- 1. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно
и прибыл в Свой город. - 2. И вот, принесли к Нему расслабленного,
положенного на постели.
И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному:
дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. - 3. При сем некоторые из книжников
сказали сами в себе: Он богохульствует. - 4. Иисус же, видя помышления их,
сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? - 5. ибо что легче сказать:
прощаются тебе грехи,
или сказать: встань и ходи? - 6. Но чтобы вы знали,
что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, —
тогда говорит расслабленному: встань,
возьми постель твою, и иди в дом твой. - 7. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.
- 8. Народ же, видев это, удивился
и прославил Бога, давшего такую власть человекам. - 9. Проходя оттуда,
Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин,
по имени Матфея,
и говорит ему: следуй за Мною.
И он встал и последовал за Ним. - 10. И когда Иисус возлежал в доме,
многие мытари и грешники пришли
и возлегли с Ним и учениками Его. - 11. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его:
для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? - 12. Иисус же, услышав это, сказал им:
не здоровые имеют нужду во враче, но больные, - 13. пойдите, научитесь,
что значит: милости хочу, а не жертвы?
Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. - 14. Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы
и говорят: почему мы и фарисеи постимся много,
а Твои ученики не постятся? - 15. И сказал им Иисус:
могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?
Но придут дни, когда отнимется у них жених,
и тогда будут поститься. - 16. И никто к ветхой одежде
не приставляет заплаты из небеленой ткани,
ибо вновь пришитое отдерет от старого,
и дыра будет еще хуже. - 17. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие;
а иначе прорываются мехи,
и вино вытекает,
и мехи пропадают,
но вино молодое вливают в новые мехи,
и сберегается то и другое. - 18. Когда Он говорил им сие,
подошел к Нему некоторый начальник
и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает;
но приди, возложи на нее руку Твою,
и она будет жива. - 19. И встав, Иисус пошел за ним,
и ученики Его. - 20. И вот, женщина,
двенадцать лет страдавшая кровотечением,
подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, - 21. ибо она говорила сама в себе:
если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. - 22. Иисус же, обратившись
и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь!
вера твоя спасла тебя.
Женщина с того часа стала здорова. - 23. И когда пришел Иисус в дом начальника
и увидел свирельщиков и народ в смятении, - 24. сказал им: выйдите вон,
ибо не умерла девица, но спит.
И смеялись над Ним. - 25. Когда же народ был выслан,
Он, войдя, взял ее за руку,
и девица встала. - 26. И разнесся слух о сем по всей земле той.
- 27. Когда Иисус шел оттуда,
за Ним следовали двое слепых
и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! - 28. Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему.
И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать?
Они говорят Ему: ей, Господи! - 29. Тогда Он коснулся глаз их
и сказал: по вере вашей да будет вам. - 30. И открылись глаза их;
и Иисус строго сказал им:
смотрите, чтобы никто не узнал. - 31. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.
- 32. Когда же те выходили,
то привели к Нему человека немого бесноватого. - 33. И когда бес был изгнан, немой стал говорить.
И народ, удивляясь, говорил:
никогда не бывало такого явления в Израиле. - 34. А фарисеи говорили:
Он изгоняет бесов силою князя бесовского. - 35. И ходил Иисус по всем городам и селениям,
уча в синагогах их,
проповедуя Евангелие Царствия
и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. - 36. Видя толпы народа, Он сжалился над ними,
что они были изнурены и рассеяны,
как овцы, не имеющие пастыря. - 37. Тогда говорит ученикам Своим:
жатвы много, а делателей мало; - 38. итак молите Господина жатвы,
чтобы выслал делателей на жатву Свою.
