Глава 17

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Сия глагола Иисус и возведе очи Свои на небо…

    После увещания Иисус Христос как Человек обращается к молитве, научая этим людей – обращаться во время испытаний к Богу и, пренебрегая всем остальным, к Нему прибегать и у Него просить помощи. Теперь Иисус Христос поднимает Свои глаза к небу, научая этим нас молиться напряженно и ничем не развлекаясь; а в другой раз Он падает на лицо Свое (Мф 26:39), внушая нам во время молитвы иметь смирение и сердечное сокрушение. Он пришел не только для того, чтобы показать Себя, но чтобы и научить добродетели, и не только словом, но и делом: такова обязанность истинного учителя.

    и рече: Отче, прииде час…

    время страданий, или смерти, о котором Иисус Христос говорил: время Мое не у прииде (Ин 7:6), – время, которое воплотившийся Бог назначил для воспринятого Им человека.

    Прослави Сына Твоего…

    страданиями за мир. Для Меня, как Господа, будет славой пострадать за рабов Своих и показать людям Свое великое человеколюбие, так как все народы узнают, что Я Бог, и прибегнут ко Мне. И апостол Павел говорит, что Иисус Христос так возлюбил нас, что предал Себя за нас (Гал 2:20) (Еф 5:2). Или: прослави Сына Твоего…, явив во время страданий Моих удивительные и страшные знамения и показав этим, что Я – истинный Твой Сын. Это же самое было сказано и при объяснении изречения: ныне прославися Сын Человеческий (Ин 13:31).

    Да и Сын Твой прославит Тя…

    славою Своею, так как и Ты прославишься, когда все народы уверуют в Меня. Они уверуют и в Тебя за то, что Ты не пощадил для них Сына Своего, – и Моя слава будет и Твоей славой (Желая быть прославленным, Иисус Христос показал, что Он добровольно идет на крестную смерть. Затем Он высказывает причину, почему Он желает быть прославленным).

  • 2.

    Якоже дал еси Ему власть всякия плоти…

    Иисус Христос говорит: прослави Сына Твоего, так как Ты дал Ему власть над всеми народами, чтобы прославляться ими; потому что в Писании сказано: и дам ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли (Пс 2:8) (Прослави Сына Твоего, так как Ты благоволил, чтобы Его узнала и прославляла вся вселенная. Когда Иисус Христос высказывает Свое желание прославиться, или когда употребляет выражение дал еси и т.п., то конечно, говорит о Себе уничиженно и для объяснения различных планов Божественного Домостроительства, как об этом уже сказано несколько раз, – или же Он говорит это, как Человек).

    Да всяко, еже дал еси Ему, даст им живот вечный.

    Если же некоторые не уверовали и не получили вечной жизни, то это их собственная вина. Бог Отец благоволил, чтобы Сын всех покорил через веру в Себя, чтобы все стали под ярмо Его заповедей. Сын Божий также всем людям дал через апостолов Свое Евангелие, которое сообщило бы всем людям познание Бога, или что то же – вечную жизнь (Если же некоторые не покорились вере, не приняли закона, то конечно, они сами виновны в своей погибели, так как Спаситель никого не принуждает насильно. Добродетель – есть дело свободной воли).

  • 3.

    Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисуса Христа.

    И действительно, вечную жизнь доставляет Богопознание, соединенное с верой и добрыми делами, а вера без дел мертва есть (Ин 14:3), и объявляет Себя равным Отцу, как во многих других случаях, так и в том, когда говорит: Аз и Отец едино есма (Ин 10:30)? (Итак, Иисус Христос не говорит в этот раз и о Себе, что и Он есть истинный Бог, потому именно, что это было уже известно из прежнего Его учения. Не упоминает Он здесь и о Святом Духе, потому что о Нем было уже изложено ясное учение, именно как об Утешителе, Который наставит учеников на всякую истину).

  • 4.

