- 1. Пройдя через Амфи́поль
[ 1741 ] и Аполло́нию[ 1742 ] , они достигли Фессало́ники[ 1743 ] . Там была иудейская синагога. - 2. Павел, как обычно, пришел к ним и три субботы подряд беседовал, разъясняя Писания и доказывая,
- 3. что Помазанник Божий должен был, после многих страданий, воскреснуть из мертвых. «Иисус, которого я вам возвещаю, и есть Помазанник», — говорил он.
- 4. И некоторые из них поверили и примкнули к Павлу и Силе. Поверило, кроме них, и большое число язычников, почитающих единого Бога, а также немало знатных женщин.
- 5. Но возмущенные иудеи, прихватив с собой несколько негодяев из городской черни, собрали толпу и взбунтовали весь город. Они ворвались в дом Ясо́на и потребовали выдать им Павла и Силу, чтобы отвести их в народное собрание.
- 6. Не найдя их, они потащили к городским властям самого Ясона и еще нескольких братьев. «Эти люди перевернули вверх дном весь мир, теперь они пришли к нам! — кричали они. —
- 7. Их принял к себе Ясон. Все они нарушают законы цезаря, говоря, что есть другой царь — Иисус!»
- 8. Услыхав такое, народ и власти встревожились.
- 9. И отпустили их только после того, как Ясон и все остальные внесли залог
[ 1744 ] . - 10. Как только наступила ночь, братья переправили Павла и Силу в Бе́рею
[ 1745 ] . Там они пришли в иудейскую синагогу. - 11. Люди здесь оказались более открытыми, чем в Фессалонике. Они с полной готовностью приняли Весть и целыми днями исследовали Писание, проверяя, верно ли говорит Павел.
- 12. Многие из них поверили, поверило также немало знатных греческих женщин и мужчин.
- 13. Но когда иудеи в Фессалонике узнали, что Павел возвестил Божью Весть и в Берее, они тоже явились туда и стали сеять смуту и подстрекать чернь.
- 14. Братья тут же отправили Павла к морю, а Сила с Тимофеем остались в городе.
- 15. Провожатые довели Павла до Афин и вернулись назад с письмом для Силы и Тимофея. В этом письме Павел писал, чтобы они пришли к нему как можно скорее.
- 16. А в Афинах, дожидаясь их, Павел весь кипел от негодования, видя, что город полон статуй языческих богов.
- 17. В синагоге он беседовал с иудеями и теми, кто почитал единого Бога, и, кроме того, каждый день разговаривал на площади с прохожими.
- 18. С ним спорили и философы — эпикурейцы
[ 1746 ] и сто́ики[ 1747 ] . «Что он хочет сказать, этот пустослов?[ 1748 ] » — говорили одни. «Он, кажется, говорит о каких‑то странных божествах», — говорили другие. А проповедовал им Павел об Иисусе и Воскресении[ 1749 ] . - 19. Они повели Павла в Ареопа́г
[ 1750 ] . «Нельзя ли нам узнать, что это за новое учение, которому ты учишь? — спросили его в Ареопаге. — - 20. Кое‑что в нем звучит для нас странно, и мы бы хотели знать, что ты имеешь в виду».
- 21. Ведь для всех афи́нян и иностранцев, живущих в городе, нет большего развлечения, чем узнавать и обсуждать что‑нибудь новое.
- 22. Павел, представ перед Ареопагом, заговорил: «Афиняне, я вижу по всему, что вы люди, в высшей степени почитающие богов.
- 23. Когда я ходил и осматривал ваши святыни, я обнаружил алтарь, на котором написано: НЕИЗВЕСТНОМУ БОГУ. Именно этого Бога, которого вы, не зная, уже почитаете, я возвещаю вам.
- 24. Бог, создавший мир и все, что в мире, Господин неба и земли, не живет в храмах, построенных для Него руками людей.
- 25. Он не нуждается ни в чем из того, что могли бы предоставить Ему человеческие руки. Наоборот, это Он дал всем жизнь, и дыхание, и все остальное.
- 26. От одного–единственного человека Он произвел все народы, чтобы они населили всю землю, заранее определив для них и точные времена, и границы их обитания.
- 27. Он сделал это, чтобы люди искали Бога, чувствуя, что Он совсем недалеко от каждого из нас, и могли Его найти.
- 28. Ведь в Нем мы живем, и движемся, и существуем. То же самое сказали и некоторые из ваших поэтов:
„Ибо мы все Его род"[ 1751 ] . - 29. И раз мы Божий род, не следует нам думать, что Бог таков, каким Его изображает — в золоте, в серебре или в камне — человеческое искусство по человеческим представлениям.
- 30. Бог все это прощал в те времена, когда о Нем не знали. Но теперь Он повелевает всем людям везде, где бы они ни жили, раскаяться,
- 31. потому что Он уже определил день, когда будет судить вселенную праведным судом, и уже назначил Человека, который будет судьей. Он дал всем людям доказательство этого, воскресив Его из мертвых».
- 32. Услышав о воскресении мертвых, одни расхохотались, другие же сказали: «Мы бы послушали тебя еще раз»
[ 1752 ] . - 33. Тогда Павел покинул их.
- 34. И все же несколько человек уверовали и присоединились к нему, среди них член Ареопага Диони́сий, женщина по имени Дамари́да и другие.
Ничего нет для сопоставления.