1.«В свой город»: Капернаум (ср. Мк. 2:1), где Господь поселился во исполнение древнего пророчества (Мф. 4:13 и дал.). «Родился Он в Вифлееме, воспитан в Назарете, а жил в Капернауме» (Злат., ср. Феофил.). 2.«Расслабленного»: см. прим. к Мф. 4:24. – «Положенного на постели»: это было вероятно нечто вроде простого матраца или одеяла, чтобы легко было носить; вот почему, когда Господь исцелил расслабленного, он взял постель свою сам и пошел. – «Видя веру их»: веру принесших и самого расслабленного. «Спаситель не всегда требовал веры от самих страждущих, например когда они не начинали еще владеть умом, или лишились оного по причине болезни. Но здесь и больной обнаружил свою веру, – иначе, не имея веры, он не позволил бы и спустить себя» (Злат., ср. Феофил.). – «Дерзай, прощаются тебе грехи»: болезни, по учению Писания, суть следствие грехов (Ин. 9:2. Иак. 5:14-15) и посылаются иногда Богом в наказание за грехи (1Кор. 5:3-5. 1Кор. 11:30. 2Цар. 24:10-14). Часто между болезнью и грехом есть очевидная связь, каковы болезни от любострастия, пьянства и пр. Посему, чтобы исцелить болезнь, нужно снять грех, избавить от него, – нужно, чтобы Бог простил его; уничтожится и действие или произведение ее. Господь видел нравственную причину болезни расслабленного во грехе (может быть – любострастия), и потому говорят прежде всего о прощении грехов, как нравственном условии телесного выздоровления. Вероятно больной сам сознавал хорошо свои грехи и, может быть, считал себя уже слишком великим грешником, так что не смел надеяться на милосердие к нему Спасителя, а потому Спаситель ободряет его словами: «дерзай, чадо». 3.«Богохульствует»: богохульствовать – хулить имя Божие, уничижать его, говорить о нем нечестиво, частнее – присвоять себе то, что принадлежит одному только Богу (ср. Мк. 2:7. Лк. 5:21). Книжники, значит, обвиняли И. Христа в том, что Он, будучи по их мнению человек, присвояет себе право, принадлежащее только Богу, и тем как бы поставляет себя на место Бога, или делает себя равным Богу (ср. Ин. 5:18. Ин. 10:33): ибо только Бог может прощать грехи. Но Господь, отпущая грехи расслабленному, именно утверждает истинность своего Божества, и чудо, сопровождавшее слова Его, подтверждало их как нельзя яснее. 4-5.«Видя помышления их»: знание сокровенных мыслей и чувствований людей принадлежит только Богу (1Пар. 28:9. Иер. 17:10. Деян. 2:23. Рим. 8:27); то же качество или свойство приписывается и Мессии (Ин. 2:24-25). – «Худое»: считая Меня богохульником, в противоположность самому больному и принесшим его, которые имеют такую сильную и всецелую веру в Меня. – «В сердцах своих», хотя и не выражаете этого на словах. Знайте же, что Я знаю то, что у вас на сердце, следовательно обладаю всеведением, которое свойственно одному Богу, как и власть прощать грехи; и если обладаю всеведением, то обладаю и этой властью. – «Что легче» и пр.: сказать – встань и ходи не легче, чем сказать – прощаются тебе грехи; для того и другого нужна одинаковая Божественная власть: ибо встать и ходить, т.е. выздороветь, больной может только тогда, когда снята с него будет и прощена причина его болезни – грех. «Но поелику исцеления души нельзя видеть, а исцеление тела очевидно: то Я присоединяю к первому и последнее, которое хотя ниже, но очевиднее, дабы посредством оного уверить в высшем невидимом» (Злат.). 6-7.«Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий» (см. прим. к Мф. 8:20) «имеет власть» сказать: прощаются тебе грехи, и сделать то, Он говорит: «встань и ходи». Чудо и в том и другом случае должно последовать, и последовало – ст. 7. Если бы за Его словами не последовало чуда, то иудеи и даже сами ученики могли бы не поверить действительности прощения грехов, ибо не имели бы осязательного доказательства, и Спаситель, чтобы представить таковое, творит чудо. Теперь уже никто не мог сомневаться в том, что Иисус имеет власть отпущать грехи: ибо Бог не попускает творить чудо для подтверждения лжи. 8.