Глава 5

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Stand firm therefore in the liberty by which Christ has made us free, and don't be entangled again with a yoke of bondage.
  • 2. Behold, I, Paul, tell you that if you receive circumcision, Christ will profit you nothing.
  • 3. Yes, I testify again to every man who receives circumcision, that he is a debtor to do the whole law.
  • 4. You are alienated from Christ, you who desire to be justified by the law. You have fallen away from grace.
  • 5. For we, through the Spirit, by faith wait for the hope of righteousness.
  • 6. For in Christ Jesus neither circumcision amounts to anything, nor uncircumcision, but faith working through love.
  • 7. You were running well! Who interfered with you that you should not obey the truth?
  • 8. This persuasion is not from him who calls you.
  • 9. A little yeast grows through the whole lump.
  • 10. I have confidence toward you in the Lord that you will think no other way. But he who troubles you will bear his judgment, whoever he is.
  • 11. But I, brothers, if I still preach circumcision, why am I still persecuted? Then the stumbling block of the cross has been removed.
  • 12. I wish that those who disturb you would cut themselves off.
  • 13. For you, brothers, were called for freedom. Only don't use your freedom for gain to the flesh, but through love be servants to one another.
  • 14. For the whole law is fulfilled in one word, in this: "You shall love your neighbor as yourself."{Leviticus 19:18}
  • 15. But if you bite and devour one another, be careful that you don't consume one another.
  • 16. But I say, walk by the Spirit, and you won't fulfill the lust of the flesh.
  • 17. For the flesh lusts against the Spirit, and the Spirit against the flesh; and these are contrary to one another, that you may not do the things that you desire.
  • 18. But if you are led by the Spirit, you are not under the law.
  • 19. Now the works of the flesh are obvious, which are: adultery, sexual immorality, uncleanness, lustfulness,
  • 20. idolatry, sorcery, hatred, strife, jealousies, outbursts of anger, rivalries, divisions, heresies,
  • 21. envyings, murders, drunkenness, orgies, and things like these; of which I forewarn you, even as I also forewarned you, that those who practice such things will not inherit the Kingdom of God.
  • 22. But the fruit of the Spirit is love, joy, peace, patience, kindness, goodness, faith,{or, faithfulness}
  • 23. gentleness, and self-control. Against such things there is no law.
  • 24. Those who belong to Christ have crucified the flesh with its passions and lusts.
  • 25. If we live by the Spirit, let's also walk by the Spirit.
  • 26. Let's not become conceited, provoking one another, and envying one another.

1-12.- Теперь Ап. приглашает Галатов пользоваться своею христианскою свободою; что они имеют на нее право, это он доказал выше. Если же они в своем тяготении к закону Моисееву дойдут до того, что станут обрезываться, то через это отделятся от Христа и лишатся Его благодати. Между тем праведность приобретается только через веру, выражающуюся в делах. Галаты должны поэтому бояться того, как бы лжеучители не совратили их с единственного правильного пути, ведущего к праведности. В заключение Ап. еще раз говорит о недопустимости обрезания над христианами.

1.Итак христиане свободны от закона, как дети свободной Сарры. Поэтому они должны крепко стоять в этой дарованной им Христом свободе и не подчиняться закону, который снова сделает их рабами (ср. (Гал 4:9).

2.С полным сознанием своего авторитета (вот я, Павел, говорю вам), Ап. выставляет на вид читателей такое положение, что если они станут принимать обрезание (доселе, как видно, они еще этого не сделали), то они лишатся той пользы, какую сейчас имеют от Христа. Они лишат всякого значения не только всю работу Павла, какую он совершил в Галатии, но утратят и то, что Христос для них сделал и что обещал сделать.

3.С другой стороны Галаты должны взять во внимание и то, что принимая печать обрезания, они через это принимают на себя и обязательство соблюдать весь закон. – Еще свидетельствую. Ап., очевидно, говорил уже об этом во время своего пребывания в Галатии. Это было, вероятно, во второе пребывание Апостола в Галатии, когда он передавал Галатам постановление Апостольского собора (Деян 16:4).

4.Ап., в частности, обращается к таким читателям, которые стремились найти средство для оправдания в законе. Такие люди (большинство читателей, конечно, держалось иного направления), можно сказать, остаются без Христа и без благодати.

5.В противоположность таким легкомысленным людям, Ап. указывает на себя и на других пребывающих в благодати Галатов, а также на прочих христиан. «Мы в дух» (своем), в силу веры, ожидаем того, что составляет предмет нашего упования (ελπις – в смысле ожидаемого блага, как в (Рим 8:24); (Кол 1:5), который состоит в праведности". Так лучше перевести этот стих. Ап., очевидно, хочет сказать, что, в противоположность иудействующим, которые здесь, на земле, уже думали получить полное оправдание за исполнение закона, христиане еще только надеются на это оправдание. То оправдание, какое ими получено здесь, они считают далеко недостаточным. Только на последнем суде им, благодаря их вере, будет возможно получить полное оправдание (ср. (2-е Кор 5:10); (Рим 14:19).

