать.
Тем, кто получает наследство через Моисея, то есть тем, кто через закон угодил Богу, дается отдохновение не прежде, чем они помогут своим братьям в сражении. Лишь женщины и дети получают покой через Моисея, прочие же не отдыхают, но выходят на помощь своим братьям. <…> Следовательно, кто храбр, вооружен и препоясан истиной, те выходят к нам на помощь и сражаются вместе с нами. А младенцы и женщины не выходят на нашу битву. И это неудивительно, ибо младенцем называют того, кто не говорит. А чем мне мог помочь тот, кто ничего не говорил? Я не нахожу, что сказать о нем. А женщину апостол называет немощным сосудом (1 Пет 3:7). И, соответственно, немощный сосуд не вступает в битву, чтобы не разбиться и не погибнуть. Так же говорится в Евангелии и об Иисусе Христе: Трости надломленной не переломит (Мф 12:20).
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 13.
вспомните, что заповедал вам Моисей, раб Господень, говоря: Господь Бог ваш успокоил вас и дал вам землю сию;
См. Толкование на (Нав 1:12)
- 14.
жены ваши, дети ваши и скот ваш пусть останутся в земле, которую дал вам Моисей за Иорданом; а вы все, могущие сражаться, вооружившись идите пред братьями вашими и помогайте им,
См. так же Толкование на (Нав 1:12)
- 15.
доколе Господь не успокоит братьев ваших, как и вас; доколе и они не получат в наследие землю, которую Господь Бог ваш дает им; тогда возвратитесь в наследие ваше и владейте землею, которую Моисей, раб Господень, дал вам за Иорданом к востоку солнца
См. так же Толкование на (Нав 1:12)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Ориген > Книга Иисуса Навина > Глава 1
Глава 1
Ничего нет для сопоставления.