«Удивился» (έφοβήθησαν) – собственно «испугался». Таково естественно могло быть первое впечатление при виде необыкновенного действия Господа Иисуса над расслабленным. – «Прославил Бога» (см. прим. к Мф. 5:16): прославить Бога значит здесь – воздать хвалу Богу, признав Его всемогущество, так поразительно явленное. 9.«Сидящего у сбора пошлин»: в месте, где собирались пошлины (см. прим. к Мф. 5:46). – «По имени Матфея»: евангелисты Марк (Мк. 2:14) и Лука (Лк. 5:27-28) называют его Левием. Иудеи имели обычай носить два имени. – «Следуй за Мной»: будь Моим учеником (см. прим. к Мф. 4:19 и дал.). – «Последовал за Ним»: такова сила слова Господа! Одного слова Его достаточно было, чтобы сборщик податей – человек, как и все подобные, зажиточный, тотчас оставил все (Лк. 5:28) и последовал за Господом, не имевшим где подклонить голову. 10.«Возлежал»: у иудеев, как и у других восточных народов, было в обычае – во время обеда или вечери не сидеть, а возлежать вокруг приготовленных на низком столе яств, облокачиваясь левою рукой на подушку. – «В доме»: самого Матфея или Левия (Лк. 5:29), который тотчас по призвании своем решился угостить своего Учителя и Господа. Ободренные снисходительностью Господа к человеку, которого молва людская считала грешником, как и всех ему подобных, многие товарищи его по ремеслу – сборщики податей, может быть приглашенные самим Матфеем по сему случаю, и «грешники» – люди, по мнению иудеев и особенно фарисеев, не доброй нравственности и поведения, пришли и участвовали в угощении, вместе со Спасителем и Его учениками.
11.«Для чего Учитель ваш» и пр.: сидеть или возлежать (по восточному обычаю) за одним столом означает известную близость между собою сидящих и возлежащих. Фарисеи, мнимые праведники, делая предложенный вопрос ученикам Господа, обвиняют Его, что Он ищет близости и сообщества с людьми дурной, по их мнению, нравственности, и тем выражают подозрение, что и Сам Он едва ли праведен, потому что входит в общение с грешниками и мытарями. «Клевещут перед учениками на Учителя с худым намерением, желая отвлечь учеников от Учителя» (Злат.). 12-13.«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные»: здоровые – праведные, больные – грешные (ср. ст. 13). В приложении к настоящему случаю под здоровыми или праведными разумеются фарисеи, не по их действительной или высшей, сравнительно с другими, но по воображаемой ими самими, самовыдуманной их праведности; под больными же или грешниками разумеются все сознающие свою греховность перед Богом и готовые к раскаянию и возможной перемене своей жизни на жизнь лучшую. Итак, смысл слов Господа таков: не чувствуют нужды в Спасителе чувствующие себя праведниками, но эту нужду чувствуют грешники. Вы, фарисеи, считающие себя чистыми и праведными, не чувствуете нужды во Мне, как Спасителе, и если вы не переменитесь и не обратитесь ко Мне, Я вас не спасу; но есть люди желающие спасения, и Я их спасу. Место врача – при постели больных, а место Мое подле тех, кто болит сознанием своих духовных немощей и недугов, и Я с ними, с мытарями и грешниками, как врач с больными. – «Пойдите, научитесь»: чтобы оправдать образ Своих действий в глазах фарисеев и обличить их неразумные подозрения, Господь отсылает их к пророческому слову, дабы они научились и вразумились. «Говоря: «пойдите, научитесь» – обличает их еще и как невежд. Вы, говорит, доныне не научились, так хоть теперь пойдите и узнайте» (Феофил.). – «Пойдите» в синагогу, где читаются Моисей и пророки, и научитесь; – или пойдите, возьмите книги пророческие и научитесь. – «Милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6:6), говорит Бог через пророка Осию. Это не значит, чтобы Бог через пророка осуждал жертвы, приносимые Ему при разных случаях: ибо жертвоприношения учреждены Им же Самим через законодателя Моисея. По свойству еврейского