< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 8 9 11 12 13 14 15

Глава 1

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Ст. 1-2 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума

    О пословицах, притчах и иносказаниях сказано в варварской философии как о видах пророчеств. Сказано там и о «мудрости», и, как отличном от нее, «воспитании», и о «словах благоразумия», «уклончивых словах» и «истинной праведности», «науке правого суждения и безошибочного действия», которая есть результат этого научения, и о «восприятии и мышлении», которым научается новообращенный.

    Строматы.

  • 2.

    чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума

    См. Толкование на (Притч 1:1)

  • 7.

    Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление

    Иные делают правильные вещи неразумно, воздерживаясь, например, от наслаждения. Так, некоторые из язычников по причине невозможности достижения желаемого, или из страха перед людьми, или же ради больших удовольствий воздерживаются от доступных благ. Точно так же некоторые люди, согласно своей вере, ограничивают себя, либо выполняя данный обет, либо из страха Божьего. Ясно, что эти самоограничения есть основа знания, начало пути к лучшей жизни; и они являют собой попытку достигнуть совершенства. Ибо начало мудрости - страх Господень (Притч 1:7).

    Строматы.

  • 11.

    Ст. 11-15 если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины… наполним домы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», — сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их

    Устами Соломона Бог повелевает: Сын мой! Если будут склонять тебя грешники, не соглашайся. Если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя» (Притч 1:11). Это место пророчествует о страданиях Господа.

    Педагог.

  • 12.

    живых проглотим их, как преисподняя, и - целых, как нисходящих в могилу

    См. Толкование на (Притч 1:11)

  • 13.

    наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею

    См. Толкование на (Притч 1:11)

  • 14.

    жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас

    См. Толкование на (Притч 1:11)

  • 15.

    сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их

    См. Толкование на (Притч 1:11)

  • 24.

    Ст. 24-28 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня

    Обличение Господа весьма полезно. Потому и говорит Он устами Давида: <… > Они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его ((Пс 77:10) LXX). Вот причина гнева; вследствие этого приходит Судья, принося с Собою наказание не захотевшим избрать добрый образ жизни. Поэтому Он разражается против них упреками более сильными, дабы увидеть, нельзя ли их отклонить от их пути и предохранить от смерти. <…> Так познает Он, что они из страха перед Ним обращались к Нему, перед тем презрительно относившись к Его благости.

    Педагог.

  • 25.

    и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли

    См. Толкование на (Притч 1:24)

  • 26.

    За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас

    См. Толкование на (Притч 1:24)

  • 27.

    когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота

    См. Толкование на (Притч 1:24)

  • 28.

    Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня

    См. Толкование на (Притч 1:24)

Ничего нет для сопоставления.