Глава 125

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    «Песнь степеней». Кир, воцарившись, повелел всем Иудеям возвращаться в отечество, но многие по злонравию, и потому что во всем противились Божиим законам, не пожелали возвратиться. А все, которые заботились о благочестии предков и вожделевали служения закону, с охотою пускались в обратный путь. Сии то, видя собственное свое освобождение, изъявляют радость в настоящем псалме и молятся о том, чтобы и единоплеменники их получили также свободу.

    «Внегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко утешени». Речение: «яко» означает здесь усиление речи. Пророк говорит: ощутили мы великую радость, когда Бог положил конец наказанию, и даровал пленным свободу.

  • 2.

    «Тогда исполнишася радости уста наша, и язык наш веселия». Преисполнившись радости, немедленно подвигли мы язык к песнопению. Слово: «веселия» Акила перевел: хвалы, а Симмах: благословения.

    «Тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними». А сие сделало нас у всех славными; потому что удивляются сему великому Божию делу – освобождению нашему от горькаго этого рабства. И мы взываем:

  • 3.

    «Возвеличил есть Господь сотворити с нами: быхом веселящеся». Странно было бы лишенным Божественнаго ведения удивляться явленному на нас человеколюбию, а нам сподобившимся благодеяния болезновать неблагодарностию.

  • 4.

    «Возврати Господи пленение наше: яко потоки югом». Желают, чтобы и другие единоплеменники наслаждались благами, каких сподобились сами они, и умоляют общаго Владыку, и им даровать свободу, чтобы множество возвращающихся уподоблялось потоку. «Югом» же называя Иерусалим, Пророк дает сие название по местоположению. Так именуют его Иезекииль и Аввакум. Но пророческое слово указывает и на другое нечто. Южный ветер, будучи влажен, наполняет воздух облаками, приносит сильные дожди, и заставляя обыкновенно таять снег, наполняет потоки водами. Так повели, говорит Пророк, и нашим единоплеменникам, разсеянным повсюду, собраться, и подобно потоку устремиться в путь.

  • 5.

    «Сеющии слезами радостию пожнут». Не напрасно приносим сии моления, но зная плоды слез. Ибо ввергающие семена со слезами веселятся, видя обильную жатву.

  • 6.

    «Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: Грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя.» Ту же мысль Пророк выразил различно, желая разнообразием учения доставить большую пользу.

1.Когда возвращал Господь плен Сиона,
мы были как бы видящие во сне:

2.тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения;
тогда между народами говорили:
«великое сотворил Господь над ними!»

3.Великое сотворил Господь над нами: мы радовались.

4.Возврати, Господи, пленников наших,
как потоки на полдень.

5.Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.

6.С плачем несущий семена
возвратится с радостью, неся снопы свои.