языка это выражение значит: Я предпочитаю милосердие жертвам; для Меня приятнее, когда люди оказывают ближним свою милость, нежели когда приносят они жертвы; или: Я желаю не жертвы вместо милости, а милости вместо жертвы. Милость – милосердие в отношении к ближним – есть выражение любви к ним, тогда как жертвы суть внешние действия, которые могут быть совершаемы без соответствующего им чувства. Господь не отвергает значения и достоинства жертвы; жертва хороша, если она есть выражение внутреннего чувства и сопровождается таковым чувством; но если она только – внешнее действие без внутреннего чувства, каковы по большей части были жертвы самообольщенных фарисеев, то такая жертва не только не приятна, но противна Богу (Ис. 1:11-18). Итак, слова Господа значат: вы, фарисеи, держитесь только внешних обрядов закона, их цените; но Бог предпочитает этим внешним обрядам закона выражение любви к ближним, какое является, например, в милосердии к ним; эта любовь и заставляет Меня искать общения с мытарями и грешниками, чтобы показать свою милость к ним, в которых они так нуждаются и которой они так ищут. – «Я пришел призвать» и пр.: ср. прим. к ст. 12. Ни один смертный не праведен перед Богом по своей греховной природе (Пс. 13:3. Рим. 1:18-32. Рим. 3:10-18), но фарисеи, исполняя в точности внешние обряды закона, самомечтательно считали себя таковыми. Господь внушает им, что Он пришел призвать «к покаянию» (ср. прим. к Мф. 3:2) не тех, кто считает себя праведным перед Богом, зная, что Его усилия будут бесполезны в отношении к ним, даже могут возбудить их злобу и ненависть к Нему; но Он пришел призвать к покаянию и спасти тех, которые, считая себя грешниками и чувствуя нужду в милости и спасении, ищут сего, каковы те, с которыми Он возлежит теперь (ср. Феофил.). Правда, Господь пришел призвать и спасти всех, и самомечтательных праведников; но пока они не оставят самомечтания о своей праведности, призвание их будет бесплодно и спасение для них невозможно (ср. Ин. 9:39 и дал.); ибо в сем состоянии они не способны принять слова призвания и получить спасение. 14.«Ученики Иоанновы»: т.е. Иоанна Крестителя. – «Мы и фарисеи постимся много»: о посте ср. прим. к Мф. 6:16; о посте Крестителя ср. Мф. 11:18. Фарисеи иногда постились два раза в неделю, сверх постов общенародных (Лк. 18:12). Иоанн сам был строгий постник и, конечно, учеников своих приучил к строгому постничеству. Ученики Иоанна, без сомнения, знали из его же свидетельства о Мессии, что он – предтеча сего Мессии и, как видно, не могли дать себе отчета в том, почему ученики Самого Мессии не постятся, почему Мессия освобождает их от постов. Вероятно, что Иоанн в это время был уже посажен Иродом в темницу (ср. Мф. 4:12), а потому ученики его имели еще особенный в этом повод к усилению своего постничества, чтобы выразить тем свою скорбь, и может быть удивлялись, почему ученики Иисуса Христа не соединяют своего поста с их постом, чтобы выразить свою скорбь о заключении в темницу такого учителя, который крестил даже и их Учителя. – «Не постятся»: т.е. менее постятся, а не то, чтобы совсем не постились. Господь отвечает им тремя сравнениями или уподоблениями. 15.«Сыны чертога брачного» (ср. Иоил. 2:16. Тов. 6:16): те, которым доверена женихом забота о чертоге брачном, и которые, следовательно, суть искренние друзья жениха и гости на браке. – «Могут ли они печалиться, пока с ними жених?» Для них это – время радости и веселья; в это время всякая печаль для них неуместна, и пост, как выражение печали, не своевременен. Мысль без иносказания такая: пока Я нахожусь с Моими учениками, им не время печалиться и выражать свою печаль постом. Иоанн, ваш друг и учитель, в темнице, – это для вас время скорби и поста; Я еще с Моими учениками и – это для них время радости и веселья (Феофил., ср. Злат.). – «Отнимется у них жених», как отнят Иоанн у его учеников. Это, очевидно, указание Господа на Свою смерть. – «Тогда будут поститься»: выражая свою скорбь, они будут налагать на себя пост. Разумеется, конечно, не постоянное пощение, так как и церковь установила определенные посты, а не постоянный пост. Смысл: когда Я буду взят от них телесно, тогда будут они выражать свою скорбь и постами, а теперь еще для них время радости и веселья (ср. Злат. и Феофил.). 