6.Само по себе обрезание имело значение, но это было в Ветхом Завете, до Христа (Рим 2:25); (Рим 3:1); (Рим 9:31). Теперь же, для христианина, оно бесполезно, и если человек поступил в Церковь обрезанным, ему нечего гордиться пред христианином необрезанным. Также и необрезанный не может гордиться своим необрезанием. Для спасения нужна только вера, действующая через любовь. Последнее выражение Ап. прибавляет для того, чтобы показать, что и сама вера не послужит к оправданию человека на последнем суде, если она в этой жизни не обнаружила себя в соответствующих добрых делах (ср. (Рим 2:7).

7-8.- Увещания Апостола понятны. Нужно только несколько исправить русский перевод второй половины 7–го стиха, который не соответствует греческому тексту. Именно после слов «остановил вас» нужно поставить знак вопроса, и таким образом получится отрывочное предложение: «кто остановил ва» (на вашем добром пути)?" Затем следующее предложение – тоже отрывочное: «истин» (т.е. Евангелию) не покоряться?" Ап. выражает удивление, как это возможно не покоряться тому, что Галаты признали за истину. Цан, на основании древних западных кодексов, считает возможным прибавить к этому выражению слова: "никого не слушайтесь, т.е. никого не слушайте относительно того, чтобы не покоряться истине". – Такое убеждение..., т.е. проявляемое вами послушание речам иудействующих происходит вовсе не от Бога, Который вас призывает. Призывание Богом верующих, которое Галаты услышали уже во время первой проповеди Евангелия (Гал 1:6); (Гал 5:13), по представлению Апостола, продолжается и в настоящее время (ср. (1Сол 5:24); (Рим 9:11) и будет продолжаться через проповедников Евангелия (καλουντος – наст. время).

9.Галаты, очевидно, склонны были уменьшать опасность, которая для них грозила со стороны иудействующих. "Что же тут опасного? – говорили они. – Ведь лжеучителей так немного среди нас". Ап. против этого указывает на то, что и закваски немного кладется в тесто, однако же эта закваска поднимает все тесто. Так и небольшое число лжеучителей может принести немало вреда Галатской церкви.

10.Впрочем Павел питает уверенность, которую укрепляет в нем Бог (в Господе), что Галаты не станут мыслить иначе, чем как научил их Апостол. А так как они все же, очевидно, довольно снисходительно относились к иудействующим, то Ап. считает нужным сказать, что эти лжеучители, без исключения и без различия (кто бы он ни был), если они будут смущать Галатов, понесут наказание от Бога (ср. (2Петра 2:3); (Рим 3:8).

11.Особенно возбуждает в душе Апостола гнев то обстоятельство, что иудействующие искажают исторические факты, и именно смысл поступков Апостола Павла. Сами они, конечно, проповедуют обрезание, без которого будто бы христиане из язычников не могут достигнуть оправдания и обетованного Аврааму наследия. Но кроме того они еще говорят, что и сам Ап. Павел по временам проповедывал тоже (Вместо: за что же гонят меня, братия... лучше, согласно с расстановкою слов в греч. тексте перевести: «Но я, о, братия... если я еще проповедую обрезание, то почему же меня гонят? Так устраняетс» (или должен бы устраниться) соблазн креста Христова). Лжеучители, как видно, взводили на Павла обвинение в том, что он в своем стремлении быть снисходительным к привычкам тех лиц, среди которых ему приходилось действовать, позволял себе совершать обрезание и над христианами. Они выводили такое заключение из того, что Павел обрезал Тимофея (Деян 16:3) и не считал обрезание несогласным с состоянием христианина (1-е Кор 7:18), а также не протестовал против обрезания детей иудейских христиан, которые жили среди христиан из язычников (Деян 21:21-24). Но если бы так было на самом деле, то на него перестали бы нападать из за его проповеди о кресте, т.е. о необходимости крестной смерти Мессии, которая для Иудеев представлялась в высшей степени соблазнительной (ср. (1-е Кор 1:23). Однако Иудеи, а также, по–своему, и иудействующие, продолжают его преследовать и всячески мешают успеху его проповеди. Не ясно ли отсюда, что они говорят неправду, когда утверждают, будто бы и сам Ап. не прочь признать необходимость столь дорогого для них обрезания?

12.Правильнее: «о, если бы уже прямо кастрировали себя смущающие вас"» (глагол αποκοπτειν по–русски переведен неточно: удалены: он означает именно кастрирование ср. (Втор 23:2); Иустин апол. I:27). Так как иудействующие слишком большую важность придают отнятию крайней плоти – делу чисто внешнему, – то пусть уж лучше они, подобно жрецам Цибелы, совсем отсекут свои мужские органы: тогда они для христиан покажут себя во всем своем заблуждении и не будут опасны как лжеучители – их поймут христиане вполне...

