Глава 11

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его

    Корень патриарха Иессея - иудейский народ, отрасль - Мария, цветок Марии - Христос, Который, распространив благоухание веры по всему миру, вышел из девственного лона, как Он Сам говорит: Я - цветок поля и лилия долин (Песн 2:1).

    О Святом Духе.


    Удивительно пророк описал Его воплощение, говоря: Из ростка ты у меня поднялся, потому что, словно поросль на земле, Он возник во чреве Девы и, как благоухающий цветок, поднялся для искупления всего мира, выйдя из материнского лона в блистании утренней зари, как говорит Исаия: Произойдет отрасль из корня Иессеева, и цветок произрастет от корня его. Корень - иудейский народ, отрасль - Мария, цветок Марии - Христос. Справедливо названа отраслью Та, Которая принадлежит к царскому роду из дома и отечества Давида; Ее цветок - Христос, истребивший зловоние мирских нечистот и распространивший благоухание вечной жизни.

    О патриархах.


    Написано у Исаии: Произойдет отрасль из корня Иессеева, и отрасль от корня поднимется, и цветок произрастет от отрасли его. Корень, конечно, - иудейский народ, отрасль - Мария, цветок Марии - Христос. Когда Он на земле озаряет наши дела и благоухает в поле души или наполняет весенним дыханием Свою Церковь, мы не можем ни стужи бояться, ни дождя страшиться, но должны ожидать дня суда.

    Апология Давида.

  • 2.

    Ст. 2-3 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела

    Апостольская проповедь утверждается на страхе мудрых, словно столп на золотом основании. Итак, страх праведника, воздвигнутый на золотом основании благоразумия, - седалище для речений Христа и апостольских слов; в речах же святых мужей обнаруживается благой образ, некое отражение истины. Взгляни, ведь и страх их - словно золотое основание. Читай Исаию, смотри, сколько он присоединил к страху, чтобы сделать его безупречным и благим: Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух святого страха. Сколько пророк присоединил к страху, чтобы обладать тем, что следует за страхом! Воспитывается премудростью, обучается разумом, направляется советом, поддерживается крепостью, руководится ведением, украшается благочестием. Прими страх Господень. Таким образом получается, что существует еще страх неразумный, глупый, один из тех: Отвне - нападения, внутри - страхи (2 Кор 7:5), которыми был бы огорчаем и Павел, если бы он был лишен Господа-Утешителя.

    Толкование Псалмов.


    Святой Дух - это река, и река величайшая, которая, согласно евреям, разлилась через Иисуса по всей земле, как мы принимаем пророчество из уст Исаии. Велика эта река, которая течет всегда и никогда не иссякает; но не только река, но и стремительный полноводный поток изобилующего величия, как изрек Давид, что речные потоки веселят град Божий (Пс 45:5). Ибо не водами некой земной реки омывается град Божий, тот Небесный Иерусалим, но Святой Дух, исходящий из источника жизни, небольшим глотком из Которого мы утоляем жажду, оказывается щедрее изливающимся перед славными тронами, престолами, господствами, ангелами и архангелами, бурля струями, полными тех семи духовных сил. Ведь если разливается, затопляя берега, река, то насколько более Дух охватывает всякое творение, когда заливает, словно низменности, нивы нашей души, веселит небесную природу творений не иссякающим изобилием передаваемой им святости! Да не смущает нас то, что в одном месте говорится: река (Ин 7:38), в другом месте: семь духов (Откр 5:6). Ведь при помощи этих семи освящающих духовных сущностей, как изрек Исаия, обозначается полнота сил: Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух страха Божьего. Следовательно, река одна, но многочисленны течения духовных даров. Итак, река эта исходит из источника жизни.

    О Святом Духе.


    И как Сын - Ангел великого совета, так и Дух - Дух совета, чтобы ты знал, что один совет у Отца и Сына и Святого Духа, совет не о неких изменчивых вещах, но о заранее известных и определенных.

    Послания.

  • 3.

    и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела

    См. Толкование на (Ис 11:2)

  • 6.

    Ст. 6-7 Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому

    [С этим] по праву соотносится пророческое речение о святости Церкви: Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев и вол будет есть солому. Не удивительно, поскольку и в Церкви воды производят такое воздействие, что разбойники, омытые от своих грехов, уравниваются с невинными.

    Шестоднев.

  • 7.

    И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому

    См. Толкование на (Ис 11:6)

  • 8.

    И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи

    Слушай, каким образом плоть стала противоядием: Божье Слово стало плотью (Ин 1:14), протянуло руку свою на гнездо змеи, уничтожило яд, упразднило грех, то есть: За грех и осудил грех во плоти (Рим 8:3).

    Объяснение двенадцати псалмов.

Ничего нет для сопоставления.