Глава 9

  • Закрыть сопоставления
  • 7.

    Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя

    Что означает противоречие в том, что в Деяниях
 написано о видении Павла? [Повествуя] о видении
на дороге, Лука говорит, что бывшие с ним слышали
голос, но никого не видели. Когда же он [передает],
 как Павел рассказывал о том же видении, [стоя]
 на лестнице, то говорит, что бывшие с ним свет
 видели, но голоса Говорившего не слышали.

    С точки зрения исторического толкования это место
 весьма проницательно разъяснил Златоуст. Он указал,
что первый рассказ, свидетельствующий, что бывшие с
 Павлом слышали голос, подразумевает, что они слышали
 голос Павла, сказавшего: Кто Ты, Господи? (Деян 9:5), —
 а никакого другого человека, кроме Павла, они не видели. 
Второй же рассказ, свидетельствующий, что они видели
 свет, но голоса Говорившего не слышали, подразумевает,
 что они не слышали обращенный к Павлу голос Госпо
да, но только видели свет.

    Согласно же созерцательно-му толкованию это место следует понимать так: познаю
щему уму, как Павлу, сопутствуют помышления. Когда Слово в первый раз является уму, помышления лишь
 слышат отзвуки и подобия знания, но ничего ясного не
 видят. Когда же ум преуспевает и оказывается на лестни
це (Деян 21:40), то есть достигает возвышенного созерцания, то по
мышления [воспринимают] уже не подобия, а оказываются в полной мере сопричастны свету истины.

    Вопросы и затруднения.

  • 18.

    И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его

    Когда ум отряхивается от покрывающей его [пыли] многоразличных мнений относительно сущих [вещей], тогда ему ясно открывается слово истины, подлинно дарующее наставление ведения, которое устраняет его недавние [чувственные] воспоминания, как чешую, отпавшую от глаз, — подобное случилось с богодухновенным и великим Апостолом Павлом. Чешуя же есть восприятие одних только речений Писания, препятствующее чистому обращению к Слову истины, и чувственно пристрастное созерцание видимых [вещей], которые, [словно покровы], накладываются на проницательную зоркость души.

    Главы о богословии.

Ничего нет для сопоставления.