- 1. В тот день Иисус, выйдя из дома, сел у моря.
- 2. И собрались к Нему большие толпы, так что Он вошёл в лодку и сел, а вся толпа стояла на берегу.
- 3. И Он сказал им многое в притчах и говорил: Вот, вышел сеятель сеять.
- 4. И когда он сеял, одни семена упали у дороги, и прилетели птицы и склевали их.
- 5. А другие упали на каменистые места, где земли у них было немного, и сразу же взошли, из-за того, что земля у них была неглубока.
- 6. А когда взошло солнце, их опалило; и они, из-за того, что не имели корня, засохли.
- 7. А другие упали на терновник, и терновник поднялся и заглушил их.
- 8. Но другие упали на хорошую землю и давали плод: одно - стократный, одно - шестидесятикратный, а одно - тридцатикратный.
- 9. Кто имеет уши, чтобы слышать, пусть слышит.
- 10. И ученики, подойдя, сказали Ему: Почему Ты говоришь им в притчах?
- 11. И Он сказал им в ответ: Потому что вам дано узнать тайны царства небес, а им - не дано.
- 12. Ибо кто имеет, тому будет дано, и тот будет изобиловать; а кто не имеет, у того будет взято и то, что он имеет.
- 13. Поэтому говорю им в притчах, потому что они смотрят и не видят, слушают и не слышат и не понимают.
- 14. И исполняется на них пророчество Исайи, которое говорит: «Слухом будете слышать и не в коем случае не поймёте, глядя, будете смотреть и ни в коем случае не увидите.
- 15. Ибо ожирело сердце этого народа, и ушами они с трудом слышали, и глаза свои они закрыли, чтобы не видеть глазами, и не слышать ушами, и не понимать сердцем, и не обратиться, и Я исцелю их».
- 16. Но блаженны ваши глаза, потому что видят, и ваши уши - потому что слышат.
- 17. Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали увидеть то, что вы видите, и не увидели, и услышать то, что вы слышите, и не услышали.
- 18. Вы же выслушайте притчу о сеятеле.
- 19. Когда кто-нибудь слышит слово царства и не понимает, приходит лукавый и выхватывает то, что посеяно в его сердце. Это посеянный у дороги.
- 20. А посеянный на каменистые места - это тот, кто слышит слово и сразу же с радостью принимает его,
- 21. Но он не имеет в себе корня - он держится недолго, а когда наступает скорбь или гонение из-за слова, сразу же претыкается.
- 22. А посеянный в терновник - это тот, кто слышит слово, а беспокойство этого века и обманчивость богатства совсем заглушают слово, и оно становится бесплодным.
- 23. А посеянный на хорошую землю - это тот, кто слышит слово и понимает, кто как раз и плодоносит и приносит: один - стократный плод, один - шестидесятикратный, а один - тридцатикратный.
- 24. Другую притчу предложил Он им и сказал: Царство небес стало подобно человеку, который посеял в своём поле хорошее семя.
- 25. А когда люди спали, пришёл его враг, посеял плевелы среди пшеницы и ушёл.
- 26. А когда проросла зелень и принесла плод, тогда стали видны и плевелы.
- 27. И рабы хозяина дома пришли и сказали ему: Господин, разве не хорошее семя ты посеял в своём поле? Откуда же взялись плевелы?
- 28. И он сказал им: Это сделал враг. - А рабы говорят ему: Тогда хочешь, мы пойдём соберём их?
- 29. Но он говорит: Нет, чтобы, собирая плевелы, вы вместе с ними не вырвали с корнем пшеницу.
- 30. Оставьте и то, и другое расти вместе до жатвы, а во время жатвы я скажу жнецам: «Соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу соберите в мой амбар».
- 31. Другую притчу предложил Он им и сказал: Царство небес подобно горчичному зерну, которое человек взял и посеял в своём поле
- 32. И которое меньше всех семян; но когда вырастет, тогда оно больше огородных растений и становится деревом, так что прилетают небесные птицы и гнездятся в его ветвях.
- 33. Другую притчу сказал Он им: Царство небес подобно закваске, которую женщина взяла и скрыла в трёх мерах муки, пока всё не заквасилось.
- 34. Всё это Иисус говорил толпам в притчах и без притчи ничего не говорил им,
- 35. Чтобы исполнилось сказанное через пророка, который говорит: «Открою в притчах Мои уста; изреку скрытое от основания мира».
- 36. Тогда, оставив толпы, Он вошёл в дом. И подошли к Нему Его ученики и сказали: Разъясни нам притчу о плевелах в поле.
- 37. И Он сказал в ответ: Тот, кто сеет хорошее семя, - Сын Человеческий;
- 38. Поле - мир; хорошее семя - это сыновья царства; плевелы - сыновья лукавого;
- 39. Враг, который посеял их, - дьявол; жатва - завершение века; а жнецы - ангелы.
- 40. Итак, как плевелы собирают и сжигают огнём, так будет и при завершении века.
- 41. Сын Человеческий пошлёт Своих ангелов, и они соберут из Его царства все преткновения и тех, кто делает беззаконие,
- 42. И бросят их в огненную печь. Там будет плач и скрежет зубов.
- 43. Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве их Отца. Кто имеет уши, чтобы слышать, пусть слышит.
- 44. Царство небес подобно скрытому в поле сокровищу, которое человек нашёл и скрыл и от радости идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает то поле.
- 45. Ещё царство небес подобно купцу, который ищет хорошие жемчужины.
- 46. И, найдя одну очень ценную жемчужину, он пошёл и продал всё, что имел, и купил её.
- 47. Ещё царство небес подобно неводу, закинутому в море и собравшему из всякого рода,
- 48. Который, когда он наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды; а негодное выбросили.
- 49. Так будет при завершении века: выйдут ангелы, и отделят злых из среды праведных,
- 50. И бросят их в огненную печь. Там будет плач и скрежет зубов.
- 51. Поняли ли вы всё это? - Они говорят Ему: Да.
- 52. И Он сказал им: Поэтому всякий книжник, сделавшийся учеником царства небес, подобен хозяину дома, который выносит из своей сокровищницы новое и старое.
- 53. И когда Иисус окончил эти притчи, Он ушёл оттуда.
- 54. И, придя к Себе на родину, учил их в их синагоге, так что они изумлялись и говорили: Откуда у этого человека такая мудрость и явления силы?
- 55. Разве это не сын плотника? Разве не Его мать зовут Мария, а Его братьев - Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?
- 56. И Его сёстры - разве не все они у нас? Откуда же у этого человека всё это?
- 57. И они претыкались из-за Него. А Иисус сказал им: Пророк нигде не бывает без почёта, кроме как на родине и в своём доме.
- 58. И Он не совершил там многих явлений силы из-за их неверия.
Ничего нет для сопоставления.