< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 4 8

Глава 8

  • Закрыть сопоставления
  • 22.

    Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони

    Первое и особенно готовое у них [ариан] изречение есть следующее: Господь соделал началом путей Своих, прежде созданий Своих ((Притч 8:22) LXX). Как отвечать на это? Не станем ни обвинять Соломона, ни отвергать сказанного прежде за это его падение, ни толковать, что здесь представлена говорящею Премудрость, то есть то ведение и тот художнический ум, по которым все сотворено. Ибо Писание часто одушевляет многие даже и бездушные вещи, например, говорит море то-то и то-то (Ис 23:4), и бездна говорит: не во мне она (Иов 28:14), также небеса проповедуют славу Божию (Пс 18:2), мечу повелевается нечто, горы и холмы вопрошаются о причинах взыграния. Но не будем отвечать подобным образом, хотя некоторые прежде нас и выдавали это за нечто твердое. Напротив, положим, что это слова самого Спасителя - истинной Премудрости, и рассмотрим их несколько внимательнее. Какое из существ не имеет причины? Божество. Ибо никто не назовет нам причины Бога, иначе она была бы первоначальнее самого Бога. Но какая причина тому, что Бог ради нас приемлет человечество? Та, чтобы все мы были спасены. Ибо какой быть иной причине? Итак, здесь находим и слово: создал, но есть и другое ясное выражение: рождает меня ((Притч 8:25) LXX), то объяснение просто. Сказанное с присовокуплением причины припишем человечеству, а сказанное просто, без присовокупления причины, отнесем к Божеству.

    О Сыне (Слово 30).

  • 25.

    Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов

    Вечно или не вечно рождается Сын, я не говорю, пока не вникну тщательнее в сказанное: прежде всех холмов Он рождает меня ((Притч 8:25) LXX). <…> Если, по словам еретиков, имеющее прекратиться имело начало, то не имеющее прекратиться, без сомнения, не начиналось. А потому, что скажут о душе или об ангельской природе? Если они начались, то и прекратятся. А если не прекратятся, то, как видно из их положения, и не начинались. Но они и начались, и не прекратятся. Следовательно, несправедливо их положение, что имеющее прекратиться началось.

    О Сыне (Слово 29).

Ничего нет для сопоставления.