- 1. Поклонение Богу в земном святилище
Первый завет имел предписания относительно поклонения Богу и святилище на земле. - 2. Была поставлена скиния, и в ее первом отделении находилисьсветильник и стол с священным хлебом; это отделение называлось «Святое».
- 3. Второе отделение называлось «Святое Святых» и было отделено от первого занавесом,
- 4. к нему принадлежали золотой жертвенникдля возжигания благовоний и покрытый со всех сторон золотом ковчег завета. В ковчеге находились золотой сосуд с манной, расцветший жезл Аарона и каменные плитки с записанными на них повелениями завета с Богом.
- 5. Над ковчегом находились изваяния херувимов - символ славы, они простирали свои крылья над крышкой, называемой «местом искупления». Но сейчас мы не будем говорить об этом подробно.
- 6. С тех пор как все было устроено таким образом, священники регулярно входят в первое отделение скинии для того, чтобы совершать свое служение.
- 7. Но во второе имеет право входить только первосвященник, и только один раз в год, с кровью, которую он приносит и за себя, и за грехи, совершаемые народом по незнанию.
- 8. Тем самым Святой Дух показывает, что пока действительна прежняя скиния, путь в Святое Святых еще не открыт.
- 9. В этом заключен пример и для настоящего времени: дары и жертвы не в состоянии очистить совесть поклоняющегося Богу.
- 10. Эти предписания имеют отношение только к пище и питью и к различным ритуальным омовениям. Все это носит лишь внешний характер и имеет силу только до времени установления нового порядка.
- 11. Служение в небесной скинии
Но когда Христос пришел как Первосвященник явившихся благ, Он вошел в более великую и совершенную скинию, построенную не руками людей, то есть не принадлежащую к этому миру. - 12. Он вошел туда не с кровью козлов и телят; нет, Он вошел в Самое Святое раз и навсегда со Своей собственной кровью, приобретя для людей вечное искупление!
- 13. Ведь если кропление кровью козлов и быков, а также пепел сожженной молодой коровы освящает оскверненных, делая их ритуально чистыми,
- 14. то тем более кровь Христа, Который в силе вечного Духа принес Самого Себя как беспорочную жертву Богу, очистит нашу совесть, запятнанную делами, которые ведут к смерти! Она даст нам возможность служить живому Богу!
- 15. И поэтому Христос стал посредником нового завета, чтобы призванные получили обещанное вечное наследие. Это стало возможным благодаря тому, что Его смерть искупила их от грехов, совершенных еще в условиях первого завета.
- 16. Завещаниевступает в силу только тогда, когда подтверждается смерть завещателя.
- 17. Но если завещатель еще жив, то завещание не имеет никакой силы. Завещание вступает в силу только по смерти завещателя.
- 18. Вот почему первый завет был утвержден не без крови.
- 19. Ведь когда Моисей провозгласил всему народу все заповеди Закона, он взял кровь телят и козлов, смешал с водою, обмакнул в ней алую шерсть и ветку иссопаи окропил саму книгу и весь народ.
- 20. Он сказал: «Это кровь завета, условия которого Бог требует от вас выполнять».
- 21. Он также окропил кровью скинию и все предметы, используемые в богослужении.
- 22. Закон требует, чтобы почти все очищалось кровью, и без пролития крови нет прощения.
- 23. Все земное, сделанное по образцу небесного, должно было очищаться таким образом, но небесное требует очищения лучшими жертвами, чем эти.
- 24. Поэтому Христос вошел не в земное святилище, сделанное человеческими руками и являющееся всего лишь отражением настоящего; нет, Он вошел в сами небеса, чтобы предстать перед Богом за нас.
- 25. Он вошел в небеса не для того, чтобы опять и опять приносить Себя в жертву, как первосвященник входит каждый год в Святое Святых с чужой кровью.
- 26. Следуй Христос этому правилу, Он должен был бы страдать многократно, начиная от сотворения мира. Но Он явился один раз в это последнее время, отдав в жертву Самого Себя для того, чтобы раз и навсегда покончить с грехом.
- 27. Как каждому человеку определено однажды умереть и потом предстать перед судом,
- 28. так и Христос один раз был принесен в жертву, чтобы искупить грехи многих людей, и Он придет во второй раз, но уже не для того, чтобы взять на Себя грех, а чтобы спасти тех, кто ожидает Его.
Ничего нет для сопоставления.