- 1.
В конец, в песнех, о осмем, псалом Давиду
Содержание: Осмый не иное что значит, как день воскресения Христова, в который восприимем плоды трудов своих, когда враги со стыдом и смятением обратятся вспять. Воспевает же Давид псалом сей, как бы долгое время пребыв в покаянии, какое приносил за грех.
- 2.
Господи, да не яростию Твоею обличиши мене. Просить избавить не от обличения, но от обличения в ярости, и не от наказания, но от наказания в гневе.
- 3.
Помилуй мя Господи, яко немощен есмь. Всякая душа не прежде впадает в грех, как изнемогши в силах. Подразумевает же ту немощь, которая происходит от упадка в духе и сетования.
- 4.
И душа моя смятеся зело; разумеет душевные силы. И Ты Господи доколе? Выражение, показывающее продолжительность покаяния.
- 5.
Обратися Господи, избави душу мою. Значит, Господь отвращался от него, очевидно, за грех. Спаси мя ради милости Твоея. Ибо все спасение наше приписывать должно милости Божией.
- 6.
Яко несть в смерти поминаяй Тебе. Поелику время покаяния стало у меня продолжительно; то убоялся я, чтобы милосердия Твоего не предварила смерть, в которой нет места исповеданию. А потому и прошу поспешить милостию.
- 7.
Утрудихся воздыханием моим. Послушаем, какое покаяние показал Царь. Не просто трудился, но утруждал себя воздыханиями, не просто плакал, но измывал слезами ложе, и притом каждую ночь. И говорит не о прошедшем только времени, но дает обещание делать тоже и впредь целую жизнь; и время, которое многие употребляют на упокоение, посвящает он на исповедание. Измыю на всяку нощь ложе мое. За одну ночь, в которую сделал я грех, провел много ночей, омочая слезами постелю мою.
- 8.
Смятеся от ярости око мое. Оком именует ум; потому что ум есть око души. Обетшах во всех вразех моих. Означает здесь время злострадания, которое обратилось ему в заслугу, потому что было продолжительно.
- 9.
Яко услыша Господь глас плача моего. Как услышанный уже, к врагам обращает сильное слово. Немалый же совершить путь к добродетели значит — бежать и спастись от сообщества лукавых. Ибо это есть плод покаяния и приобретение слез. Или сказано это сокращенно и значит — даруй, чтобы мог я сказать нападающим врагам — отступите, потому что услышан и принят я, который был отвержен за грех.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Афанасий Великий > Псалтирь > Глава 6
Глава 6
Ничего нет для сопоставления.