- 1. ¶ AND the whole congregation of the children of Israel journeyed from the wilderness of Seen, after their journeys, according to the command of the LORD, and camped at Rephidim; and there was no water for the people to drink.
- 2. Wherefore the people quarreled with Moses, and said to him. Give us water that we may drink. And Moses said to them, Why do you quarrel with me? Why do you tempt the LORD?
- 3. And the people thirsted there for water; and they murmured against Moses, and said to him, Why did you bring us up out of Egypt, to kill us and our children and our cattle with thirst?
- 4. And Moses prayed to the LORD, saying. What shall I do with this people? They were almost ready to stone me.
- 5. And the LORD said to Moses. Go on before the people and take with you some of the elders of Israel; and your staff with which you smote the river, take it in your hand and go.
- 6. Behold, I will stand before you there on the flinty rock at Horeb, and you shall strike the flinty rock, and there shall gush water out of it, that the people may drink. And Moses did so in the sight of the elders of Israel.
- 7. And he called the name of the place Nassah and Meribah, because of the quarreling of the children of Israel, and because they tested the LORD, saying, Let us see if the LORD is among us or not?
- 8. ¶ Then came Amalek to fight with Israel at Rephidim.
- 9. And Moses said to Joshua, Choose for yourself men, and go out, fight with Amalek tomorrow; and I will stand on the top of the hill with the staff of God in my hand.
- 10. So Joshua did as Moses had said to him, and he went to fight with Amalek; and Moses, Aaron, and Hur went up to the top of the hill.
- 11. And it came to pass, when Moses lifted up his hand, Israel prevailed; and when he let down his hands, Amalek prevailed.
- 12. But Moses’ hands became tired; so they took a stone and put it under him, and he sat upon it; and Aaron and Hur supported his hands, the one on one side, and the other on the other side; and his hands were steady until the going down of the sun.
- 13. And Joshua defeated Amalek with the edge of the sword.
- 14. Then the LORD said to Moses. Write this for a memorial in a book and place it before Joshua; for I will utterly blot out the remembrance of Amalek from under heaven.
- 15. And Moses built an altar, and called the name of it Jehovah-nasi:
- 16. For he said, Behold, as the LORD has sworn, the LORD will fight with Amalek from generation to generation.
1.Промежуточными станами между Сином и Рефидимом были Дофка и Алуша (Чис 33.12–13), местоположение которых в точности неизвестно. Движение евреев определялось «повелением Божьим», т. е. указанием шедшего впереди их облачного столпа (Исх 40.34–38; Чис 9.15–23). Последний пред Синаем стан Рефидим полагают или в долине Фейран, отличающейся плодородием и обилием вод, собирающихся в ручеек, вытекающий из скалы (6), или в долине Шейх, в местечке Сувейра, где находится камень, называемый седалищем Моисея.2-3.- Со стороны народа ссора с Моисеем состояла в обвинении его за изведение из Египта и подвержение новому бедствию — смерти от жажды (3). В ее основе лежало сомнение в божественной помощи: народ не был уверен в присутствии в своей среде Господа (ст. 7), второй раз (Исх 15:24) делал греховную попытку убедиться, поможет он Моисею или нет (ср. (Пс 77:18) и д.); ввиду этого ссора и являлась искушением Бога.4-5.- С чудодейственным жезлом (Исх 7:20); (Исх 14:16) в руках Моисей выступает пред народом в качестве чудотворца. Евреи поверят ему, как посланнику Божию (Исх 14:31), исчезнет намерение убить его, а потому ему нет оснований бояться смерти: «пройди перед народом».6-7.- Присутствие в руках Моисея чудодейственного жезла убеждало народ и его в предстоящем совершении чуда, в том же самом удостоверяли Моисея слова: «вот Я стану пред тобою». Ты не будешь оставлен Мною, Я буду сам присутствовать и совершу чудо, как бы говорит Господь (Пс 104:41); (Пс 113:8); (Пс 113:8). «В Хориве», не на горе этого имени, так как в данное время евреи не подошли еще и к Синаю, а в носящем данное имя горном хребте. «Камень, из которого потекла вода, как говорит Апостол Павел, есть Христос (1Кор 10:4), для неверных сухой и упорный, а как скоро кто приложит жезл веры, делающейся удобоприемлемым для жаждущих и текущим внутрь приемлющих Его» (Григорий Нисский).8.Амаликитяне, потомки Исава через сына его Елифаза (Быт 36:12), — кочевой, живущий грабежом, народ, занимали пространство между Идумеей и Синаем. Судя по свидетельству (Втор 25:18), они напали не на главные силы и массы народа, а на последние, утомившиеся в пути и потому отставшие, ряды.9.Иисус, первоначально называемый Осией, — сын Навина из колена Ефремова (Чис 13:8,16). Только что роптавший, недовольный Моисеем народ не мог по своему настроению принять участие в битве во всем своем составе; для нее избираются лица отважные, не потерявшие присутствия духа (ср. Суд 7.1 и д.). Обещание встать с жезлом Божиим, жезлом чудодейственным (см. выше ст. 5), есть не что иное, как уверение в предстоящей победе над врагами.10.По мнению Иосифа Флавия, упоминаемый в настоящем случае Ор есть одно и то же лицо с Ором, дедом известного художника, строителя скинии Веселеила и сыном Халева из колена Иудина (Исх 31:2); (Исх 35:30); (Исх 38:22); (1Пар 2:19,50); (1Пар 4:1,4); (2Пар 1:5). Иудейское предание, отмечаемое Иосифом Флавием называет его мужем сестры Моисеевой Мариам. Насколько справедлива и верна еврейская традиция, сказать довольно трудно. Но она в достаточной мере объясняет тот факт, почему Моисей избирает в данном случае Ора; вместе с Аароном он — его ближайший родственник.11-12.- «Не потому только, — говорит Иустин философ, — народ одерживал победу, что Моисей молился, но и потому, что в то время, как имя Иисуса было во главе битвы, сам он, Моисей, делал знамение креста».13-14.- Израиль, как святыня Господня, является неприкосновенным; всех обижающих его настигает бедствие (Иер 2:3). Это общее правило применяется и к амаликитянам (1Цар 15:2,3). Приказание об истреблении записывается для того, чтобы впоследствии не было забыто.15-16.- Израиль сражался под знаменем Всевышнего, которое держал в своих руках Моисей, отсюда и название жертвенника: «Иегова Нисси»; по-еврейски: Господь — знамя мое. Такой смысл устанавливается выражением ст. 16: «ибо рука на престоле Господа». Моисей изъясняет название жертвенника: «Господь — знамя мое» тем, что рука его была на знамени Всевышнего, держала последнее (слав.: «рукою тайною», LXX: «εν χειρι κρυφαια» о руке Господа, поборовшей Амалика).



