- 13.
Думаю, что человеку святому не возможет воспротивиться демон. И сие явствует из того, что Апостолы изгоняли демонов, а также и из того, что Павел словом изгнал духа прорицания, приводившего в смущение людей (Деян 16:16). Да и в мученических храмах благодать, неотступно пребывающая в телах святых, мучит демонов. А если сие подлинно так, что показывает и действительный опыт, то как мог демон противостоять Ангелу (Дан 10:13)?
Напротив того, думаю - хотя не утверждаю сего, высказываю же только свое мнение - что могло быть противостояние Ангела Ангелу, потому что, по словам Моисея, каждому народу уделен Ангел; ибо сказано у Моисея: егда разеляше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих (Втор 32:8) А если скажешь: почему же один Ангел другому не уступал? То отвечу, что весьма они уступали друг другу, однако же твердо стояли оба в Божественном законе: один указывал на Божественное повеление, требующее освободить Иудеев из плена, даже если не хотят и не покаются они, а другой, опираясь на деяния Иудеев, утверждал, что справедливость требует оставаться им еще в земле чуждой. Поскольку Бог обещал исшествие благочестивым и праведным, то должно, говорил Ангел, замедлить с исполнением повеления, так как Иудеи еще не покаялись и не обратились к молитве.
А что Бог похваляет и ненависть к злонравию, подтверждает это бывшее с Финеесом, потому что его, в одно мгновение совершившего два убийства, Бог почтил священством, чего не соделал бы, если бы узаконивал только благость. И закон повелевал, чтобы раба Еврея освобождали на седьмой год, а если не захочет стать свободным, приводили к дверям скинии, где провертывали ему ухо, и он навсегда уже оставался рабом (Исх 21:6). Иудеи же, когда наступило время освобождения, не показали ни малой заботливости об освобождении, потому, может быть, что желали жить вместе с варварами и подражали их нечестию и образу мыслей. Поэтому Ангел Персов утверждал, что вовсе не следует давать Иудеям свободы, если и закон освобождает желающих, а на желающих оставаться в рабстве подтверждает приговор о владычестве над ними, не побеждаясь бесчеловечием, но полагая в основание справедливость. Но другой Ангел, противопоставляя справедливости благость, полагал, что должна препобедить Божия милость, предопределившая освободить Иудеев, даже если будут и недостойны.
Поэтому оба Ангела препирались по Божественному закону: один - как ненавистник злонравия, а другой - как исполненный благости. Ибо то и другое восхваляет Бог. Но победила милость, потому что благостью устранена справедливость, а после Божественного приговора всякое слово недействительно. Нередко и воины препираются между собою, и каждая сторона выставляет на вид то, чего требует справедливость, но приговор царя решает спор. Сие же сказано и соделано было на пользу, чтобы и Даниилу Пророку знать, что он услышан, и народ, услышав, что Бог, по собственному Своему обетованию и по ходатайству праведного, спасает его, даже недостойного соделаться более целомудренным и возжелать исшествия в той мысли, что весьма великие улучит блага, если сподобится увидеть отечество.
было откровение Даниилу,
который назывался именем Валтасара;
и истинно было это откровение и великой силы.
Он понял это откровение и уразумел это видение.2.В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней.3.Вкусного хлеба я не ел;
мясо и вино не входило в уста мои,
и мастями я не умащал себя
до исполнения трех седмиц дней.4.А в двадцать четвертый день первого месяца
был я на берегу большой реки Тигра,5.и поднял глаза мои, и увидел:
вот один муж, облеченный в льняную одежду,
и чресла его опоясаны золотом из Уфаза.6.Тело его — как топаз,
лице его — как вид молнии;
очи его — как горящие светильники,
руки его и ноги его по виду — как блестящая медь,
и глас речей его — как голос множества людей.7.И только один я, Даниил, видел это видение,
а бывшие со мною люди не видели этого видения;
но сильный страх напал на них
и они убежали, чтобы скрыться.8.И остался я один
и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости,
и вид лица моего чрезвычайно изменился,
не стало во мне бодрости.9.И услышал я глас слов его;
и как только услышал глас слов его,
в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле.10.Но вот, коснулась меня рука
и поставила меня на колени мои и на длани рук моих.11.И сказал он мне: «Даниил, муж желаний!
вникни в слова, которые я скажу тебе,
и стань прямо на ноги твои;
ибо к тебе я послан ныне».
Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом.12.Но он сказал мне: «не бойся, Даниил;
с первого дня, как ты расположил сердце твое,
чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим,
слова твои услышаны,
и я пришел бы по словам твоим.13.Но князь царства Персидского
стоял против меня двадцать один день;
но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне,
и я остался там при царях Персидских.14.А теперь я пришел возвестить тебе,
что будет с народом твоим в последние времена,
так как видение относится к отдаленным дням».15.Когда он говорил мне такие слова,
я припал лицем моим к земле и онемел.16.Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих,
коснулся уст моих,
и я открыл уста мои, стал говорить
и сказал стоящему передо мною: «господин мой!
от этого видения внутренности мои повернулись во мне,
и не стало во мне силы.17.И как может говорить
раб такого господина моего с таким господином моим?
ибо во мне нет силы,
и дыхание замерло во мне».18.Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик
и укрепил меня19.и сказал: «не бойся, муж желаний! мир тебе;
мужайся, мужайся!»
И когда он говорил со мною, я укрепился
и сказал: «говори, господин мой;
ибо ты укрепил меня».20.И он сказал: «знаешь ли, для чего я пришел к тебе?
Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским;
а когда я выйду, то вот, придет князь Греции.21.Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании;
и нет никого, кто поддерживал бы меня в том,
кроме Михаила, князя вашего.