16.«Никто к ветхой одежде» и пр.: если одежда довольно поносилась и явилась на ней дыра, то благоразумнее к разорвавшемуся месту пришить заплату из поношенного же, а не нового, твердого; иначе новое отдерет и дыра будет больше. – Новая суровая заплата означает здесь пост, а старая одежда – слабость или несовершенство учеников. Смысл этой приточной речи таков: «ученики еще не утвердились, но требуют еще большого снисхождения; они еще не обновились духом; при таком их состоянии не должно налагать на них тяжких заповедей» (Злат.).
17.«Мехи ветхие»: на востоке, особенно во время путешествий, для сохранения вина, употребляли и употребляют мехи, приготовляемые из кожи животных особенным образом для этой цели (бурдюки). От долгого употребления они ветшают, и тогда не безопасно вливать в них молодое вино, более крепкое и сильное; оно может прорвать мех, а потому для молодого крепкого вина и мехи новые, крепкие. Смысл и этой приточной речи тот же, что и предыдущей: новое вино – пост, ветхие мехи – слабость учеников, которой не должно обременять (ср. Феофил., Злат.). 18-19.«Некоторый начальник»: Евангелисты Марк (Мк. 5:22) и Лука (Лк. 8:41) называют его Иаиром, начальником синагоги (ср. прим. к Мф. 4:23). – «Кланяясь Ему» – выражая тем свое к Нему почтение и прося милости. – «Теперь умирает»: собственно (αρτι ετελευτησεν) – уже умерла, хотя, по сказаниям евв. Марка и Луки, несколько после уже пришли слуги начальника и сказали, что дочь его умерла. «Начальник синагоги называл свою дочь умершею, или судя по продолжительности путешествия, или желая увеличить свое несчастье, ибо те, которые просят помощи, имеют обыкновение увеличивать и представлять в большем виде свои бедствия, дабы тем удобнее склонить на милость тех, у кого они просят оной» (Злат.). – «Возложи на нее руку»: возложение руки или рук – символ и средство действительного сообщения тому, на кого они возлагаются, силы и благодати Божественной (Мф. 19:13. Лк. 4:40. Лк. 13:13. Деян. 6:6. Деян. 8:17 и дал. Деян. 13:3, Деян. 19:5). – «И она будет жива»: это показывает веру Иаира в чудодейственную силу Господа. Может быть Иаир слышал уже, что Христос поступал так с другими – и веровал в Него. – «И встав»: из-за трапезы (ст. 10). Последовательность происшествий евангелист представляет так: во время возлежания за трапезой в доме новопризванного Матфея И. Христос 1) дает ответ фарисеям (11-13) 2) после них Иоанновым ученикам, 3) «когда еще Он говорил им», приходит Иаир, 4) тогда Иисус встал, т.е. из-за трапезы. 20-22.«Женщина страдавшая кровотечением»: эта болезнь по закону Моисееву (Лев. 15:25) считалась нечистою, а потому женщина не посмела ни прямо предложить Господу свою просьбу об исцелении, ни прикоснуться к Его телу; а решилась прикоснуться только к краю одежды Его. – «Край одежды»: χράσπεδον ιματιον) – это кисти на краях одежды, какие иудеи по закону Моисееву (Чис. 15:38) должны были носить для постоянного памятования Иеговы. – «Если только прикоснусь – выздоровею»: это свидетельствует о ее живой и сильной вере в чудодейственную силу Господа Иисуса. Болезнь была нечистая, потому она боялась оскорбить Иисуса Христа, касаясь Его, и оттого прикоснулась «тайно». Но Господь, непосредственно узнавший ее действие и веру, ободрил ее: дерзай, назвав ее любвеобильно «дщерью» и, похвалив веру ее, которая и спасла ее, освободил от болезни с того часа. По свидетельству Евсевия (Церк. Ист. 7, 17) женщина называлась Вероникой и была язычница из Панеи, где она после и воздвигла статую Иисусу Христу.
