Глава 9

  • Закрыть сопоставления
  • 2.

    Отчего никто из святых не допускал [для себя] печали, и почему [тогда] о многих святых говорится, что они
 испытывали печаль, как, например, и Павел говорит:
 Непрестанная для меня печаль и так далее?

    Тот, кто упражняется в деятельной [добродетели], печа
лится похвальной печалью, пока совесть поражает и ранит его по причине образов, [всплывающих] в его памяти. Тот же, кто достиг меры совершенства, оказывается 
выше и такой печали — ведь просвещенный посредством
 ведения, раскрыв умственную часть души неотделимо 
Богу по равной тождественности движения и обретя
 неизреченную радость в постоянном наслаждении божественной красотой, как может принять противопо
ложную [этой радости] печаль?

    Когда же говорят, что святые печалятся, [то они печалятся] по подражанию их Владыке; говорится ведь о печали и радости применительно к Богу в отношении промысла: печали — о погибших, радости — о спасенных.

    Однако единое слово «печаль» допускает множество 
способов рассмотрения. То, что именуется печалью у святых — это милость, сострадание и изобилие радости 
богоподобного совершенства, хранимого внутри и промыслительно раздаваемого вовне.

    Вопросы и затруднения.

  • 3.

    Что означают слова Апостола: быть отлученным 
от Христа за… родных моих?

    Я молился, говорит Апостол, от Христа быть преданным диаволу, так чтобы быть подвергнутым бичеванию
 и за израильтян вынести наказания — которых они по
 справедливости заслужили за свое неверие в Бога, —
 только чтобы они были спасены. [Ведь] таким же образом и Господь предал Себя (Еф 5:2) и сделался за нас
 клятвою (Гал. 3,13).

    Вопросы и затруднения.

  • 11.

    Почему в Писании сказано, что Бог возненавидел Исава еще до его рождения, а Иакова возлюбил?

    Если толковать буквально, то ясно, что Бог, знающий все прежде рождения их, знал, какими оба станут по их собственному произволению, а зная, одного ненавидел, а другого любил. Если же искать смысл через анагогическое толкование, то ненавистен пред Богом каждый ум, наподобие Исава, косматый — [обросший] мирской вещественностью и огрубевший от нечестивых помыслов. А возлюблен всякий Иаков, ум гладкий — простой, нематериальный и однородный. [Можно толковать] и иначе: у всякого Исаака два сына, один из которых еще до рождения ненавистен, а другой возлюблен. Эти [два сына] — закон духа и мудрование плоти, ибо еще до того, как проявиться на деле, первый — любим, а второе — ненавистно.

    Или иначе: Исаак понимается как образ Божий. У Него два сына — закон писаный и закон духовный, и один из них косматый и грубый, а второй гладкий. Ведь Закон содержит неисчислимое множество предписаний. А ненавистен он оттого, что, по словам Исайи, праздники ваши и субботы ненавидит душа Моя ((Ис 1:13)-14). Другой же любим, ибо он гладок, а ведь Евангелие гладко и сжато, ибо требует [лишь] искренней веры и доброй совести [в отношении] к ближнему.

    Или еще, исходя из значения имен: пред Богом ненавистен всякий презирающий благочестие и нерадивый в нем — ведь так и толкуется имя «Исав». Возлюблен же всякий запинающий зло, как и толкуется имя «Иаков».

    Вопросы и затруднения.

  • 12.

    не от дел, но от Призывающего, сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего

    См. Толкование на (Рим 9:11)

  • 13.

    как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел

    См. Толкование на (Рим 9:11)

Ничего нет для сопоставления.