- 1. В тот день, выйдя из дома, Иисус сел у моря.
- 2. К нему собралось множество народа, поэтому он вошёл в лодку и сел, а весь народ стоял на берегу.
- 3. И он стал рассказывать им многое, приводя примеры: «Вышел сеятель сеять.
- 4. Когда он сеял, некоторые семена упали у дороги. Прилетели птицы и склевали их.
- 5. Некоторые упали на каменистые места, где земли для них было немного, и тотчас проросли, потому что земля была неглубока.
- 6. Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и, поскольку у них не было корней, они засохли.
- 7. Некоторые же упали среди колючих растений. Колючие растения выросли и заглушили их.
- 8. А некоторые упали на хорошую землю и стали приносить плоды: одни — в сто, другие — в шестьдесят, третьи — в тридцать раз больше того, что было посеяно.
- 9. Имеющий уши пусть слушает».
- 10. Тогда к нему подошли ученики и спросили: «Почему ты говоришь с ними, приводя примеры?»
- 11. В ответ он сказал: «Вам дано понимать священные тайны небесного царства, а им не дано.
- 12. Тому, кто имеет, будет дано больше, и у него будет изобилие, а у того, кто не имеет, будет отнято даже то, что он имеет.
- 13. Поэтому я и говорю с ними, приводя примеры. Ведь они, смотря, смотрят впустую, и, слыша, слышат впустую, и не постигают смысла,
- 14. и на них исполняется пророчество Иса́ии, которое гласит: „Слушая, будете слушать, но не будете постигать смысла; и, смотря, будете смотреть, но не будете видеть.
- 15. Ведь сердце этого народа огрубело, они слышат, но не откликаются и закрыли глаза, чтобы не видели глазами, и не слышали ушами, и не постигали смысла сердцами, и не возвратились и чтобы я не исцелил их“.
- 16. А ваши глаза счастливы, потому что видят, и ваши уши счастливы, потому что слышат.
- 17. Истинно говорю вам: многие пророки и праведники хотели видеть то, что видите вы, но не видели, и слышать то, что слышите вы, но не слышали.
- 18. Вы же послушайте пример о сеятеле.
- 19. К тому, кто слышит слово о царстве, но не постигает его смысла, приходит Злой и похищает посеянное у него в сердце. Это — посеянное у дороги.
- 20. Посеянное на каменистых местах — это тот, кто слышит слово и тут же с радостью принимает его.
- 21. Однако он не имеет в себе корня, хотя и остаётся некоторое время. Когда же начинаются беды или преследования за слово, он тут же претыкается.
- 22. Посеянное среди колючих растений — это тот, кто слышит слово, но беспокойства этой системы вещей и обманчивое богатство заглушают в нём слово, и он становится бесплодным.
- 23. Посеянное же на хорошей земле — это тот, кто слышит слово и постигает его смысл. Он и приносит плоды: один даёт в сто раз больше, другой — в шестьдесят, третий — в тридцать».
- 24. Он привёл им другой пример, сказав: «Небесное царство подобно человеку, посеявшему на своём поле хорошие семена.
- 25. Но, пока люди спали, пришёл его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушёл.
- 26. Когда же показались всходы и принесли плоды, тогда появились и сорняки.
- 27. Рабы хозяина дома пришли к нему и сказали: „Господин, разве не хорошие семена ты посеял на своём поле? Откуда же на нём появились сорняки?“
- 28. Он сказал им: „Это сделал враг, человек“.— „Хочешь, мы выйдем и соберём их?“ — спросили они.
- 29. Он сказал: „Нет, чтобы, собирая сорняки, вы случайно не вырвали с ними и пшеницу.
- 30. Пусть растут вместе до жатвы, а во время жатвы я скажу жнецам: „Сначала соберите сорняки и свяжите в связки, чтобы сжечь их, а потом идите и собирайте пшеницу в моё хранилище“».
- 31. Он привёл им ещё один пример, сказав: «Небесное царство подобно горчичному зерну, которое человек взял и посадил на своём поле.
- 32. Оно — самое маленькое из всех семян, но, когда вырастает, бывает самым большим из садовых растений и становится настоящим деревом, поэтому небесные птицы прилетают и селятся в его ветвях».
- 33. И привёл им другой пример: «Небесное царство подобно закваске, которую женщина взяла и смешала с тремя большими мерами муки, так что заквасилось всё тесто».
- 34. Всё это Иисус говорил народу, приводя примеры. Без примеров он не говорил с ними,
- 35. чтобы исполнилось сказанное через пророка: «Открою свои уста, приводя примеры, возвещу то, что было скрыто от основания мира».
- 36. Отпустив народ, он вошёл в дом. Его ученики подошли к нему и сказали: «Объясни нам пример о сорняках на поле».
- 37. В ответ он сказал: «Сеятель хороших семян — это Сын человеческий,
- 38. поле — это мир, хорошие семена — это сыновья царства, а сорняки — сыновья Злого,
- 39. враг же, посеявший их,— Дьявол. Жатва — это завершение системы вещей, а жнецы — это ангелы.
- 40. Подобно тому как собирают сорняки и сжигают их в огне, так будет и при завершении системы вещей.
- 41. Сын человеческий пошлёт своих ангелов, и они соберут в его царстве всё, что служит камнем преткновения, и тех, кто поступает беззаконно,
- 42. и бросят их в огненную печь. Там они будут плакать и скрежетать зубами.
- 43. А праведные в то время будут сиять, как солнце, в царстве своего Отца. Имеющий уши пусть слушает.
- 44. Небесное царство подобно спрятанному в поле сокровищу, которое человек нашёл и спрятал. И от радости он идёт, продаёт всё, что у него есть, и покупает то поле.
- 45. Ещё небесное царство подобно странствующему купцу, который ищет хороший жемчуг.
- 46. Найдя одну очень ценную жемчужину, он пошёл и тут же продал всё, что у него было, и купил её.
- 47. Ещё небесное царство подобно неводу, который закидывают в море и который собирает всякую рыбу.
- 48. Когда он наполнился, люди вытащили его на берег и, сев, собрали хорошую рыбу в сосуды, а непригодную выбросили.
- 49. Так будет и при завершении системы вещей: ангелы выйдут, отделят злых от праведных
- 50. и бросят их в огненную печь. Там они будут плакать и скрежетать зубами.
- 51. Вы поняли смысл всего этого?» — «Да»,— ответили они ему.
- 52. Тогда он сказал им: «Так и каждый наставник, узнавший учение о небесном царстве, подобен хозяину дома, который выносит из своей сокровищницы новое и старое».
- 53. Когда Иисус закончил приводить эти примеры, он отправился оттуда дальше.
- 54. И, придя в свои родные места, он стал учить людей в их синагоге, так что они поражались и говорили: «Откуда у него такая мудрость и способность творить такие могущественные дела?
- 55. Разве он не сын плотника? Разве его мать не зовут Марией, а его братьев Иаковом, Иосифом, Си́моном и Иудой?
- 56. И его сёстры — разве все они не с нами? Откуда же у него всё это?» —
- 57. и претыкались из-за него. Иисус же сказал им: «Не бывает, чтобы не чтили пророка, разве только у него на родине и в его доме» —
- 58. и не совершил там многих могущественных дел из-за их неверия.
Ничего нет для сопоставления.