- 1. Однажды в субботу Иисус проходил засеянными полями, Его ученики срывали колосья, растирали их руками и ели зерна. Некоторые же из фарисеев сказали: "Почему вы делаете то, чего нельзя делать в субботу?"
- 3. Иисус ответил: "Разве вы не читали, что сделал Давид, когда он и все те, кто [был] с ним, проголодались?
- 4. Он вошел в Дом Божий и, взяв священный хлеб, что кладут пред Богом, ел сам и дал своим спутникам, хотя никому нельзя было есть этот хлеб, кроме священников?
- 5. Сын Человеческий, - продолжил Иисус, - Господин субботы".
- 6. В другую субботу Иисус пришел в синагогу и учил. Там был человек, правая рука которого была сухая.
- 7. Фарисеи и книжники, надеясь найти обвинение против Иисуса, внимательно следили за Ним, не будет ли Он исцелять в субботу.
- 8. Иисус же, зная их мысли, сказал человеку с сухой рукой: "Встань и пройди сюда, на середину". Тот поднялся и стал там.
- 9. "Спрашиваю вас, - обратился Иисус к фарисеям и книжникам, - что позволяется делать в субботу: добро или зло? Спасти жизнь или погубить?"
- 10. И посмотрев на них всех, Иисус сказал тому человеку: "Протяни свою руку". Тот сделал это, и рука стала здоровой.
- 11. Они же пришли в ярость и обсуждали между собой, что им сделать с Иисусом.
- 12. В один из тех дней Иисус ушел на гору помолиться и провел в молитве к Богу всю ночь.
- 13. Когда наступил день, Он созвал Своих учеников и выбрал из них двенадцать, которых назвал апостолами. Это были:
- 14. Симон, которого Он назвал Петром, его брат Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп, Варфоломей,
- 15. Матфей, Фома, Иаков сын Алфея, Симон, называемый Зилотом,
- 16. Иуда сын Иакова, и Иуда Искариот, который стал потом предателем.
- 17. Сойдя с ними с горы, Иисус остановился там, где было ровное место и где их ожидала большая толпа Его учеников и других людей со всей Иудеи, Иерусалима и с побережья: из окрестностей Тира и Сидона.
- 18. Люди пришли послушать Его и получить исцеление от своих болезней. Исцеление получили и те, кого мучили нечистые духи;
- 19. и все, кто там был, стремились прикоснуться к Иисусу, потому что от Него исходила сила, которая всех исцеляла.
- 20. Глядя на Своих учеников, Он сказал: "Блаженны вы, нищие! Царство Божие - ваше царство.
- 21. блаженны вы, кто ныне голоден - Бог вас насытит! Блаженны вы, кто ныне плачет - смеяться вы будете!
- 22. Блаженны вы, когда возненавидят и будут гнать вас люди, когда будут позорить вас и чернить ваше имя за верность Сыну Человеческому.
- 23. Радуйтесь в тот день и ликуйте: велика ваша награда на небесах! Ведь отцы ваших гонителей точно так же поступали с пророками.
- 24. Горе же вам, богатые - Вы сполна получили свое утешение!
- 25. Горе всем вам, кто сыт теперь - Голодать вы будете! Горе вам, ныне смеющиеся - Вы будете скорбеть и плакать!
- 26. Горе вам, когда все люди говорят о вас хорошо, ибо так отцы их поступали со лжепророками!
- 27. Но всем вам, слушающим Меня, говорю: любите врагов ваших, делайте добро тем, кто ненавидит вас,
- 28. благословляйте проклинающих вас и молитесь за тех, кто оскорбляет вас.
- 29. Если ударит тебя кто-нибудь по одной щеке, подставь ему и другую, и кто снимает с тебя верхнюю одежду, тому не препятствуй взять и рубашку.
- 30. Каждому просящему у тебя давай, и если кто возьмет у тебя что-то, не требуй этого назад.
- 31. Поступайте с другими людьми так, как вы хотите, чтобы они поступали с вами.
- 32. Если вы любите только тех, кто любит вас, то какую благодарность ожидаете за это? И самые последние люди любят тех, кто их любит.
- 33. И если делаете добро только тем, кто вам делает добро, то какую благодарность ожидаете за это? И самые последние люди так поступают.
- 34. И если вы даете взаймы лишь тем, от кого надеетесь получить то же самое назад, то какую благодарность ожидаете за это? И самые последние люди дают взаймы друг другу, надеясь получить назад столько же.
- 35. Но вы любите своих врагов, делайте добро и взаймы давайте, ничего не ожидая получить обратно, и велика будет награда ваша, вы будете детьми Всевышнего, потому что Он Сам добр к неблагодарным и злым.
- 36. Будьте милосердны, как милосерден ваш Отец.
- 37. Не судите, и не будете судимы. Не осуждайте, и не будете осуждены. Прощайте, и будете прощены.
- 38. Давайте, и вам будет дано;
мерою полной, утрясенной, с избытком насыплют вам в полы ваши. Какой мерою вы мерите, такой и вам будет отмерено". - 39. Он также говорил им, прибегая к сравнению: "Может ли слепой вести слепого? Не упадут ли они оба в яму?
- 40. Ученик не выше учителя своего, но, выучившись, каждый может стать таким, как учитель его.
- 41. Что же ты смотришь на соринку в глазу своего брата, а в собственном бревна не замечаешь?
- 42. Как можешь ты говорить своему брату: "Брат, дай я выну соринку из твоего глаза", - а при этом в своем бревна не видишь? Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза, и тогда тебе будет видно, как вынуть соринку из глаза брата твоего.
- 43. Хорошее дерево не приносит плохих плодов, а плохое дерево не может приносить хороших.
- 44. Ведь любое дерево узнается по его плодам. Не собирают же с репейника смоквы и с терновника - виноград.
- 45. Добрый человек выносит доброе из хранимого в его сердце добра, злой же, напротив, выносит злое из хранимого в его сердце зла, ибо чем полнится сердце человека, о том и уста его говорят.
- 46. Почему вы называете Меня Господом, а не делаете того, что Я говорю?
- 47. 3наете, с кем можно сравнить того, кто приходит ко Мне, слушает Мои слова и исполняет их? Скажу вам, на кого он похож.
- 48. Он похож на человека, который строил дом и, вырыв глубокую яму, заложил основание дома на скале. Когда река разлилась и хлынула на этот дом, то не смогла разрушить его, так как он был построен хорошо.
- 49. А тот, кто слушает Мои слова и не исполняет их, похож на человека, построившего дом прямо на земле без прочного основания. Когда хлынула река на этот дом, он сразу же рухнул. И в какие развалины он превратился!"
Ничего нет для сопоставления.