- 2. Ваал Иудин - то же, что Кириаф-Иарим в колене Иудином. Чтобы перенести оттуда ковчег Божий. См. (1Цар 6:21); (1Цар 7:1) Имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах. См. (Исх 25:10-22)
- 5. Играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях - для выражения и наибольшего возбуждения своего религиозного чувства. Цитра и псалтирь - струнные музыкальные инструменты; систра и кимвал - металлические ударные, тимпан - нечто вроде нашего бубна.
- 7. На вопрос о том, за что собственно наказан Оза, блаж. Феодорит отвечает: "Иные говорят, что он наказан за опрометчивость, как покусившийся подать помощь Кивоту, который, служа защитой всему народу, не нуждался в пособии других. Иосиф же (Флавий) говорит, что Оза подвергся наказанию за то, что, не будучи левитом, дерзнул прикоснуться к Кивоту; но это, очевидно, ложно, потому что Оза был сын Аминадава, которому вефсамитяне передали Кивот, отпущенный иноплеменниками (1Цар 7:1); (2Цар 6:3-4); Аминадав же был из колена Левиина (1Цар 6:1). Да и не за опрометчивость понес он наказание, потому что, когда наклонилась колесница, надлежало поддержать ее рукой. Напротив того, Оза наказан за другое беззаконие. Бог повелел носить Кивот священникам на раменах (Чис 4:1); они же, вопреки закону, везли на колеснице. Ввело же их в обман то, что Кивот, отосланный так иноплеменниками, никому не причинил вреда. Но надлежало знать, что иноплеменники и закона не знали, и священников не имели, чтобы перенести Кивот по закону" (блаж. Феодорит, толк. на 2 Цар, вопр. 19). Кроме того, как полагают некоторые, Оза ухватился за Ковчег Господень не с должным благоговением к последнему.
- 9. Ко мне - в город Давида (ср. (2Цар 5:7); (2Цар 6:10).
- 12. "Сделав Иерусалим политическим центром страны, Давид нашел необходимым сделать его и религиозным центром через перенесение сюда Ковчега Завета Это требовалось, с одной стороны, для того, чтобы возвысить вообще значение города Давидова в глазах народа, а с другой стороны, еще более для того, чтобы под личным наблюдением царя придать всенародному богослужению надлежащий порядок и торжественную обстановку и тем оживить религиозный дух народа, видимо, упавший в последнее время (1Пар. 13.3)" (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 152).
- 14. Давид сказал из всей силы пред Господом - от полноты своего религиозного восторга. Одет же был Давид в льняной ефод. См. пр. к (1Цар 2:18)
- 16. Мелхола - дочь Саула и жена Давида. См. (1Цар 18:20-23); (1Цар 25:44); (2Цар 3:12-16) Уничижила его в сердце своем. Дочь Саула не способна была пережить и даже понять тот религиозный подъем духа, в котором находился в данный момент царь и пророк Давид.
- 17. О сооружении Давидом Иерусалимской Скинии см. (1Пар 15:1); (1Пар 16:1) Первосвященником при новоустроенной скинии был назначен Авиафар (1Цар 21:1) - (1Цар 23:1); при неразобранной же старой скинии, в Гаваоне, первосвященствовал Садок (1Пар 16:39). Таким образом, у евреев явились два первосвященника и два места богослужения, в противность предписанию с Синая. Но Давид не решался ни перенести в Иерусалим старую скинию, ни разобрать ее, как ненужную, потому что опасался восстановить против себя жителей Гаваона и всего колена Вениаминова, и без того не расположенных к Давиду и, без сомнения, дороживших присутствием у себя этой святыни, как памятником своего почетного положения среди колен при Сауле. Нужен был блеск иерусалимского богослужения, созданный постепенно Давидом, и подавляющее величие храма Соломонова, чтобы вениамитяне и другие, сочувствовавшие им колена, позабыли на время соперничество и примирились с уничтожением старой скинии. При Соломоне старая, гаваонская, скиния была разобрана и вместе с Давидовой сложена на хранение в помещениях при храме" (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 155-156).
- 21-22. - Религиозный восторг Давида, не понятный для холодной натуры высокорожденной Мелхолы, вполне понятен и достохвален в глазах массы простого, непосредственного народа.
- 23. Религиозная инертность Мелхолы не могла не вызвать отчуждения к ней со стороны Давида. Бесплодие Мелхолы было как бы наказанием ее свыше.
Ничего нет для сопоставления.