Предисловие


Книга Левит

Третья книга Пятикнижия, названная в евр. тексте, подобно другим частям Пятикнижия, по первому слову «Вайкра» (vajikra - «и воззвал»), в предании Иудейском называется, соответственно содержанию, «Torat-kohanim» - «закон священников», или «Torat-qorbanot» - закон жертв. Равным образом греческое название (у LXX) книги Λευιτικον, латинск. Leviticus, слав.-рус. «Левит» показывает, что содержание книги составляют относящиеся к обязанностям священного Левиина колена отправления ветхозаветного культа: жертвоприношения, религиозно-обрядовые очищения, праздники, теократические подати и т. п. Книга Левит имеет почти исключительно законодательное содержание, будучи почти совершенно лишена повествовательно-исторического элемента: на всем ее протяжении сообщены лишь два, притом не имеющих существенной связи с целым содержанием всей книги, факта (смерть Надава и Авиуда после посвящения первосвященника и священников, гл. (Лев 10:1-3), и казнь богохульника, (Лев 24:10-23); все же остальное содержание книги образует подробное развитие и непосредственное продолжение статей и постановлений закона, излагаемых во 2-ой части кн. Исход; всюду законодательство книги Левит представляется развитием и восполнением возвещенного с Синая откровения (Лев 25:1); (Лев 26:46); (Лев 27:34). Главная идея или цель книги (выраженная особенно ясно в (Лев 26:11-12) состоит в образовании из Израиля общества Господня, которое стояло бы в тесном благодатном и нравственном общении с Иеговою. Этой цели служат находящиеся в кн. Левит постановления:

  1. о жертвах (гл. 1-7);
  2. о посвящении священнослужителей (гл. 8-10);
  3. о чистом и нечистом (гл 11-16);
  4. о личной святости членов общества Господня в жизни семейной и общественной (гл. 17-20);
  5. о святости и порядке всех отправлений богослужения, культа, о священных временах и проч. (гл. 21-27).

Таким образом идея святости и освящения - господствующая идея книги Левит, проникающая все намеченные отделы, связанные как исторически или хронологически, так и логически, развитием одного и того же принципа.

Помимо непосредственной задачи - освящения членов народа Божия во всех отправлениях религиозной и бытовой жизни, - законы книги Левит по преимуществу были «тенью и образом грядущих благ» (Евр 10:1) новозаветных.