- 1-10. - Доселе, в первой главе, Ап. изображал величие христианства вообще, а теперь, в частности, он говорит о том, что христианство сделало для читателей послания. Ранее они были людьми мертвыми духовно из–за грехов своих, а теперь во Христе они оживлены Богом и могут жить, творя добрые дела.
- 1-2. - Прежде всего Ап. говорит о состоянии язычников, потому что большинство ефесских христиан, очевидно, ранее были язычниками. Эти язычники были мертвы – конечно в смысле нравственном. Хотя многие языческие народы, и в особенности греки, хвалились своими успехами в культуре, гордились тем, что они живут весело и счастливо, тем не менее их жизнь была вовсе не настоящая жизнь, не та, какая только и заслуживает наименования "жизнь". Они все были грешники и творили всякого рода грехи (преступление и грех – синонимы). – По обычаю мира сего. Мир сей – это мир несовершенный, лукавый (Гал 1:4), с которым Ап. не советует дружить христианам (Рим 12:2). – По воле князя, господствующего в воздухе. Здесь, несомненно, разумеется сатана (ср. (1-е Кор 11:4). Назван он "князем власти воздуха" (русский перевод здесь неточен) потому, что его власти подлежат разные духи, которые здесь названы в собирательном смысле "властью" (εξουσια ср. (Кол 1:13). Власти эти названы "воздушными" (τ. αερος) в том смысле, что они невидимы, невоспринимаемы, след. бестелесны (проф. Богдашевский), хотя нельзя не сказать, что Ап., называя их воздушными, очевидно, давал понять, что их влиянием, их вредоносным дыханием, можно сказать, насыщен был весь воздух, каким дышали язычники. Последние, таким образом, дышали зараженным воздухом и этим объясняется их упорство во грехах. – Духа. Вероятно, здесь един. число вместо множеств. : духов. Диавол точнее определяется, как князь духов, которые и теперь еще действуют в упорных, не поддающихся влиянию евангельской проповеди людях (сын противления – гебраизм, обозначающий людей, которые, так сказать, по природе своей противятся Богу (ср. выраж. сын погибели во (2Сол 2:3).
- 3. Между которыми, т.е. в числе этих сынов противления. – Были и мы, т.е. Иудеи. – По нашим плотским похотям. Ап. разумеет здесь пожелания как телесные, так и душевные, которые идут против высших требований духа (ср. (Гал 5:17). Отсюда можно заключать, что Иудеи не стояли под действием чуждой, бесовской, силы, как язычники, и поэтому, пожалуй, их вина больше, чем вина язычников, которые никак не могли освободиться от влияния этой чуждой силы. С собственными похотями Иудеям бороться было все таки возможно. – Исполняя желания плоти и помыслов. Иудеи допустили свой разум (помыслы – διανοιαι = собственно: настроение душевное) и желания похоти или, проще говоря, самую плоть заключить между собою союз, вместо того, чтобы сделать свой разум орудием борьбы против поползновений плоти. Вследствие этого плоть стала с большой дерзостью предъявлять человеку свои требования. – И были по природе чадами гнева, как и прочие, т.е. оставались, подобно язычникам, под действием гнева Божия, совершенно заслуженного нами уже по самой нашей, развращенной наследственным грехом Адамовым, природе. Это выражение указывает внутреннюю основу факта, обозначенного в предыдущем выражении: «исполняя желания плоти и помыслов». – Гнев Божий, о каком здесь говорится, есть ревность святой любви Бога к людям против их увлечения нечестием.
- 4-5. - С пришествием Христа, для тех Иудеев и язычников, которые уверовали в Него, наступило новое состояние. Вместо прежней мертвенности они стали жить настоящей жизнью вместе со Христом. Бог оживил нас со Христом, сделал это исключительно по любви Своей, в основе которой лежит милость или сожаление ко всем страждущим. – И нас, т.е. даже нас, которые были совсем духовно мертвы. – Благодатью вы спасены, т.е. совершенно без всяких заслуг с своей стороны. Замечание это было полезно услышать особенно Иудеям, которые привыкли основывать свое спасение на собственных добрых делах.
- 6. И воскресил... Во Христе мы уже воскресли или восстали к новой жизни (Рим 6:4), хотя телесное воскресение составляет еще только предмет нашей надежды. Вместе с тем употребленное здесь и в следующем выражении (посадил на небесах) прош. сов. время указывает на то, что христиане непоколебимо уверены в том, что и воскресение, и прославление их непременно совершится.
- 7. Все, что сделано для нас Богом до сих пор, сделано для того, чтобы со временем, в грядущих веках или, иначе, в будущей жизни, мы получили еще больше – преизобильное богатство Его благодати, которая имеет свое основание в том, что Бог стал к нам милостив (в благости), благодаря великому делу искупления, совершенному Христом. Теперешние блага, какими пользуются христиане, – это только предначатие того блаженства, каким они будут пользоваться в будущей жизни.