    Аз прославих Тя на земли…

    Иисус Христос прибавил – на земли, потому что на небе Бог был прославлен, так как имел славу, так сказать, от природы и Ему поклонялись Ангелы. Значит, Он говорит здесь не о той славе, которую Бог Отец имел по самому существу Своему и которой Он обладал вполне, хотя бы никто не прославлял Его, – а о той, которая воздается Ему почитанием людей. Такой же смысл имеют и слова: прослави Сына Твоего. А чтобы мы знали, что Он действительно об этой славе говорит, Сам Он прибавил:

    Дело соверших, еже дал еси Мне да сотворю…

    разумеется – евангельская проповедь. Но это дело только начиналось еще; как же Иисус Христос говорит: соверших? Потому что Он исполнил уже то, что относилось собственно к Нему. Или – о будущем Он говорит здесь, как о совершившемся уже; или же говорит так потому, что Он насадил уже корень всех благ, который, без сомнения, принесет плод. Итак, Иисус Христос прославил Бога Отца на земле тем, что всей вселенной Он сообщил уже познание Его через Евангелие, которое апостолы будут проповедовать по всему миру: во всю землю, сказано, изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Пс 18:5) (Рим 10:18), – прославил и тем, что приписывал Богу Отцу все, и Свое учение, и чудеса.

  • 5.

    И ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть.

    Я прославил Тебя на земле, а Ты прославь Меня у Тебя Самого славой Божества, которую Я имел прежде бытия мира, – прославь Меня, как человека, удостоив царского престола, – о чем пророк сказал: рече Господь Господеви моему, т.е. Отец Сыну, седи одесную Мене (Пс 109:1), – прославь Меня славой, которую Я имел, как Бог, прежде бытия мира, в Твоей власти, т.е. прежде всего, всегда. Ныне вместо: после того. И мы будем наслаждаться этой славой, если будем подражать Иисусу Христу, так как апостол Павел сказал: понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся (Рим 8:17). Как много слез нужно, чтобы оплакать тех, которые, в виду такой славы, теряют сами ее через свое нерадение и сами себе делают зло, подобно сумасшедшим и беснующимся. Даже если бы не было никакого наказания, то и в таком случае несчастнейшими нужно считать тех, которым уготовано было царствование и прославление вместе с Сыном Божиим, но которые сами лишили себя таких благ, так как недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим 8:18).

  • 6.

    Явих имя Твое человеком…

    Сказав: дело соверших, Иисус Христос поясняет теперь эти слова. Так как иудеям уже было открыто имя Божие и они знали, что есть Бог, то значит здесь Иисус Христос говорит о других народах, которым не известно было это имя. Или же под именем Он разумеет здесь имя – Отца, т.е. что Бог есть Отец истинного Сына; этого имени и иудеи не знали, оно было открыто им Иисусом Христом.

    Ихже дал еси Мне от мира: Твои беша…

    были Твои, как Бога.

    И Мне их дал еси…

    как равному с Тобою. Речь идет об апостолах. И этими словами Иисус Христос показывает, что Он не противится Богу, и что только по воле Отца апостолы уверовали в Сына. Если бы они, принадлежа Богу, не принадлежали Сыну, как говорят безрассудно некоторые, то отсюда следовало бы, что давая их Сыну, Отец как бы лишился их, – что нелепо. Дал еси Мне, говорит Иисус Христос, таким же образом, как Он прежде сказал: никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его (Ин 6:44). Но почему Иисус Христос сказал: ихже дал еси Мне от мира, когда Он прежде говорил к ученикам: от мира несте (Ин 15:19)? Прежде под миром он разумел злых людей, а в этом месте разумеет мир, как творение Божие.

    И слово Твое сохраниша…

    исполнили волю Твою, уверовав в Меня.

  • 7.

    Ныне разумеша, яко вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть.

    Ныне, т.е. после того как выслушали Мое учение, ученики разумеша, яко вся, елика дал еси Мне, т.е. все, что Я говорю и чему учу, от Тебе суть, все – это Твои заповеди, и что у Меня нет ничего Своего, особенного и чуждого Тебе. Затем Иисус Христос говорит, откуда ученики узнали это.

