- 1. Мелхиседек был царём Салима
и священником Бога Всевышнего.
Быт 14.17-24
Встретив Авраама,
возвращавшегося после победы над царями,
Мелхиседек благословил его. - 2. И Авраам отдал ему десятую часть захваченного в битве.
(Имя Мелхиседека, царя Салимского, имеет два толкования:
во-первых, Мелхиседек означает "царь праведности",
а "царь Салима" означает также "царь мира".) - 3. Никто не знает,
никто были отец и мать Мелхиседека,
ни его родословной,
никто не знает, когда он родился и когда умер.
Подобно Сыну Божьему,
он остаётся первосвященником во веки веков. - 4. Вы видите, каково величие этого человека!
Даже Авраам, наш патриарх,
отдал ему десятую часть своей доли. - 5. Закон гласит,
что потомки Левия, которые становятся священниками,
должны собирать десятину с народа.
Они собирают десятину с собратьев своих,
хотя и те и другие - потомки Авраамовы. - 6. Мелхиседек же, хотя и не произошёл от Левия,
собрал десятину с Авраама
и благословил имевшего обещание Божье. - 7. Нет сомнения,
что тот, кто раздаёт благословения,
выше того, кто принимает их. - 8. Священники собирают десятину,
но они всего лишь люди,
которые живут, а потом умирают,
Мелхиседек же, собравший десятину с Авраама,
продолжает жить, как сказано в Писании. - 9. Можно даже сказать,
что Левий, собирающий десятину,
в самом деле уплатил Мелхиседеку десятину через Авраама. - 10. Левий ещё не был рождён,
но был воплощён в теле предка своего Авраама,
когда Мелхиседек встретил его. - 11. Если бы совершенство было достижимо через священничество Левитов
(ибо закон был дан народу, исходя из этого),
то почему же была необходимость в том,
чтобы появился другой священник,
подобный Мелхиседеку, а не Аарону? - 12. Если произойдёт смена в священничестве,
то и закон должен измениться. - 13. Христос, о Ком сказано всё это,
принадлежал к иному племени, чем Левиты,
и никто из Его рода не служил у алтаря. - 14. Ибо очевидно, что Господь наш произошёл из рода Иуды,
а Моисей не упоминал о священниках из этого племени. - 15. И это становится ещё очевиднее,
когда появляется священник, подобный Мелхиседеку. - 16. Он стал Священником
не по закону, основанному на людских уставах,
а по воле неистребимой силы жизни. - 17. Ибо вот что сказано о Нём в Писании:
"Ты стал Священником на веки вечные,
подобно Мелхиседеку."
Пс 109.4 - 18. Старая заповедь отныне отменена,
ибо она бесполезна и бессильна. - 19. Закон Моисея ничего не мог сделать совершенным,
теперь же нам даровано нечто лучшее, чем закон, - надежда,
благодаря которой мы приобщаемся к Богу. - 20. Важно также, что Бог дал клятву,
когда сделал Иисуса Первосвященником.
Когда те, другие, стали священниками,
то произошло это без клятвы, - 21. Христос же стал священнослужителем,
когда Бог поклялся и сказал:
"Господь дал клятву и не изменит ей:
Ты будешь священником на веки вечные."
Пс 109.4 - 22. Это означает, что Иисус - залог более прочного соглашения.
- 23. Первосвященников было множество,
ибо смерть прерывала их служение. - 24. Иисус же будет жить вечно,
и священничество Его вечно. - 25. Поэтому Он и может спасти тех, кто придёт к Богу через Него,
ибо будет жить вечно и всегда будет ходатайствовать за них. - 26. И потому Иисус именно такой Первосвященник, какой нам нужен.
Он - святой, безгрешный и невинный,
Он не поддаётся влиянию грешников и вознесён над небесами. - 27. Ему нет нужды каждодневно приносить жертвы,
подобно другим первосвященникам,
сперва за свои грехи, а потом за человеческие.
Он принёс Себя в жертву раз и навсегда. - 28. Закон назначает первосвященниками тех,
кто имеет человеческие слабости,
клятвенное же обещание, пришедшее после закона,
сделало первосвященником Сына Божьего,
ставшего совершенным навечно.
Ничего нет для сопоставления.