- 8-10. - Мысль вводная. Ап. здесь хочет внушить своим читателям из Иудеев, что они не имеют права приписывать себе какую бы то ни было заслугу в устроении своего спасения. Всем они обязаны любви Божией. С их стороны могла быть предъявлена только вера (ср. (Рим 3:22), хотя даже и самая вера является в некотором смысле даром Божиим, так как Бог помогает нам ее утвердить в себе. – Мы Его творение, т.е. мы Им воссозданы во Христе, стали новою тварью (Гал 6:15). Созданы во Христе Иисусе на добрые дела... Бог, воссоздавая нас во Христе, этим самым предназначил нам вести добродетельную жизнь, последняя является таким образом безусловно необходимой, неизбежной для христианина. Впрочем выражение: "нам исполнять" показывает, что и нам предлежит нечто сделать самим в своем новом состоянии, что не только благодать Божия будет вести нас к высшему прославлению, но и сами мы обязаны заботиться о своем нравственном развитии.
- 11-22. - Чтобы дать понять христианам из язычников, как велико дело, совершенное для них Богом (ст. 10–й), Ап. припоминает им, что они до принятия христианства находились в крайне бедственном состоянии в отношении религиозно–нравственном. Их положение было несравненно хуже, чем положение Иудеев. Но теперь они примирились с Богом во Христе и, вместе с обратившимися ко Христу Иудеями, составляют единую Церковь Христову. При этом Ап. кратко изображает характер Церкви.
- 11-12. - Язычники по плоти – т.е. язычники имели даже внешний признак особый, именно они не были обрезываемы. – Так называемые. Ап. этим выражением не уничтожает значение обряда обрезания, которое было знаком завета с Богом. Он хочет только сказать, что Евреи не имели основания слишком превозноситься пред язычниками, потому что они не были обрезаны истинным обрезанием в духе (Рим 2:29). – Без Христа, т.е. не имели определенных предсказаний о пришествии в мир Спасителя–Мессии. – Отчуждены от общества Израильского, т.е. не пользовались теми преимуществами теократической, вполне благоустроенной жизни, какими пользовались Евреи. – Заветов обетования. Бог несколько раз заключал заветы с патриархами народа Израильского, причем давал им разные обетования. – Не имели надежды – вообще надежды на лучшее будущее, и в частности на спасение от грехов. – Безбожники в мире. Язычники, не смотря на то, что у них было много богов, не знали истинного Бога и потому справедливо названы Апостолом "безбожными" (αθεοι ср. (Гал 2:8). – В мире – т.е. в своем греховном мире, составляющем прямую противоположность благоустроенному обществу Израильскому.
- 13. Язычники, бывшие до Христа, далекими от Бога, теперь стали близки к Нему. Причина этой перемены – великая жертва, принесенная Христом за всех людей (Кровию Христовою ср. (Рим 3:25).
- 14. Ап. разъясняет, каким образом совершилось примирение язычников с Богом. Христос есть мир всех нас – христиан, – которые принадлежать по происхождению или к Иудеям или к язычникам. Христос не только внешним образом привел нас к миру, но Сам в Своем лице является миром: благодаря Ему, мир сразу восстановился (ср. (Исаи 9:6); (Мих 5:5). – Соделавший из обоих одно. По толкованию Иоанна Злат., Бог не присоединял язычников к иудейству, чтобы примирить их, а, напротив, как бы имея пред Собою две статуи – одну из серебра, другую – из олова, расплавил ту и другую и образовал из этой смеси одну статую, но уже золотую. Таким образом Иудеи и язычники, обращаясь ко Христу, составляют единую Церковь. – Преграду. Такою преградою между Иудеями и язычниками был закон Моисеев, который Иудеи считали единственным путем ко спасению, с чем язычники не хотели никак согласиться. Христос отменил закон Моисеев тем самым, что исполнил Сам все его обязательства, какие он налагал на людей.
