- 1. Wherefore when we could no longer forbear, we thought it good to be left behind at Athens alone;
- 2. and sent Timothy, our brother and God’s minister in the gospel of Christ, to establish you, and to comfort [you] concerning your faith;
- 3. that no man be moved by these afflictions; for yourselves know that hereunto we are appointed.
- 4. For verily, when we were with you, we told you beforehand that we are to suffer affliction; even as it came to pass, and ye know.
- 5. For this cause I also, when I could no longer forbear, sent that I might know your faith, lest by any means the tempter had tempted you, and our labor should be in vain.
- 6. But when Timothy came even now unto us from you, and brought us glad tidings of your faith and love, and that ye have good remembrance of us always, longing to see us, even as we also [to see] you;
- 7. for this cause, brethren, we were comforted over you in all our distress and affliction through your faith:
- 8. for now we live, if ye stand fast in the Lord.
- 9. For what thanksgiving can we render again unto God for you, for all the joy wherewith we joy for your sakes before our God;
- 10. night and day praying exceedingly that we may see your face, and may perfect that which is lacking in your faith?
- 11. Now may our God and Father himself, and our Lord Jesus, direct our way unto you:
- 12. and the Lord make you to increase and abound in love one toward another, and toward all men, even as we also [do] toward you;
- 13. to the end he may establish your hearts unblameable in holiness before our God and Father, at the coming of our Lord Jesus with all his saints.
1-4.- Не будучи более в состоянии выносить разлуки, Ап. Павел послал в Фес. Тимофея, которого он называет здесь «братом» (смотри (2-е Кор 1:1); (Кол 1:1); (Филим 1:1), «служителем Божиим» (1-е Тим 4:6); διακονος του Θεου – по контрасту с δουλος – означает слугу в отношении к его делу) и «сотрудником» в благовествовании. Все эти эпитеты даны ему не для того, чтобы показать на величие утраты, которую понес Ап. П. в лице Тимофея послав его в Ф., сколько для того, чтобы указать Ф. на важность его миссии (2-е Кор 8:18); (Филип 2:20). Суть последней заключалась в том, чтобы утвердить Ф. и поощрить их веру, чтобы никто среди них не был совращен с пути истины посреди тех скорбей, которые пали на них. Об этих скорбях Ап. уже говорил им раньше. Не разумеет ли здесь Ап. и те скорби, которые должны были придти пред наступлением "дня Господня"?5-8.- Для Ап. П. было особенно важно знать, как дело обстояло касательно веры Ф–ев, которая, как показывает глагол: "επεφασεν", уже подверглась искушению со стороны ο πειραζων – Сатаны (1-е Кор 7:5) и Ап. опасался, что могут получиться неблагоприятные от этого результаты (γενηται) – его труд может быть сведен на нет. "В виду только что указанных опасений, вообразите теперь наше облегчение", как бы так писал Ап. "когда Тимофей принес назад – именно в данный момент – добрую весть о вашей вере и любви, и о том любезном воспоминании о нас, которое вы продолжаете хранить, а также и о вашем взаимном с нами горячем желании снова встретиться. Для нас такая весть была поистине "благовестием", и чрез вашу веру мы утешились среди тех тяжелых испытаний и забот, которые мы теперь встречаем в нашей работе. Никакая весть не могла бы помочь нам больше, и нам кажется, что мы точно снова оживаем, именно когда мы слышим, что вы твердо стоите в Господе. У нас нет слов, чтобы выразить нашу благодарность Богу за ту радость, которою вы наполняете наши сердца пред лицом Его – за радость, которая находит непрестанное выражение в наших горячих молитвах о том, чтобы не только мы могли слышать о вас, но и еще раз видеть вас лицом к лицу и дополнить недостатки вашей веры" (Milligan. G. op. cit. 39–40). Скорбь – θλιψις – скорбь, страдание, причиняемое людьми; нужда – αναγκη – внешнее принуждение, или обстоятельств или долга (1-е Кор 7:26); (1-е Кор 9:16) и др.).11-13.- Ап. заканчивает главу молитвой о Ф., замечательную черту которой представляет тот факт, что в ней Бог Отец и Господь И. Христос призываются вместе. "Достоин замечания тот факт, пишет по этому поводу еп. Lightfoot, что это приписывание божественной власти нашему Господу касательно управления делами человеческими встречается в самых ранних посланиях Ап. Павла которые, вероятно, являются и самыми первыми писаниями Н. 3. Это показывает, что не было вовсе момента, даже в самую раннюю пору, насколько это нам известно, когда на Личность Христа смотрели бы иначе" (Notes, 48). Это место дает поразительное доказательство веры первых христиан в божество Христа (смотри (2Сол 2:16). Ап. молится, чтобы Сам Бог устранил препятствие, поставленное Сатаною против благовестника, и опять открыл ему путь в Ф. Молитва 12 ст. обращена к одному Господу Иисусу. Ап. молит Господа «преисполнить» Ф. любовью, не только друг к другу, но и ко всем вообще. "Для жестоко гонимых Ф. эта более широкая любовь была особенно трудна – и необходима; она означала любовь ко врагам, согласно заповеди Христа" (Матф 5:44). В 13 ст. указана конечная цель молитвы. Любовь, умножаясь и преизбыточествуя, станет в Ф. основою оправдания пред грядущим на суд Господом, создав в них "состояние святости" (αγιωσυνη). "Это состояние святости есть именно та цель, в направлении которой должна расти и двигаться любовь, столь сильно теперь действующая в Ф., так чтобы их святость могла дать им, в пришествие Христа, похвалу от Бога, предчувствие которой даст им непоколебимое спокойствие сердца в ожидании этого великого и страшного события. Мысль Ап. здесь вновь принимает тот эсхатологический поворот, который то и дело встречается в нашем послании. Слова «со всеми святыми», нужно понимать как одинаково приложимые и к почившим святым, и к ангелам. Правда, в Н. 3. ангелы никогда не называются просто οι αγιοι. Но тоже название встречается в кн. (Деян 8:13); влияние этой книги на наше послание, несомненно, огромно. С другой стороны, в Евангелии (Матф 13:41) и д., (Матф 25:31); (Марк 8:20); (Луки 9:28) и (2Сол 2:7) ангелы сопровождают Господа в пришествии Его; кроме того в двух Евангелиях – (Марк 8:38) и (Луки 9:20) эпитет αγιος приложен к ним именно в связи с пришествием Христа.