  • 8.

    Яко глаголы, ихже дал еси Мне, дах им, и тии прияша и разумеша воистинну, яко от Тебе изыдох, и вероваша, яко Ты Мя послал еси.

    Ученики узнали это из тех слов, которые Я им сообщил, потому что Я прямо говорил им, что все, что Я говорю и учу, – все – Твое, и они охотно поверили этому. С этими и подобными им словами обращается Иисус Христос к Богу Отцу, чтобы показать ученикам Свою сильную любовь к ним. Кто дает не только все свое, но и другого просит об этом же, тот обнаруживает весьма сильную любовь.

  • 9.

    Аз о сих молю…

    Я, как человек, молю Тебя о них.

    Не о (всем) мире молю, но о тех, ихже дал еси Мне, яко Твои суть.

    Не о всем мире Я молю Тебя, но только об уверовавших в Меня, потому что неуверовавшие не хотят, чтобы Я молился за них. Часто Иисус Христос повторяет слова – дал еси, чтобы ученики твердо заучили, что Бог Отец желает, чтобы веровали в Сына Его. Так как слова – дал еси, Твои суть и т.п. могли возбудить в неразумных ложные предположения, что будто бы Отец могущественнее и существовал прежде Сына, то Иисус Христос рассеивает такие предположения, говоря: см. (Ин 17:10)

  • 10.

    И Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя…

    Видишь ли из этой перестановки слов совершенную равночестность Отца и Сына? Сказав раньше: Твои суть, Иисус Христос показал, что и те, которые даны Ему, подвластны и Богу Отцу; а чтобы кто-либо не подумал, что Отец могущественнее, Он прибавил: и Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя (Отсюда следует, что даже прежде, чем они даны были Сыну, они принадлежали Сыну, и после того как даны Ему, принадлежат и Отцу, т.е. всегда они принадлежат Им Обоим, как равночестным. Итак, слова Спасителя имеют такой смысл: Ты дал Мне Моих. Слово дал еси Он употребил и для того, чтобы знали, что Он не против воли Отца привлек их к Себе).

    И прославихся в них.

    И Я имею даже власть над Твоими, как над Своими, подобно тому как и Ты имеешь власть над Моими, как над Своими. Или: Я прославился в данных Мне учениках, которые признают Меня Господом своим, покланяются Мне и признают Меня Богом.

  • 11.

    И ктому несмь в мире…

    как имеющий в скором времени умереть. Опять Иисус Христос заводит речь о Своей смерти, чтобы как Человек поручить учеников Богу и Отцу. И ктому, говорит Он, несмь в мире, т.е. скоро не буду уже в мире, как теперь еще, когда Я с ними живу, укрепляю, увещеваю и утешаю их.

    И сии в мире суть…

    так как они еще не умирают и потому нуждаются в Твоей помощи. Далее Иисус Христос объясняет Свои слова: и ктому несмь в мире.

    И Аз к Тебе гряду…

    как Сын к Отцу, исполнив Свое дело.

    Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне…

    во имя Твое – всемогущее, которое и Я, как Бог, имею по природе. Опять Иисус Христос сказал – дал еси, чтобы не считали Его противником Богу, или же: дал еси Мне, как Человеку.

    Да будут едино…

    в единстве веры в Меня и взаимной любви, о чем Иисус Христос прежде много учил их.

    Якоже (и) Мы.

    А прежде Иисус Христос сказал: Аз и Отец едино есма. Несколько раз мы уже поясняли, что выражения с якоже и тому подобными словами по отношению к Богу и человеку указывают только на некоторое подобие. Отец и Сын составляют одно как по существу и многому другому, так и по Своему согласию. Итак, Иисус Христос говорит: якоже и Мы – по нераздельности и нерасторжимости.

  • 12.