- 15. Упразднив вражду плотию Своею. Правильнее будет слово «упразднив» относить к следующему выражению: «закон заповедей». Тогда выражение: «вражду» будет составлять приложение к предыдущему выражению: «преграду». Эту преграду Ап. точнее определяет как «вражду» – сначала, конечно, как вражду между Иудеями и язычниками, а затем и как вражду Иудеев против Бога, потому что закон на самом деле, производил только гнев в Боге по отношению к неисполнявшим этот закон Иудеям (Рим 4:15). – Закон заповедей учением. Так как Христос упразднил закон не учением Евангельским, а тем, что принес Себя в жертву за людей, приняв на себя назначенное им проклятие (Гал 3:13), то очевидно, что русский перевод здесь не правилен. Кроме того греч. слово δογματα, переведенное по–русски выражением «учение» на самом деле в Новом Завете нигде не употребляется для обозначения учения или мнения (П. Эвальд). Поэтому правильнее будет перевести рассматриваемое место так: "упразднив плотию Своею закон заповедей, выраженный в форме точных непререкаемых постановлений, (εν δογμασιν)". Христос именно упразднил, положил конец закону Моисееву (ср. (Рим 10:4), состоявшему в мелких предписаниях (заповедях), которые со всею строгостью, как предписания высшей государственной власти (ср. (Луки 2:1), определяли каждый шаг Еврея (ср. (Кол 2:14). – Плотию своею. Вражду между Иудеями и язычниками Христос уничтожил тем, что предал на смерть Свою плоть, т.е. Свою плотскую жизнь. "Пока Христос жил по плоти – говорить П. Эвальд, – Он был Сыном Давидовым (Рим 1:3), посланным только к погибшим овцам дома Израилева (ср. (Матф 10:5) и сл. (Матф 15:24). С того мгновения, как Он оставил свою плотскую жизнь, Он вступил в состояние Сына Божия в силе (Рим 1:4), стал возвещаем Иудеям и язычникам как такой, в Котором "правда без закона" дается всем без различия". – Дабы из двух... Здесь указана цель уничтожения «преграды». Христос в Самом Себе, как родоначальник нового человечества, создал нового человека, устрояя при этом мирные отношения между Иудеями и язычниками и также мир человека с Богом.
- 16. Христос не только создал в Себе одного нового человека, но и примирил язычников и Иудеев, составивших собою такого единого человека, в Своем теле с Богом. Тело Христа здесь названо "единым" потому, что Ап. хотел выразить ту мысль, что Иудеи и язычники, прежде разделенные и враждующие, одинаково примирены великим Голгофским жертвоприношением (проф. Богдашевский). – Посредством креста, т.е. вознесши тело Свое на крест (1Петра 2:24). – Убив вражду на нем, т.е. на кресте. По мнению П. Эвальда, слово «на нем» должно быть заменено выражением «в Нем» (εν αετφ) или «в Себе». Христос, принеся Себя в жертву на кресте, уничтожил и вражду людей с Богом.
- 17. До сих пор Ап. говорил о том, что Христос сделал для людей, а теперь он упоминает о том, чему Христос, начиная с самого первого Своего выступления на общественное служение, учил людей: Он начал Свою проповедь благовествованием мира, который был предназначен и дальним и ближним Богу, т.е. для Иудеев и язычников. Впрочем Ап. сначала упоминает о язычниках (дальние) потому что они составляли главный контингент Ефесской церкви.
- 18. Здесь Ап. подтверждает мысль о том, что Христос возвестил весть о примирении людей с Богом, тем именно, что в настоящее время такое примирение – уже совершившийся факт. Один и тот же Св. Дух приводить чрез Христа всех нас к Отцу.
- 19-20. - Из того, что все люди примирены с Богом, следует, что и язычники теперь не чужие, т.е. не представляются в Церкви какими–то чужестранцами, и не пришельцы (παροικοι), т.е. не лишены прав гражданства. Они стали согражданами святым, т.е. избранному иудейскому народу, и своими, т.е. близкими Богу (οικειοι = домашние), как бывают близки члены одного семейства к отцу этого семейства. – Бывши утверждены... Здесь Апостол изображает Церковь под видом строящегося дома, в котором все верующие представляют собою камни. Эти камни кладутся на фундамент, который представляют собою Апостолы и пророки (пророки, очевидно, новозаветные, потому что они поставлены после Апостолов) [Проф. Богдашевский, находя более правильным видеть здесь пророков ветхозаветных, ссылается в доказательство этого мнения на то, что "сущность не в хронологической последовательности, а во внутренней генетической связи фактов". Поставлением ветхозав. пророков после Апостолов сильнее оттеняется мысль о единстве жилища Божия, в которое призваны язычники... все имеет одну основу (ст. 173). Но нам думается, что Апостол привык уже пророков ветхоз. представлять ранее, чем Апостолов и ставить их в естественном порядке прежде, чем последних, так что трудно предположить, чтобы здесь он сделал отступление от этого естественного хронологического порядка]. Впрочем Апостолы и пророки сами, как и все христиане, утверждаются на краеугольном камне – Христе, Который поддерживает все здание Церкви (ср. (Матф 21:42); (1Петра 2:7).
- 21-22. - Благодаря тому, что у Церкви есть такое надежное основание как краеугольный камень – Христос, все здание или, как правильнее, все строение (πασα οικοδομη) идет вполне успешно: во Христе все слагается вполне гармонично, всему отводится надлежащее место. В конце концов Церковь, постоянно возрастая, должна стать истинным храмом, который в Господе, т.е. во Христе станет святым (в настоящее время в Церкви есть еще и грешники). Под возрастанием Церкви можно разуметь и увеличение числа членов Церкви, и духовное их усовершенствование. – На котором – т.е. на краеугольном камне. – И вы устрояетесь – точнее: соустрояетесь (συνοικοδομεισθε), т.е. вместе со многими другими церквами христиане ефесские становятся жилищем Божиим, благодаря действию в них Святого Духа.
Ничего нет для сопоставления.