- 1.
Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, - Ефрафянин
Посмотри, не относится ли то, что говорится об этом человеке, к похвале праведного: Был один человек. Мы, которые до сих пор грешники, не можем стяжать это славное имя, так как каждый из нас не один, но у нас много [лиц]. Ибо приглядись к лицу кого-нибудь то разгневанного, то печального, немного позже вновь радующегося, и вновь возмущенного, и снова спокойного, в одно время советующегося о божественных вещах и делах вечной жизни, а немного позже стремящегося к корыстолюбию или мирской славе. Ты видишь, каким образом тот, кого считают одним, не один, но в нем оказывается столько лиц, сколько и нравов. <…> А о праведных говорится «один» не только о каждом в отдельности, но и все соответственно называются «одним». Да и почему не называть «одним» всех, чьи сердце и душа изображаются как одно целое? Они все размышляют всегда одним умом, одно понимают, одно чувствуют, одного Бога почитают, в одного Господа Иисуса Христа веруют, одним Святым Духом преисполняются. Поэтому справедливо они все, а не только один, называются «одним», как и апостол указал, говоря: Бегут все, но один получает награду (1 Кор 9:24).
Гомилии на 1-ю книгу Царств.
- 2.
у него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей
Я полагаю, что таким образом более достойно объяснять брак старцев и прекрасное супружество патриархов уже в значительном и преклонном возрасте; так, я считаю, надо оценивать необходимые рождения сыновей. Ибо для такого брака и потомства такого рода не так подходят молодые, как старики. Ведь насколько кто слаб плотью, настолько он будет крепче добродетелью души и способнее к объятиям мудрости.Так и тот праведный муж, Елкана, о котором говорится в Писании, имел одновременно двух жен, одну из которых звали Феннана, а другую Анна, то есть «обращение» и «благодать». И сначала говорится, что Феннана восприяла сыновей, то есть от обращения, и затем Анна, которая есть благодать. Ибо Писание через образ брака указывает на происхождение святых.
Поэтому и ты можешь, если пожелаешь, быть мужем в подобном браке, и, например, если охотно проявляешь гостеприимство, то окажется, что ты получил такую жену. Если ты прибавишь к этому заботу о бедных, то окажется, что ты восприял и вторую жену. А если присоединишь терпение, кротость и прочие добродетели, то окажется, что ты имеешь столько жен, сколькими добродетелями наслаждаешься.
Гомилии на Книгу Бытия.
Ничего нет для сопоставления.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Ориген > Первая книга Царств > Глава 1