    Егда бех с ними в мире, Аз соблюдах их во имя Твое…

    Когда Я был в мире, как Человек, потому что как Бог Я был в нем всегда, – тогда Я сохранял их Твоею силой, так как Твоя сила есть и Моя, и Я и Ты составляем одно. Эти и им подобные слова Иисус Христос говорит, как Человек, а также снисходя к слабости учеников (Часто ученики слышали уже о помощи Иисуса Христа; слышали также, как Он говорил им: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас (Ин 16:22), но все-таки они не переставали еще смущаться. Поэтому Иисус Христос говорит теперь за них Богу Отцу, чтобы, порученные Отцу, они, наконец, ободрились. Будучи несовершенными, они не столько доверяли возвышенным и Божественным словам Его, сколько уничиженным и приличным человеку).

    Ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный…

    Иуда, предатель, величайший друг погибели, возлюбленный ею и любящий ее. Под погибелью разумей здесь отпадение и отчуждение от Бога, или даже самого диавола, как погубляющего тех, которые повинуются ему (Погиб же Иуда добровольно, вследствие злой воли своей. Может быть, и другие из числа семидесяти учеников погибли, но не в это время, а теперь погиб один только предатель).

    Да сбудется Писание…

    Давидово, которое часто говорит о предательстве Иуды и в особенности в сто восьмом псалме. И здесь выражение с ινα (да) указывает не на причину, а вообще на будущее, именно – что должно исполниться Писание.

  • 13.

    Ныне же к Тебе гряду…

    Опять Иисус Христос повторяет: к Тебе гряду, как и прежде повторял: от Бога изыдох, желая частым повторением сильнее убедить в этом учеников и доставить им через это немалое утешение.

    И сия глаголю в мире, да имут радость Мою исполнену в себе.

    Находясь еще в мире, Я говорю ученикам это, именно: к Тебе гряду и святи их, – говорю для того, чтобы они имели совершенную радость о Мне, будучи убеждены, что и Меня не удержит ад, и Ты будешь им помощником. Хотя они и верили этому, но не будучи еще вполне убеждены, колебались в своих мыслях и не могли быть покойны (Или: Я говорю это уничиженно и человекообразно, чтобы успокоив свои слабые еще умы, ученики исполнились радости совершенной, не считая Меня за противника Богу Отцу).

  • 14.

    Аз дах им слово Твое, и мир возненавиде их, яко не суть от мира, якоже (и) Аз от мира несмь.

    Я передал ученикам Твое слово, т.е. то, которое содержится в Евангелии, и злые люди возненавидели их, так как по своему незлобию ученики уже не принадлежали к их числу. И прежде Господь говорил к ученикам: аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы (Ин 15:19). И там, и здесь под миром Он разумеет злых людей, по причине их любви к миру и удовольствиям его. Так как учеников Моих, говорит Иисус Христос Богу Отцу, возненавидели за Твое слово, то Ты и сохраняй их.

  • 15.

    Не молю, да возмеши их от мира, но да соблюдеши их от неприязни.

    Поясняет Иисус Христос, о чем именно Он молится Отцу за учеников, чтобы они более ободрились, зная, что они не умрут, прежде чем исполнят дело проповеди, и что их будет охранять Бог Отец.

  • 16.

    От мира не суть…

    Очень часто Иисус Христос повторяет эти слова, свидетельствуя этим о незлобии учеников, чтобы они были мужественны и не смущались, когда их будут ненавидеть, зная, что зло всегда идет против добродетели. Вместе с тем, Иисус Христос высказывает и похвалу ученикам пред Отцом Своим, свидетельствуя этим о Своей любви к ним. Они, говорит Иисус Христос, граждане неба, так как думают не о мирском, а о небесном.

    Якоже (и) Аз от мира несмь.

    Самим сравнением с Собою Иисус Христос тоже утешает учеников и побуждает к мужеству.

  • 17.

    Святи их во истину Твою…

    Освяти их истиной учения через Всесвятого Духа, так как истинное учение освящает человека. Затем Иисус Христос объясняет, что Он назвал истиной.

