- 2.
Ст. 2-3 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему
Этот фрагмент составлен из двух пророчеств, а именно пророчеств Малахии и Исайи. Первая часть: Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Тебе, взята у Малахии, и на этом Марк его прерывает. Продолжение, то есть Глас вопиющего в пустыне и далее, он берет у Исайи. Почему же Марк в самом начале своего сочинения поставил: Как сказано у пророка Исайи: вот, Я посылаю Ангела Моего, а этого, как было отмечено, нет у Исайи, зато есть у Малахии, последнего из двенадцати пророков?.. Нам же понятно, откуда апостол взял такое свидетельство, и что он повторил пророчества не дословно, но передал их смысл своими словами.
Послания.
- 3.
Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему
См. Толкование на (Мк 1:2)
- 5.
И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои
Крещение Иоанна не столько отпускало грехи, сколько было крещением во отпущение грехов, то есть ради будущего прощения, которое последует через освящение во Христе.
Спор люциферианина и православного.
- 6.
Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед
У Иоанна Крестителя была праведная мать, а отец его был священник. Однако ни любовь матери, ни власть отца не смогли удержать его в родительском доме, где непорочность его могла подвергнуться мирским искушениям. Он поселился в пустыне, где глаза его, ищущие Христа, отказывались видеть что-либо другое. Его грубая одежда, кожаный пояс, пища, состоявшая из саранчи и дикого меда, - все было ради нравственного совершенствования и воздержания. Следуя его примеру, монахи, сыновья пророков, о которых мы читаем в Ветхом Завете, тоже строили себе лачуги рядом с Иорданом; они уходили от шума городов и питались ячменем и полевыми травами. Пока ты сам пребываешь в родной земле, считай свою келью раем, срывай разнообразные плоды Писания, наслаждайся ими и радуйся их сочетанию.
Послания.
Иоанн опоясан кожаным поясом; об Илии, в котором нет ничего изнеженного или женственного, но лишь мужское и твердое (он даже видом своим был обросший), тоже написано, что он носил пояс.
Об Исходе.
- 7.
И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его
Как сам он был предтечей Господа, так и крещение его предшествовало крещению Господа.
Спор люциферианина и православного.
Иоанн говорит: Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви, и еще: Ему должно расти, а мне умаляться, что означает: Евангелию должно возрастать, мне же, закону, - умаляться. Иоанн, то есть закон в Иоанне, одет был в верблюжью шерсть; он не мог носить рубашку из шерсти агнца, о котором сказано: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира, а также: Как овца веден был Он на заклание. Пребывая в законе, мы не можем носить одежду из агнца.
Трактат на Евангелие от Марка.
- 8.
я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым
Он говорит о сравнении Закона и Евангелия. Я крещу вас водою - это Закон; Он же будет крестить вас Духом Святым - это Евангелие.
Трактат на Евангелие от Марка.
Крещение не может быть названо совершенным, если оно не через крест и воскресение Христа.
Спор люциферианина и православного.
- 20.
и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним
Если в лике Спасителя не было ничего божественного, то поступили они неразумно, когда решили последовать за тем, о ком ничего не знали. Оставляет ли кто отца и следует ли за тем, в ком не находит ничего более значительного, чем в своем отце? Однако от оставляют отца по плоти, чтобы последовать за Отцом духовным; не оставляют отца, а Отца находят. Зачем я это сказал? Чтобы показать, что в лике Спасителя было нечто божественное и что люди, видя это, следовали за Ним.
Трактат на Евангелие от Марка.
- 30.
Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней
Иисус стоит возле ложа, а мы лежим? Поднимемся и будем стоять - бесчестье для нас лежать в присутствии Иисуса! Кто-то скажет: «А где же Иисус?» А Он здесь. Среди вас, - говорит (Иоанн Креститель), - стоит Некто, Которого вы не знаете. А также: Царствие Божие внутри вас. Поверим и увидим: Иисус здесь. Если не можем коснуться Его руки, бросимся в ноги! Если не можем предстать перед лицом Его, омоем слезами хотя бы Его ноги! Наше раскаяние - бальзам Спасителю. Посмотри, каково милосердие Спасителя! У грехов наших дурной запах, гнилой; однако если раскаемся в грехах, если будем рыдать о них, то превратятся наши смердящие грехи в бальзам для Господа. Станем же просить Господа, чтобы Он взял нашу руку! И тотчас оставила ее лихорадка, - говорится в Евангелии. Тотчас, как Он берет руку, лихорадка проходит.
Трактат на Евангелие от Марка.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Иероним Стридонтский > От Марка святое благовествование > Глава 1
Глава 1
Ничего нет для сопоставления.