Глава 105

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Аллилуия.

    Содержание: В этом псалме перечисляет грехи народа первого, показывая, за что отвержены израильтяне. Грехи же их суть следующие: во-первых: преогорчиша Бога восходяще в Чермное море ((Пс 105:7)), сказав: за еже не быти гробом во Египта, извел нас здесь погубить ((Исх 14:11)); во-вторых: искусиша Бога в пустыни ((Пс 105:14)); в-третьих: прогневаша Моисея в стану ((Пс 105:16)); в-четвертых: сотвориша тельца в Хориве ((Пс 105:19)); в-пятых: уничижиша землю желанную ((Пс 105:24)); в-шестых: причастишася Веелфегору ((Пс 105:28)); в-седьмых: прогневаша Его на воде пререкания ((Пс 105:32)); в-восьмых: не потребиша языки, яже рече Господь им, но даже стали покланяться идолам и детей своих приносить в жертву ((Пс 105:34)).

    Ст. 1, 3-4 Исповедайтеся Господеви, яко благ… Блажени хранящии суд, и проч. Ибо те одни достойны глаголать силы Господни, которые исполняют, что определено Богом в Писаниях, поступая во всем с рассуждением и по разуму, имея всегда пред очами суд Божий. Таковые естественным образом суть творцы правды, на самом деле исполняющие, что справедливо. Помяни нас, Господи, в благоволении людей Твоих. Здесь вводится уже лицо иудеев, которые молятся, чтобы им причаститься спасения, дарованного язычникам.

  • 3.

    Блажени хранящии суд и творящии правду во всякое время.

    См. Толкование на (Пс 105:1)

  • 4.

    Помяни нас, Господи, во благоволении людий твоих, посети нас спасением твоим,

    См. Толкование на (Пс 105:1)

  • 7.

    отцы наши во Египте не разумеша чудес твоих, ни помянуша множества милости твоея: и преогорчиша восходяще в чермное море.

    См. Толкование на (Пс 105:1)

  • 11.

    Покры вода стужающия им, именно стужающие; ибо кто вышел из моря, вмешавшись в ряды израильтян, тот был уже из числа не стужающих, но уверовавших.

  • 12.

    И вероваша словеси Его, и воспеша хвалу Его. Ибо, когда, по благости Божией, волны в море совокупились, немедленно уверовав, воспели Богу песнь, написанную в книге Исход, потом все это предали забвению. И воспеша хвалу Его, когда вышли ликующие с Mapиaмою, говоря: поим Господеви, славно бо прославися ((Исх 15:21)).

  • 14.

    И искусиша Бога в безводней. Сказано: и искусиша Бога в безводней, потому что прогневали Его вскоре по переходе через Чермное море.

    См. также Толкование на (Пс 105:1)

  • 16.

    И прогневаша Моисеа в стану, Аарона святаго Господня.

    См. Толкование на (Пс 105:1)

  • 19.

    И сотвориша телца в Хориве и поклонишася истуканному:

    См. Толкование на (Пс 105:1)

  • 20.

    И измениша славу Его в подобие тельца, ядущаго траву. Их слава был Бог, Его-то оставив, поклонились тельцу.

  • 23.

    Аще не бы Моисей избранный сталь в сокрушении; когда сказал: аще убо оставиши им грех, остави, аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси ((Исх 32:32)).

  • 24.

    И уничижиша землю желанную. Это пятая вина после Чермного моря, пустыни, оскорбления Моисею, и тельца в Хориве, потому что соглядатаи, по возвращении своем, кроме Иисуса Навина и Халева, сына Иефонии, худо говорили о земле, а тем совращали и других.

    См. также Толкование на (Пс 105:1)

  • 25.

    И поропташа в селениих своих, когда возвратившиеся соглядатаи развращали умы людей.

  • 28.

    И причастишася Веелфегору. Это идол аммонитский, у эллинов называемый Кроном.

    См. также Толкование на (Пс 105:1)

  • 30.

    И ста Финеес и умилостиви, когда умертвил мадианитянку вместе с блудником. Слово же это научает нас, сколько может пред Богом благочестие одного мужа.

  • 32.

    И прогневаша его на воде пререкания, и озлоблен бысть Моисей их ради:

    См. Толкование на (Пс 105:1)

  • 34.

    Не потребиша языки, яже рече Господь им

    См. Толкование на (Пс 105:1)

  • 39.

    И соблудиша в начинаниих своих. Это показывают нам книги Судей и Царств, а именно, что израильтяне в разные времена для вразумлены их были предаваемы во власть разных иноплеменных народов: моавитян, аммонитян, амаликитян, мадианитян.

  • 41.

    И обладаша ими ненавидящии их. Вавилоняне и ассириане овладели израильтянами за их беззакония.

  • 43.

    Множицею избави я: тии же преогорчиша Его советом своим. Бог по человеколюбию был снисходителен к ним, но они вынуждали Его являться строгим. Бог снова спасал народ, как Спаситель, но они гибли, сами себя губя делами погибельными. Сказанное же «множицею» подобно изреченному Господом: колькраты восхотех собрати чада Твоя ((Лк 13:34)); также слова: и смиришася в беззакониих своих — подобны следующим: и не восхотесте. Бог, наказывая их для вразумления, давал опять место и человеколюбию, но они воздавали Ему поступками враждебными.

  • 46.

    И даде я в щедроты пред всеми пленившими я. Говорит это, разумея Кира, который освободил их из плена, также Дария и Артаксеркса, которые дали денег на построение храма.

Ничего нет для сопоставления.