    Слово Твое истина есть.

    Истина есть слово, т.е. учение Твое, сообщенное ученикам Тобой через Духа Святого. И прежде Иисус Христос сказал: Дух истины, наставит вы на всяку истину (Ин 16:13). (А слово это Иисус Христос приписывает Отцу в том же смысле как и прежде Он сказал: Аз от Себе не глаголах, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю (Ин 12:49)).

  • 18.

    Якоже Мене послал еси в мир, и Аз послах их в мир.

    Как Ты, желая спасения людей, послал Меня, так и Я, желая того же, послал их; или: как Ты, будучи Моим Отцом, послал Меня, так и Я, будучи их Отцом, послал их; но Ты – Отец Мне по естеству, а Я – Отец им, как Творец, Промыслитель и Учитель их. О будущем говорит Иисус Христос, как о совершившемся, потому что скоро уже Он должен послать Своих учеников.

  • 19.

    И за них Аз свящу Себе…

    Я добровольно приношу Себя в жертву. Под освящением здесь Иисус Христос разумеет принесение в жертву, так как слово – освящение – может иметь и такое значение, кроме многих других.

    Да и тии будут священи во истину…

    чтобы и ученики Мои принесены были в истинную жертву, так как жертва законная была только прообразом, а не истиной, – чтобы и они были принесены в жертву так, как принесен был и Глава их. Или: да и тии будут священи во истину, как сами пожертвовавшие собою. Вменихомся, сказано в Писании, яко овцы заколения (Пс 43:23); и представите телеса ваша жертву живу (Рим 12:1). Значит, можно принести себя в жертву и не быть убитым. А чтобы кто-либо не подумал, что Иисус Христос говорит это только об апостолах, Он продолжает Свою речь.

  • 20.

    Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя, да вси едино будут…

    Ст. 20-21: Опять Иисус Христос высказал и утешение ученикам, показывая, что через их проповедь и другие сделаются учениками.

  • 21.

    да вси едино будут…

    См. Толкование на (Ин 17:20)

    Якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут.

    Как Ты в Моей любви и Я в Твоей, так и они пусть будут едино в Нас, т.е. по вере в Нас. Составляя одно по вере в Нас, они будут составлять одно и по взаимной любви между собою, так как Иисус Христос прежде говорил: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя (Ин 14:21), и: сия есть заповедь Моя, да любите друг друга (Ин 15:12). Начав свою речь с любви и единомыслия, Иисус Христос в заключение возвращается к тому же, показывая этим, что любовь весьма желательна и приятна Богу

    Да (и) мир веру имет, яко Ты Мя послал еси…

    чтобы и мир уверовал, что Ты Меня послал, поверив апостолам, которые будут проповедовать об этом. И ничто не будет служить таким препятствием для проповеди, как разделение проповедников, вследствие различия веры и взаимной вражды между собой. Если они будут спорить между собой, то скажут, что они ученики не миролюбивого Учителя; а если они ученики не миролюбивого Учителя, то, значит, они не Тобою, Отче, посланы; а если они будут между собой в согласии и будут исполнять Мои заповеди, то все узнают, что они – Мои ученики, и что Ты, Отче, Меня послал.

  • 22.

    И Аз славу, юже дал еси Мне, дах им. Славу, которую они приобрели учением и чудесами, или даже согласием между собою, так как они не менее прославились последним, чем первыми. Иисус Христос сказал – дах, указывая этим на Свое достоинство и равенство чести с Отцом, как это Он часто делает и в других местах.

    Да будут едино, якоже Мы едино есма. Эти слова и прежде были сказаны, и выше объяснены уже. Иисус Христос опять повторяет их, желая сильнее запечатлеть их в сердцах учеников, как весьма важные.

  • 23.