23-24.«Увидев свирельщиков»: на востоке, при оплакивании умерших, иногда делали насечки на теле, рвали на себе волосы и плакали с особенными причитаньями (Иер. 9:17. Иер. 16:6-7. Иез. 24:17); родители и родственники не довольствовались выражениями только своей скорби, но приглашали, иногда нанимали, особых плакальщиков и плакальщиц, для которых это дело было ремеслом (Иер. 9:20. Ам. 5:16). В причитаньях обыкновенно восхваляли добродетель умершего лица, его красоту, силу, таланты, домашние и семейные радости, и плачевно спрашивали, как бы с укоризною, зачем оно оставило свою семью, своих родных и друзей и пр. т.п. Все это сопровождалось иногда игрой на одном каком-либо или нескольких музыкальных инструментах, например на флейтах и свирелях. Этот плач продолжался восемь дней для простого умершего, и месяц для лица чем-либо особенным ознаменовавшего жизнь свою. Плакали не только в доме умершего, но выходили и на могилу и – воздух далеко оглашался рыданиями и причитаньями плакальщиков и плакальщиц. Иудеям собственно запрещено было законом (Втор. 14:1) делать при этом насечки на теле и вырывать волосы или выстригать брови, и они выражали свою скорбь об умершем криками, причитаньями, музыкой, закрывая подбородок своей одеждой, раздирая свое платье; переставали мыться и мазаться маслом, бросали пепел и пыль в воздух, или посыпали ими свою голову и лицо (Иов. 1:20. Иов. 2:12. 2Цар. 1:2-4. 2Цар. 14:2. 2Цар. 15:30. Мк. 14:63 и др.). – «Народ»: или множество (δχλος – ср. Лк. 6:19), состоящее частью из плакальщиков или плакальщиц, частью из друзей и родственников Иаира и других посторонних. – «В смятении»: при этом плаче, крике, причитаньях, музыке, множестве народа, естественно смятение, увеличившееся вероятно ожиданием чего-либо необыкновенного. – «Не умерла, но спит»: совершенно неосновательно заключать из этих слов, что девица действительно не умерла, что с нею было только так называемое обмирание. Объяснять так событие не согласно и с самым повествованием и намерением евангелиста, и с характером Господа Иисуса. Господь назвал и в другом случае смерть – действительную смерть – сном (Ин. 11:11), и Апостолы, говоря о мертвых, называют их спящими (Деян. 7:60. 2Пет. 3:4. 1Кор. 15:6, 18. 1Сол. 4:13-15). И здесь Христос сном называет не успение сна, а действительную смерть девицы, выражая ту мысль, что хотя тело при смерти и лишается жизни, но душа не умирает, может снова оживить тело, и человек – воскреснуть, как бы пробуждаясь от сна. 25.«Народ был выслан»: остались с Иисусом Христом только Апостолы Петр, Иаков и Иоанн и еще отец и мать девицы (Мк. 5:37-40), как ближайшие свидетели чуда и воскресения.
