Глава 138

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    В конец Давиду, псалом Захариин, в разсеянии.

    Содержание: Псалом сей, хотя относится к лицу Захарии, когда сыны Израилевы, а с ними и сам пророк, были еще в плену; но изображает Божию и о нас попечительность, и описывает, как Бог промышляет не только о целой вселенной, но и о каждой части ее, так что не оставлены без Его Промысла и движения и помышления наши. Псалмопевец удивляется глубине домостроительства, явственно указует на призвание язычников и на сопротивление Спасителю Христу, оказанное народом израильским. А по причине всего этого псалом и надписан: в конец Давиду. Замечали же мы неоднократно, что так надписываемые псалмы относятся ко времени пришествия Господня.

    Господи, искусил мя еси, и познал мя еси. В полном уповании, что имеет твердую веру во Христа, и что не принимал никакого участия в беззаконии нечестивого народа, призывает в свидетели самого Зиждителя сердец.

  • 2.

    Ст. 2-3 Ты разумел еси помышления моя издалеча: стезю мою и уже мое Ты еси изследовал. Если и движение помышлений известно Богу, то тем паче имеет Он ведение о том, как проходим жизнь. Стезю мою и уже мое Ты еси изследовал. «Уже» имеет здесь значение определенной меры пути. Пророк же разумеет, что Богу известно всякое движение помысла: ибо словом «пути» означает движения.

  • 3.

    стезю мою и уже мое ты еси изследовал и вся пути моя провидел еси.

    См. Толкование на (Пс 138:2)

  • 4.

    Ст. 4-5 Яко несть льсти в языце моем. И это составляет важнейшую из заслуг Давида, что не употребляет языка во зло, ни во лжи, ни в ложной клятве, ни в обмане и лести, ни на всяком ином подобном сему пути.

    Се, Господи, Ты познал еси вся последняя и древняя. Умалчивает о том, что между древним и последним; потому что средину сего наполняет злоба, которой не было в начале, не будет также и при конце. Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою. Ты, говорит, и создал меня, и поддерживаешь созданного. Ибо возложение руки Божией означает преподанный нам дар Духа, как и Апостолы возложением рук преподавали Духа Святого.

  • 5.

    вся последняя и древняя: ты создал еси мя и положил еси на мне руку твою.

    См. Толкование на (Пс 138:4)

  • 6.

    Удивися разум Твой от мене: утвердися, не возмогу к нему. Это значит: весьма много и других благодеяний оказано ему Богом, и он не в состоянии познать их. Ведение о сем, говорит он, превосходит силы мои и выше моего понятия; а потому, не могу сего исследовать и выразить словом. Ибо все, что сказал я, и мало и скудно; постигнуть Божескую силу недоступно моей малости.

  • 8.

    Аще взыду на небо, Ты тамо еси. Это подобно сказанному: небо престол Мой ((Ис 66:1)). Аще сниду во ад, тамо еси. Пророчествует о будущем сошествии Господа во ад.

  • 9.

    Аще возму криле, мои рано, и вселюся в последних моря, то есть, если возьму неутомленные еще (ибо это означает словом: рано), не ослабленные летанием и полные силы крылья птиц. Смысл же речи таков: Ты все объемлешь, Господи, все предварительно знаешь, повсюду присущ, и все наполняешь как Бог. Что же будет со мною, если прилучится впасть мне в какой-либо грех и настанет нужда спасаться бегством, когда все объято Тобою, Господи?

  • 11.

    И рех: еда тма поперет мя. Сказано «поперет» вместо: покроет и утаит от очей Твоих. Но и эта тьма для ведения Твоего есть как бы самый свет.

  • 12.

    Ст. 12-13 Яко тма ея, тако и свет ея. Как для меня темна ночь, так для Тебя светла. Говорит же об утробах, что они порождают страх. Всегда боялся я Тебя, говорит пророк, потому что всегда имел пред очами суд Твой. Восприял мя еси из чрева матере моея. Не без причины стяжал я страх Твой, потому что, когда был я еще во чреве, охраняло меня промышление Твое.

