Название и разделение книг в Библии. Известные ныне четыре
книги Царств в древнем еврейском кодексе священных книг
составляли две книги: одна из них (в состав которой входили
нынешние первая и вторая книги Царств называлась "Сефер
Шемуель", т. е. "Книга Самуила", так как ее содержанием является
повествование о пророке Самуиле и помазанных им на Еврейское
царство Сауле и Давиде; другая (в состав которой входили нынешние
третья и четвертая книги Царств) называлась "Сефер
Мелахим", т. е. "Книга Царей", так как ее содержанием является
повествование о последнем общееврейском царе Соломоне и о царях
царства Иудейского и царства Израильского. Теперешнее деление
означенных книг на четыре явилось прежде всего в греческом переводе
LXX-ти, где они получили названия:
- Βασιλειων πρωτη (βιβλος), т. е. "Первая
книга Царств";
- Βασιλειων δευτερα - "Вторая книга Царств";
- Βασιλειων τριτη - "Третья книга Царств";
- Βασιλειων τεταρτη - "Четвертая книга Царств".
Затем оно было усвоено и латинским переводом Вульгатой, где
заглавия книг получили такой вид:
- "Liber primus Samuelis, quem nos primum Regum dicimus" ("Первая
книга Самуила, которую мы называем Первою книгою Царей");
- "Liber secundus Samuelis, quern nos secundum Regum dicimus"
("Вторая книга Самуила, которую мы называем Второю книгою
Царей");
- "Liber Regum tertius, secundum Hebraeos primus Malachim" ("Третья
книга Царей, по еврейскому счету Первая книга Мелахим -
Царей");
- "Liber Regum quartus, secundum Hebraeos Malachim secundus"
("Четвертая книга Царей, по еврейскому счету - Вторая книга Мелахим
- Царей").
Впрочем, в каноническом счислении книг Ветхого Завета Православная Церковь удержала древнееврейское деление книг Царств на две книги, соединяя воедино Первую и Вторую книги Царств, а также Третью и Четвертую книги.
Содержания книг Царств. В Первой книге Царств повествуется о пророке и судье еврейского народа Самуиле и о первом еврейском царе Сауле. Во Второй книге Царств повествуется о втором еврейском царе Давиде. В Третьей книге Царств повествуется о третьем еврейском царе Соломоне, о распадении еврейской монархии на два царства - Иудейское и Израильское - и о царях того и другого царства, кончая царем Иосафатом в Иудейском царстве и царем Охозией в Израильском. В Четвертой книге Царств повествуется об остальных царях Иуды и Израиля, кончая ассирийским пленом в отношении Израильского царства и вавилонским пленом в отношении Иудейского царства.
Период истории еврейского народа, обнимаемый повествованием всех четырех книг Царств, превышает 500 лет.
Писатели книг Царств. Первоначальными писателями Первой и Второй книг Царств были пророки Самуил, Нафан и Гад (1Пар 29:29). Кто-либо из пророков позднейшего времени просмотрел записи Самуила, Нафана и Гада, дополнил их (1Цар 5:5); (1Цар 6:18); (1Цар 9:9); (1Цар 27:6); (2Цар 4:3) и придал им объединенный, законченный вид.
Первоначальными писателями Третьей и Четвертой книг Царств были следовавшие за Нафаном и Гадом пророки и дееписатели, оставившие после себя записи с приуроченными к ним названиями: "Книга дел Соломоновых" (3Цар 11:41); "Летопись царей Иудейских" (3Цар 14:29); (3Цар 15:7,23); (3Цар 22:46); (4Цар 8:23); "Летопись царей Израильских" (3Цар 14:19); (3Цар 15:31); (3Цар 16:5,14,20,27); (3Цар 22:39); (4Цар 1:8); (4Цар 10:34). Кто-либо из последних ветхозаветных пророков (по свидетельству еврейской и христианской древности - пророк Иеремия), а может быть, и сам великий книжник и собиратель канона ветхозаветных священных писаний Ездра, просмотрел эти записи и привел их в тот вид, в каком они дошли до нашего времени.