- 1. В тот день Иисус, выйдя из дома, сидел у моря.
- 2. И собралось к Нему много народа,
так что Он вошел в лодку и сидел,
а весь народ стоял на берегу. - 3. И сказал им многое в притчах.
Он говорил: вот, вышел сеятель сеять. - 4. И когда сеял, некоторые семена упали при дороге,
и прилетели птицы и поклевали их. - 5. Другие же упали на камень, где у них немного было земли,
и тотчас взошли, ибо земля у них не была глубока. - 6. Когда же солнце взошло, они были опалены
и, не имея корня, засохли. - 7. Другие же упали в терние,
и поднялось терние и заглушило их. - 8. Другие же упали на землю добрую и давали плод:
какое - сто,
какое - шестьдесят,
какое - тридцать. - 9. Имеющий уши да слышит.
- 10. И подойдя, ученики сказали Ему:
почему Ты говоришь им притчами? - 11. И Он ответил им:
потому что вам дано познать тайны Царства Небесного,
тем же не дано; - 12. ибо, кто имеет, тому будет дано,
и будет у него изобилие;
а кто не имеет, у того будет взято и то, что имеет. - 13. Потому говорю им притчами,
что они видя не видят,
и слыша не слышат, и не разумеют; - 14. и исполняется на них пророчество Исаии, которое говорит:
"Слухом будете слышать, и не уразумеете;
и глазами глядеть будете, и не увидите; - 15. ибо ожирело сердце народа этого,
и ушами они едва слышат,
и глаза свои они закрыли,
чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать
и сердцем не уразуметь и не обратиться.
И Я исцелю их". - 16. Ваши же блаженны очи, что видят,
и уши ваши, что слышат; - 17. ибо истинно говорю вам:
многие пророки и праведные желали видеть то, что вы видите,
и не увидели,
и слышать то, что вы слышите,
и не услышали. - 18. Вы же вслушайтесь в притчу о сеятеле.
- 19. Ко всякому, кто слышит слово о Царстве и не разумеет,
приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его:
это посеянный при дороге. - 20. А посеянный на камне -
это слышащий слово и тотчас с радостью принимающий его; - 21. но не имеет он корня в себе и держится короткое время;
с наступлением же скорби или гонения за слово тотчас соблазняется. - 22. А посеянный в тернии - это слышащий слово,
но забота века и обольщение богатства заглушают слово,
и оно делается бесплодным. - 23. А посеянный на доброй земле - это слышащий слово и разумеющий;
он-то и дает плод и приносит:
кто - сто,
кто - шестьдесят,
кто - тридцать. - 24. Другую притчу предложил Он им:
подобно Царство Небесное человеку,
посеявшему доброе семя в поле своем; - 25. когда же люди спали, пришел его враг
и посеял между пшеницею плевелы и ушел; - 26. а когда взошла зелень и дала плод,
тогда явились и плевелы. - 27. И придя, рабы домохозяина сказали ему:
"господин, не доброе ли семя посеял ты в твоем поле?
Откуда же в нем плевелы?" - 28. Он сказал им: "враг человек это сделал."
Рабы же ему говорят: "так хочешь, мы пойдем, выберем их?" - 29. Он говорит: "нет,
чтобы, выбирая плевелы,
вы не вырвали с корнем вместе с ними пшеницу. - 30. Дайте им вместе расти до жатвы;
и во время жатвы я скажу жнецам: выберите прежде плевелы
и свяжите их в связки, чтобы сжечь их;
а пшеницу соберите в житницу мою". - 31. Другую притчу предложил Он им:
подобно Царство Небесное зерну горчичному,
которое взял человек и посеял в поле своем. - 32. Хотя оно и меньше всех семян,
но когда вырастет, оно больше овощей и становится деревом,
так что птицы небесные прилетают и вьют гнёзда в ветвях его. - 33. Другую притчу сказал Он им:
подобно Царство Небесное закваске,
которую взяла женщина
и положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. - 34. Это всё сказал Иисус народу в притчах,
и без притчи не говорил им ничего, - 35. дабы исполнилось сказанное чрез пророка:
Открою в притчах уста Мои;
провозглашу сокровенное от основания мира. - 36. Тогда, оставив народ, Он вошел в дом.
И подошли к Нему ученики Его
и сказали: разъясни нам притчу о плевелах в поле. - 37. И Он ответил:
сеющий доброе семя - Сын Человеческий ; - 38. поле - мир;
доброе семя - это сыны Царства;
плевелы - сыны лукавого. - 39. Враг, посеявший их, - диавол;
жатва - конец века;
жнецы - ангелы. - 40. Поэтому, как выбираются плевелы и огнем сжигаются,
так будет в конце века: - 41. пошлет Сын Человеческий ангелов Своих,
и выберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, - 42. и бросят их в печь огненную;
там будет плач и скрежет зубов. - 43. Тогда праведные будут сиять как солнце в Царстве Отца их.
Имеющий уши да слышит. - 44. Подобно Царство Небесное зарытому в поле сокровищу,
которое человек, найдя, скрыл,
и от радости идет и продает всё, что имеет,
и покупает поле то. - 45. Еще подобно Царство Небесное купцу,
ищущему хороших жемчужин. - 46. Найдя одну многоценную жемчужину,
он пошел и продал всё, что имел,
и купил ее. - 47. Еще подобно Царство Небесное большой сети,
закинутой в море и собравшей рыб всякого рода. - 48. Когда она наполнилась, ее вытащили на берег
и, сев, собрали хорошее в сосуды, а плохое выбросили вон. - 49. Так будет в конце века:
выйдут ангелы и отделят злых от праведных - 50. и бросят их в печь огненную:
там будет плач и скрежет зубов. - 51. Уразумели ли вы всё это?
Они говорят Ему: да! - 52. И Он сказал им:
поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному,
подобен человеку хозяину дома,
который выносит из сокровища своего новое и старое. - 53. И было: когда окончил Иисус притчи эти, Он ушел оттуда.
- 54. И придя в отечество Свое, учил их в синагоге их,
так что изумлялись они
и говорили: откуда у Него премудрость эта и силы? - 55. Не Он ли сын плотника?
Не Мать ли Его называется Мариам,
и братья Его Иаков, Иосиф, Симон и Иуда? - 56. И сестры Его не все ли с нами?
У Него же откуда всё это? - 57. И соблазнялись из-за Него.
Иисус же сказал им: пророк не бывает без чести,
разве только в отечестве и в доме своем. - 58. И не сотворил там многих чудес по неверию их.
Ничего нет для сопоставления.