Родился прп. Дорофей Газский, вероятнее всего, в Антиохии (в Аскалоне?) в начале VI в. Отроческие и юношеские годы он провел в окрестностях Газы вместе с семьей, обладавшей немалым достатком. В Житии прп. Досифея, ученика аввы Дорофея, говорится, что тот построил в монастыре аввы Серида лечебницу на свои средства.
Благодаря заботе родителей он получил хорошее образование под руководством некоего философа, которым мог быть Прокопий Газский, известный христианский ритор и апологет, в течение краткого времени возглавлявший Газскую школу. По словам самого прп. Дорофея, он учился с раннего утра до позднего вечера, забыв о пище и сне и держа перед глазами книгу. Помимо философских познаний он мог приобрести также и медицинские, которые пригодились ему в монастыре - как в служении другим, так и в поддержании своего слабого здоровья.
Причины, побудившие Дорофея оставить мир и уйти в монастырь, неизвестны, так же, как и возраст, в котором он принял постриг. Иноческий подвиг свой он начал в киновии, основанной аввой Серидом в конце V в. в нескольких километрах к юго-западу от Газы - в Фавафе. Братство аввы Серида, включая самого игумена, находилось под духовным руководством двух «великих старцев» - затворников прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (Прозорливца).
В монастырь Дорофей вступил не сразу. Первоначально, по болезни, он проживал неподалеку на средства, которые удержал из своего большого наследства.
Основным его послушанием в монастыре был прием странников, к которому он проявлял великое терпение и усердие. Немного спустя Дорофею была вверена монастырская лечебница. Также, по благословению старцев, он стал помогать авве Сериду в деле духовного окормления - принимать откровения помыслов монастырской братии. Первым послушником преподобного стал Досифей, родственник знатного военачальника, поступивший в монастырь в юном возрасте после таинственного вразумления, полученного им перед изображением Страшного Суда в Гефсимании во время паломничества в Святую землю. После пяти лет подвижнической жизни, во время которой проявились в полной мере не только смирение и полное послушание ученика, но и мудрость и духовная рассудительность наставника, Досифей скончался.
Можно предположить, что в начале своего монашеского пути Дорофей прислуживал некоему старцу, затем девять лет до смерти аввы Иоанна исполнял обязанности его келейника.
Не ранее 540 г. прп. Дорофей оставил монастырь аввы Серида и стал подвизаться в безмолвии между Газой и Маюмой. Поводом к оставлению обители послужили кончина аввы Серида и через 15 дней кончина аввы Иоанна, а также удаление в полный и окончательный затвор аввы Варсонофия, где, прекратив связи с внешним миром, он готовился к смерти. Точные причины этого решения остаются неизвестными. Возможно, братия хотела избрать Дорофея игуменом, но он по смирению отказался. Уход из монастыря объясняли также на основании гипотезы о том, что он был евагрианином. Однако, несмотря на широкое распространение богословских идей Оригена и Евагрия в Палестине и в других странах христианского Востока в середине VI в., в сочинениях аввы Дорофея Евагрий упоминается и цитируется исключительно как аскетический писатель.
Вскоре вокруг отшельника стали селиться ученики, ради которых ему пришлось основать монастырь между Газой и Аскалоном, продолживший духовные традиции обители аввы Серида.
Преподобный Дорофей умер между 560 и 580 гг.
В 634 г. Газа была захвачена арабами. Подвергся разрушению и новооснованный монастырь, скорее всего покинутый монахами, незадолго до начала вторжения переселившимися в более безопасное место. О дальнейшей судьбе монастыря сведений нет. Несмотря на исторические катаклизмы, ученики аввы сохранили сочинения учителя.
В последний период своей жизни Дорофей Газский написал ряд поучений и посланий инокам, а также записал ответы своих духовных учителей - святых старцев на заданные им самим вопросы. «Поучения», написанные простым и безыскусным языком, - это своеобразная аскетическая «азбука», решающая основные вопросы духовной жизни и монашеского подвига. «Как возрастать духовно» представляет собой краткий конспект поучений преподобного аввы Дорофея. Она будет полезна не только инокам и тем, кто желает стать на монашеский путь, но и всем, желающим жить благочестиво и возрастать духовно.