- 1-2. «В те дни» (ср. прим. к Мф. 3:1): неопределенное выражение, употребляющееся иногда при переходе от одного повествования к другому, означает здесь, как видно из связи речи, время перед рождеством Иисуса Христа. «От Кесаря Августа»: Римского императора Октавиана Кесаря Августа, в царствование которого родился Христос. «Повеление» или указ (δογμα, ср. Деян. 17:7. Дан. 2:13). «Сделать перепись»: это вероятно опись земли, жителей и их поземельных владений, так называемая ревизия. «По всей земле»: здесь разумеется не только Палестина (в каком смысле употребляется иногда это выражение – Нав. 2:3. Лк. 4:25), но все тогдашнее Римское государство (orbis terrarum), обнимавшее по тогдашнему представлению всю землю или всю вселенную. «Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею»: это замечание евангелиста – одно из труднейших для объяснения, а потому высказано было относительно его довольно много различных мнений. Дело в том, что Квириний сделался правителем Сирии не около времени рождества Христова, а спустя лет 12-15 после него; как же могла в правление его производиться та перепись, по поводу которой Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, где и родился Христос (ст. 3-7)? Вероятнейшим считается то объяснение, по которому следует читать: не «сия» перепись, а «самая» перепись (не αύ́́τη, а αυτή, так как древние рукописи, и конечно Евангелие от Луки, писались без придыханий и ударений, которые вошли в употребление уже позднее). Таким чтением дается всему этому месту такой смысл: «в те дни вышел указ Кесаря Августа сделать перепись по всей Римской империи, в состав которой входила и Иудея; самая же перепись в Иудее была первая во время управления Квириния Сириею», т.е. время выхода и объявления указа Августа о переписи отличается здесь от совершения самой переписи в Иудее. В самом деле, нет никаких препятствий принять за верное, что по указу Августа, изданному перед временем рождества Христова о переписи всей Римской империи, такая перепись началась и в Иудее ко времени рождества Христова, но потом, по случаю смерти Ирода Великого и происшедших по поводу нее некоторых политических замешательств в Иудее, она была там приостановлена, и только позднее, лет через 12-15, снова продолжена была и окончена в правление Сириею и Иудеею проконсула Квириния. Замечание евангелиста, что эта перепись была первая при Квиринии в Иудее, имеет целью, как надобно полагать, указание, что Иисус Мессия родился именно в то время, когда в переписи ясно обозначалось, что Иудея дошла до крайней степени уничижения (что хорошо сознавали и сами иудеи и что поэтому вызвало возмущение их против Римлян, Деян. 11:26); и примечательно в самом деле, что Господь Иисус, при самом рождении Своем, должен был быть записан, как подданный Римского государства. Что указ Августа о всеобщей переписи действительно был, это видно из повествования Тацита, римского историка того времени (Апок. 1:11), что по смерти Августа (в 767 году от основания Рима), сын и преемник его Тиверий прочитал в римском сенате собственноручную записку Августа, в которой между прочим содержатся подробные указания на силы и богатства государства и на военные силы городов и союзников. Как Август мог дать подобные указания относительно Иудеи без подобной переписи? А что и страны союзников Августа, каков был Ирод, подвергались переписи, в этом нет ничего невероятного, когда мы знаем, что такое был в то время римский император, особенно такой, как Октавиан Август. Что в частности Ирод не мог не исполнить этого указа Августа, видно из того, что его в Риме не очень жаловали (Иосиф. Antt. 4, 1; 17, 5-8, 11), да и он имел характер льстивый и честолюбивый, а потому готов был сделать все в угоду римскому деспоту, только бы сохранить свою деспотическую власть над Иудеею.
- 3. «Пошли все записываться» и пр.: хотя римская цензура при ревизиях вела обыкновенно дело не только по месту происхождения подлежавших ревизии (forum originis), но и по месту настоящего жительства, но в Иудее она без сомнения применялась к народным обычаям, как и вообще римская политика применялась к обычаям побежденных, если такие обычаи не представляли ничего опасного для римского могущества; обычаи же иудеев требовали, чтобы запись велась по коленам, по родам и по племенам. Разделение по коленам пустило весьма глубокие корни в национальную жизнь евреев, и хотя в ассирийском и вавилонском плене колена смешались, тем не менее, на сколько то было возможно, разделение велось (сравни родословия в книге Ездры и Неемии). Потому-то весьма естественно, что при Августовой ревизии евреи, жившие не в своих городах, поспешали записываться в городах своих колен.