26-27.«Двое слепых»: «узнавшие о чудотворениях Господа и веровавшие, что Он есть ожидаемый Мессия» (Евф. Зигаб.). Выражение: «Сын Давидов» равнозначительно слову – «Мессия». Господь действительно был сын и потомок Давида (Мф. 1:1). Выражение: «помилуй нас» показывало веру слепцов в Господа как чудотворца.
28-31.«Пришел в дом»: испытывая твердость веры слепцов и намереваясь наедине сотворить чудо, о котором бы никто не знал. – «И открылись глаза их»: возвратилось зрение к ним (ср. Ин. 9:10). – «Строго сказал им» и пр.: запрещение последовало, вероятно, по тому же побуждению, по которому дано таковое же и исцеленному от проказы (ср. прим. к Мф. 8:4). – «А они вышедши»: т.е. из дома, в котором совершилось чудо, разгласили о чудотворце; «вспоминая милость, не могут молчать о благодеянии» (Иерон.); «не удержались, но стали проповедовать и благовествовать» (Злат.), «не по ослушанию, но по чувству благодарности» (Феофил.). 32.«Привели немого бесноватого»: «эта немота была не естественная, но от демона; посему и приводят его другие. Сам по себе не мог он просить, потому что демон связал ему язык. По этой причине Христос не требует у него веры, но тотчас врачует его» (Феофил.).
33.«Никогда не бывало» и пр.: никогда не случалось, чтобы так славно и торжественно происходили такие явления, как это и другие совершенные Господом изгнания демонов.
34.«Фарисеи говорили»: народ выражает удивление, правильно понимая дела Господа, как Мессии; руководители же народа злобно клевещут на Господа, стараясь отвлечь его от Него и тем нравственно развращая его (см. прим. к Мф. 12:24 и дал.). – «Силою князя бесовского»: начальника над бесами (αρχιδιάβολος, Evang. Nicod. 23); в другом месте начальник и князь бесов называется Вельзевулом (Мф. 12:24; см. прим. к сему ст.). 35-36.«Изнурены и рассеяны»: толпы народа, которые Господь видел, обходя грады и селения с своею проповедью (ст. 55), Он сравнивает со стадом овец, блуждающих без пастыря. Иудея – по преимуществу страна пастушеская, и Господь берет всем понятное сравнение. Пастырь добрый хранит своих овец день и ночь, провожает их, оберегает их; без этого стадо – в разброде, подвержено опасности от хищных зверей, терпит безвременно солнечный жар и холод ночной, и изнуренно. Таков и этот народ в духовном отношении. Его учители духовные – не истинные пастыри и учители, сами слепцы и не просвещают народа истинным учением, – не только не исправляют его, но еще развращают (ср. Феофил.). Спаситель сжалился над этим бедным народом.
37-38.«Жатвы много» и пр.: другой величественный и вместе всем понятный образ. Поле, покрытое спелой жатвой, нужно выжать, но жнецов мало. Смысл речи без иносказания таков (ср. Ин. 4:35 и дал.): велико число народа ищущее царства Мессии, стремящееся к нему и готовое вступить в него, но мало приготовленных для сего учителей народа. Кроме Христа и Его Апостолов, таковых не было. – «Молите Господина жатвы» – Бога, делом которого Господь почитает совершаемое Им самим на земле дело (ср. Ин. 4:34). – «Чтобы выслал»: усиленное выражение, происшедшее из чувства глубокого сожаления о народе и сознания неотложной потребности в новых деятелях – жателях. – Молитесь Богу, чтобы Он по Своей благости и могуществу способствовал образованию новых, не в духе фарисейском и иудейском, приготовленных, деятелей для нового дела – проповеди народу о наступлении Мессии.