    Аз в них, и Ты во Мне…

    Я пребываю в них, и Ты во Мне, т.е. Я и Ты пребываем в них; как же Мы можем не сохранить их? (И прежде Иисус Христос сказал: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима (Ин 14:23). Но Я, говорит Иисус Христос, в них, как Бог по вере их, а Ты во Мне, как Отец по естеству)

    Да будут совершени во едино…

    в единство, в согласие. Как раздор разъединяет, так согласие соединяет.

    И да разумеет мир, яко Ты Мя послал еси…

    И прежде Иисус Христос говорил: да и мир веру имет, яко Ты Мя послал еси (ст. 21); а теперь повторяет то же самое, чтобы они непременно пребывали в единении, зная, что это особенно привлекает к вере людей.

    И возлюбил еси их, якоже Мене возлюбил еси.

    Доказательством любви Божией к людям служило то, что Он не пощадил для них Своего Сына. И здесь якоже указывает не на равенство, а только на некоторое подобие, как и прежде указывалось (Часто же повторяет это слово Иисус Христос для того, чтобы доставить ученикам некоторое утешение таким сравнением и внушить большую смелость. До сих пор Иисус Христос вел речь о любви и согласии, а дальше Он будет говорить о наградах и венцах, предназначенных после настоящей жизни, чтобы еще больше ободрить Своих последователей).

  • 24.

    Отче, дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною…

    т.е. в Царстве Твоем, царствуя вместе со Мною.

    Да видят славу Мою, юже дал еси Мне…

    славу Божества, которую Ты дал Мне, не как меньшему или рожденному после, но как виновник, т.е. как родивший Меня (Но когда же Бог Отец дал эту славу Сыну? Разумеется – когда родил; а когда же Он родил?… Предложенный вопрос восходит за пределы времени: это непостижимо. Вместе с бытием Своим Отец родил Сына, и не было времени когда Бог Отец не был Отцом. Так как выражение дал еси могло возбудить у некоторых соблазн и показаться унизительным для Сына, то Иисус Христос предупреждает это последующими словами)

    Яко возлюбил Мя еси прежде сложения мира…

    т.е. прежде веков, – как обыкновенно Священное Писание выражает вечность. И не сказал Иисус Христос: чтобы они участвовали в Моей славе, но: да видят славу Мою. Первое для них невозможно, а все блаженство их будет состоять в том, что они, по словам апостола Павла, будут откровенным лицем славу Господню взирающе (2 Кор 3:18). И действительно, величайшая слава – созерцать Его славу.

  • 25.

    Отче Праведный…

    Праведным называет здесь Иисус Христос Бога Отца за то, что Он благоволил, чтобы Его познали не одни только иудеи, но и все люди, чтобы все спаслись и никто не погиб вследствие незнания Бога. Это свойственно величайшей правде и благости.

    И мир Тебе не позна…

    Все другие народы не познали Тебя, потому что они служат идолам, а иудеи потому, что по своей злонамеренности не признают Тебя Отцом Моим

    Аз же Тя познах…

    по природе.

    И сии познаша, яко Ты Мя послал еси.

    И ученики Мои узнали это из Моего учения и Божественных дел.

  • 26.

    И сказах им имя Твое…

    имя Отца. Это и прежде Иисус Христос говорил, и теперь повторяет

    И скажу…

    больше через Духа Святого. Видишь, что как Отец говорит через Духа Святого, так и Сын открывает через Него ученикам, что хочет. Из этого опять-таки открывается равночестность и единомыслие Пресвятой Троицы

    Да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет.

    Я, говорит Иисус Христос, открою им еще больше Твое имя, чтобы после того как имя это будет им вполне открыто и они узнают, что Я – истинный Сын Твой и возлюбленный по природе, – чтобы после этого и между ними обнаруживалась такая же истинная и естественная любовь

    И Аз в них…

    и чтобы Я больше пребывал в них, вследствие большей веры их, так как они совершеннее узнают Меня. И так Иисус Христос оканчивает Свою беседу речью о любви, которая есть исполнение всех добродетелей.

Ничего нет для сопоставления.