  • 13.

    Яко ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея.

    См. Толкование на (Пс 138:12)

  • 14.

    Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси. После изреченного пред сим слова о Боге благовременно произносить исповедание. Чудна дела Твоя, и душа моя знает зело. Эта сила для меня неизреченна, но она открыта Тебе Богу.

  • 15.

    Не утаися кость моя от Тебе, юже сотворил еси в тайне. Не скрылось от Тебя поползновение жены, которую тайно сотворил Ты из кости моей, погрузив меня в глубокий сон; напротив того, тайное наше ведомо в тайне Создавшему жену. И составь мой в преисподних земли. И если разрушусь и обращусь в персть, то и это также ведомо Тебе.

  • 16.

    Не соделанное мое видесте очи Твои. Прежде, нежели получил я образ мой, очи предведения Твоего зрели и провидели меня, не просто, но как уже внесенного, зачисленного и вписанного в книгу Твою. Дни созиждутся, и никтоже в них. Во все дни жизни своей вели себя чинно и благоустроенно, не было у них ни одного дня беспорядочного или неустроенного.

  • 17.

    Ст.17-18 Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже. Это подобно сказанному: премляй пророка во имя пророче, мзду пророчу приимет ((Мф 10:41)). Изочту их, и паче песка умножатся. Чествуя друзей Твоих, благонадежен я, что и в воскресение с ними стану, и ради их приобрету себе честь и у Тебя. Тогда, конечно, и грешники будут избиены, то есть, воспримут заслуженные ими наказания.

  • 18.

    изочту их, и паче песка умножатся: востах, и еще есмь с тобою.

    См. Толкование на (Пс 138:17)

  • 19.

    Ст. 19-20 Аще избиеши грешники Боже. Зная, какие постигнут их наказания, как бы отлучает их от себя. Мужие кровей, уклонитеся от мене, яко ревниви есте в помышлениих. Называет причину, по которой изгоняет от себя грешников, и говорит: изгоняются они, потому что прекословят и противоборствуют Богу, напрасно превозносясь и надмеваясь человеческою жизнью.

  • 20.

    Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады твоя.

    См. Толкование на (Пс 138:19)

  • 21.

    Не ненавидящия ли Тя, Господи, возненавидех? Любил и принимал я друзей Твоих; врагов же Твоих совершенно возненавидел. А враги Божии, во-первых и в собственном смысле, нечистые демоны; во-вторых, после демонов — защитники идолослужения и ересеначальники.

1.Господи! Ты испытал меня и знаешь.

2.Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю;
Ты разумеешь помышления мои издали.

3.Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня,
и все пути мои известны Тебе.

4.Еще нет слова на языке моем, —
Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.

5.Сзади и спереди Ты объемлешь меня,
и полагаешь на мне руку Твою.

6.Дивно для меня ведение [Твое], —
высоко, не могу постигнуть его!

7.Куда пойду от Духа Твоего,
и от лица Твоего куда убегу?

8.Взойду ли на небо — Ты там;
сойду ли в преисподнюю — и там Ты.

9.Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, —

10.и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.

11.Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня,
и свет вокруг меня сделается ночью»;

12.но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день:
как тьма, так и свет.

13.Ибо Ты устроил внутренности мои
и соткал меня во чреве матери моей.

14.Славлю Тебя, потому что я дивно устроен.
Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.

15.Не сокрыты были от Тебя кости мои,
когда я созидаем был в тайне,
образуем был во глубине утробы.

16.Зародыш мой видели очи Твои;
в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные,
когда ни одного из них еще не было.

17.Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже,
и как велико число их!

18.Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка;
когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою.

19.О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого!
Удалитесь от меня, кровожадные!

20.Они говорят против Тебя нечестиво;
суетное замышляют враги Твои.

21.Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи,
и не возгнушаться восстающими на Тебя?

22.Полною ненавистью ненавижу их:
враги они мне.

23.Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое;
испытай меня и узнай помышления мои;

24.и зри, не на опасном ли я пути,
и направь меня на путь вечный.