13-26.- В нравоучительном отделе своего послания Ап. прежде всего зовет Галатов к исполнению великой заповеди о любви к ближнему. Затем он внушает им, что истинная христианская свобода, к которой он их призывал, вовсе не есть какая то разнузданность страстей. Напротив, человек свободный ведет упорную борьбу с страстями. При этом Ап. перечисляет самые страсти или дела плоти и противопоставляет им плоды духовной жизни, которую и призывает вести читателей.

13-15.- Только бы свобода ваша не была поводом – по греч. αφορμη, т.е. точкою опоры (ср. (Рим 7:11). – Но любовью служите друг другу. Только тогда свобода не приведет к угождению плоти, когда христиане будут стараться делать хорошее друг другу, руководясь истинной христианской любовью. – Ибо весь закон... Хотя заповедь о любви попала на один уровень с другими заповедями, но на самом деле она имеет исключительную важность, потому что, выполняя ее, мы вместе с тем исполняем и все заповеди закона (ср. (Рим 13:8) и 10). – Друг друга угрызаете... Ап., очевидно, знал, что между Галатами партийность дошла до степени взаимной ненависти.

16-17.- Для того чтобы в Галатах ожила любовь, Ап. советует им ходить по духу, т.е. отдаться руководству высшей стороны человеческого существа; тогда они не будут совершат похоти плоти, т.е. будут иметь силу их всячески ограничивать, потому совсем подавить их человек, конечно, не может. – Ибо плоть желает противного духу... см. посл. к Римлянам (Рим 7:15,19) и сл.)

18.Христианин, проникнутый любовью, руководствующийся в своей деятельности указаниями духа, а не плоти, не нуждается в указаниях внешних предписаний закона: он уже его исполняет во всей его полноте, даже как бы не зная его. "Кто не гневается, тому нечего слушать: не убий" (Златоуст).

19-21.- Против чего говорит Ап. – об этом нечего долго размышлять. Всякому христианину самому легко решить, какие это дела плоти, против коих говорит Апостол (φανερα δε εστιν). Первые четыре греха суть в тесном смысле слова грехи плоти, т.е. относятся к нечистой половой жизни. Затем два греха стоят рядом: идолослужение и пользование волшебными средствами (ср. (Апок 21:8); (Втор 18:10). Пять следующих слов обозначают дурные настроения и неправильное отношение к ближним. Где такое настроение укрепляется, там – разногласия (διχοσταςιαι ср. (Рим 16:17) и (1-е Кор 11:18) и появляются борющиеся между собою партии (αιρεσεις – ср. ст. 15). При этом еще Ап. упоминает о ненависти, убийстве, пьянстве и бесчинстве, как наиболее ему противных явлениях жизни. – Предварял – т.е. говорил как о будущем, что вам еще только угрожает, если вы будете делать такие дела. – Царствия Божия – см. (1-е Кор 6:9) и сл.; (Рим 6:17); (1Сол 4:1) и сл.

22-23.- Противоположные делам плоти добродетели Ап. рассматривает как единый плод духа, несмотря на их кажущуюся разнородность. Под духом можно разуметь здесь дух человеческий, но в тоже время проникнутый Духом Божиим. – Вера – здесь в смысле доверчивости в отношении друг к другу. – На таковых – т.е. для таких людей нет закона. И закон Моисеев не осудит таких людей, которые обладают всеми добродетелями и разве только в незначительных случаях не следуют постановлениям, существующим в известное время и в ограниченном пространстве (ср. (Рим 8:31-34). Ведь в любви, которою они живут, исполняется все существенное содержание закона.

24.К счастью, Христиане (которые Христовы) не могут увлекаться делами плоти. Они ее распяли со всеми ее страстями и похотями, когда, в крещении, умерли со Христом.

25-26.- К таким совершенным христианам должны принадлежать и Галаты, которые в настоящем своем состоянии еще далеки от совершенства. Ведь они тоже умерли со Христом для дел плоти и начали жизнь духа. И эту жизнь они должны проявлять в надлежащих поступках. – Поступать должны. Здесь стоит глагол στοιχουν = идти рядом, вместе, в противоположность тому хождению, которое обозначается глаголом περιπατεϊν (ст. 16), который может означать и хождение в одиночку. Если это принять во внимание, то можно сказать, что последующие увещания имеют в виду не личное духовное состояние отдельного христианина, а взаимные отношения христиан и церковно–общественную жизнь. – К стиху 26–му удобно можно отнести первое выражение стиха 1–го следующей VІ–й главы: «братья». Там есть свое обращение: «вы, духовные», а здесь это слово «братья» как нельзя лучше оттеняет призыв Апостола к воздержанию от всякого тщеславия, которое совершенно расстраивает правильные, братские отношения между христианами. "Оставьте тщеславие и взаимное раздражение и зависть, вы, братья" – так можно передать смысл 26–го стиха.