- 1.
Ст. 1-2 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою
Не внутри ли нас, не в сердце ли нашем приготовить прямой и ровный путь Господу?.. Велико сердце человека, широко, вместительно, если только стало чистым. Ты хочешь познать его величие широту? Взгляни, сколь много божественных чувств вмещает оно… Но не на величину его смотри только, а и на твердость знания истины… Готовь путь Господу добропорядочной жизнью, делами славными держись пути, чтоб из-за какого-нибудь беззакония не прошло мимо тебя Слово Божие.
Гомилии на Евангелие от Луки.
Евангелие есть прежде всего Евангелие Христа Иисуса, главы всего спасаемого тела, как говорит Марк: Начало Евангелия Христа Иисуса… Однако начало Евангелия (ибо у него есть величина, имеющая начало, продолжение, середину и конец) - это весь Ветхий Завет, образ которого и есть Иоанн. Но и ради связи Нового с Ветхим окончание Ветхого Завета тоже представлено здесь через Иоанна. Поэтому приходится удивляться, как иные приписывают эти два Завета двум богам, что их и обличает помимо всего прочего.
Комментарии на Евангелие от Иоанна.
Те, кто идет впереди, не бесчестят написанного в законе, как вы заявляете, а уделяют ему еще большую честь… Когда Марк говорит: Начало Евангелия Иисуса Христа, как написано у пророка Исаии: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою, он показывает тем самым, что начало Евангелия связано с Писаниями иудеев.
Против Цельса.
- 2.
Ст. 2-3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою
Марк свел воедино два пророчества, произнесенные двумя пророками в разных местах Писания. Глас вопиющего в пустыне встречаем в книге пророка Исайи по окончании истории о царе Езекии, восставшем от болезни, в то время как вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим - у пророка Малахии. Марк сделал то же, что евангелист Иоанн, который изменил приведенное им высказывание. Пророк говорит: Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Богу нашему, а у Марка читаем: Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Схожее сокращение Марк употребил во фразе: Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой, опустив идущие далее слова предо Мною.
Комментарии на Евангелие от Иоанна.
См. также Толкование на (Мк 1:1)
- 3.
как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою
См. Толкование на (Мк 1:2)
- 8.
я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым
Христос не крестит водой, но предоставляет это Своим ученикам. Для Себя Он сохраняет крещение Святым Духом и огнем.
Комментарии на Евангелие от Иоанна.
- 10.
И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него
По причине кротости и простоты, чтобы и мы подражали кротости и простоте голубя.
Гомилии на Евангелие от Луки.
- 11.
И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение
В реке Иордане явилась людям Троица. Ибо если Отец засвидетельствовал, Сын был Тем, о Ком свидетельствовалось, а Святой Дух показался, то как не троично Божество?
Фрагменты на Евангелие от Матфея.
Это говорит Ему Бог, у Которого всегда «сегодня». Ибо нет у Бога вечера, а я думаю, и утра, - есть только то, что сопростирается Его безначальной и вечной жизни. Есть, так сказать, Его сегодняшний день, в который родился Сын, так что ни начала Его рождения, ни «дня» Его не найти.
Комментарии на Евангелие от Иоанна.
- 17.
И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков
Если подумаем над тем, как за очень немного лет - при том, что исповедующие христианство терпели притеснения и некоторых за него убивали, а другие теряли имущество, - слово смогло быть проповедано по всей вселенной (хотя и учителей было мало), так что и эллины, и варвары, и мудрые, и неразумные присоединялись посредством Иисуса к богопочитанию, то не поколеблемся назвать это делом, превосходящим все человеческое. Ведь и Иисус учил о том, что слово укрепится во всей его силе и убедительности.
О началах.
- 35.
А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился
Если Иисус молится, и молится не напрасно, добиваясь молитвой того, о чем просит, возможно, не получив бы этого без молитвы, - то кто из нас станет пренебрегать молитвой? Ибо Марк говорит, что утром, весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился, а Лука: случилось, что, когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему, и в другом месте: пробыл всю ночь в молитве к Богу. Иоанн описывает Его молитву, говоря: …после сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя. И у него же написано, как Господь сказал: Я знал, что Ты всегда услышишь Меня. И это означает, что, всегда молясь, Он всегда бывает услышан.
О молитве.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Ориген > От Марка святое благовествование > Глава 1
Глава 1
Ничего нет для сопоставления.