- 4-5. «Из Галилеи» и пр.: см. прим. к Мф. 2:22-23. «В город Давидов»: Вифлеем иудейский назывался городом Давидовым потому, что был местом рождения великого еврейского царя Давида. «Он был из дома» и пр.: см. родословие его у Мф. 1:1-16; равно также и обрученная его Мария: см. прим. к Мф. 1:16 и Лк. 1:27. «Записаться с Мариею»: хотя ни закон, ни обычаи еврейские не требовали, чтобы женщины являлись лично с мужьями для записи, и римский указ без сомнения также не требовал этого, тем не менее однако же Мария, как видно, сопутствовала обрученному Иосифу, несмотря на то, что была беременна. Предполагать, что Она была наследницею какого-либо участка земли около Вифлеема и потому должна была лично явиться туда, нет никаких оснований ни в тексте, ни в предании, да и не нужно. Дело ее сопутствования Иосифу объясняется из высших целей. И Мария, и Иосиф уже знали, что от Нее должен родиться Мессия, а они без сомнения знали также, что Мессия должен родиться в Вифлееме (Мих. 5:1 и далее. Ср. Мф. 2:5). Теперь, когда им был объявлен указ Кесаря о переписи, по которому оказалось необходимым, Иосифу по крайней мере, отправиться в Вифлеем, не могло ли, не должно ли было благочестивое чувство подсказать им, что этот указ Кесаря в руках Провидения есть орудие для того, чтобы во исполнение пророчеств Сын их – Мессия родился именно в Вифлееме, а не в другом каком-либо месте? И Мария, несмотря на то, что скоро приходило время разрешения Ее, или именно потому, что скоро приходило это время, решилась сопутствовать своему обрученнику в Вифлеем, видя в этом чудесные пути высокого промышления Божия о Ней и Младенце Ее будущем.
- 6-7. «Сына Своего первенца»: см. прим. к Мф. 1:25. «Спеленала Его»: по рождении младенца обычно у евреев омывали водой, обрезав пуп, и осоляли солью, а за тем уже крепко свивали пеленками (Иез. 16:4). «В ясли»: это было вероятно в крытой загороди, куда по временам загоняли обычно скот с пастбища, какие загороди делались в полях и в горах и в оградах. Так сделали Иосиф и Мария потому, что по многочисленности пришедших в Вифлеем с тою же целью как и они, для них, по их бедности, не нашлось места удобного для роженицы в гостинице, или в том доме, где они остановились вместе с другими пришедшими. На Востоке путешественники нередко проводят ночи в подобных загородях, куда загоняется скот, а потому нет ничего удивительного в том, что Иосиф с Марией, за неимением более удобного помещения, решились воспользоваться подобным пристанищем. Удивительно лишь необычайное уничижение и смирение царственного Младенца, не возгнушавшегося после рождения яслей бессловесных. Не принадлежала ли эта изгородь с яслями тем пастырям, которые первые поклонились новорожденному Мессии, по указанию Ангела, которые удостоились счастья приютить у себя Новорожденного и которые поспешно пришли на место именно потому, что оно принадлежало им?
- 8. «В той стране»: около Вифлеема именно (ср. ст. 15-16). «Содержали ночную стражу» и пр.: на ночь не всегда загоняли пасшийся скот в изгороди, а оставляли иногда на пастве, если погода была благоприятна и не предвиделось особой опасности от диких зверей или злых людей; особенно так бывало со стадами, пасшимися на полях, а не на горах; в последнем случае было больше опасности от диких зверей и стада чаще загонялись на ночлег, а в первом случае чаще оставались в поле. При этом пастухи стерегли стадо, бодрствуя ночь. Так было и при рождении Спасителя. Это было, по нашему, в конце декабря – зимою. Но в Палестине это время иногда бывает так хорошо относительно погоды, что в благоприятный год после плодотворных дождей начинают цвести цветы, поля и луга снова покрываются травою и пастухи пасут уже свое стадо, как и в другие времена года.
- 9. «Слава Господня»: вероятно особенно чрезвычайное явление славы Божией в виде света, светлого облака, или чего подобного, во всяком случае «сияющего» (ср. Лк. 9:31. Деян. 22:11. 1Кор. 15:41). «Убоялись страхом»: страх очень естественный у этих бедных людей, одних, среди ночи, при виде небесного вестника и при сильном, внезапном, чудесном осиянии.
- 10-12. «Не бойтесь, ибо» и пр.: ср. Лк. 1:13-14. «Всем людям» – собственно всему народу (παντι τω λαω), т.е. израильскому (ср. ст. 31-32), а через него уже и всему человечеству, всем людям. «Спаситель»: ср. Лк. 1:68, 71. Мф. 1:21. «Христос», т.е. Мессия; «Господь»: этим именем назывался будущий Мессия еще в Ветхом Завете (ср. Лк. 23:2. Деян. 2:26). «И вот вам знак» и пр.: так иногда непросящие знамения для удостоверения в чем-либо получают такое для большего утверждения в вере (как и Дева Мария, ст. 36), а просящие знамения не получают такого за неверие и еще наказываются, как Захария. Сам «знак» – вполне удовлетворительный для простоты веры пастухов. В этом простом Младенце в яслях их вера должна была видеть Мессию Израилева, и они уверовали, и вера их не была поколеблена кажущимся уничижением Царя Израилева (ст. 20).
- 13. «Внезапно»: неожиданно для пастырей, в то время, когда они выслушивали речь Ангела о рождении Мессии. «Многочисленное воинство небесно»: т.е. целый сонм Ангелов, которые в священных книгах нередко представляются под образом воинства, окружающего Царя своего небесного (ср. 3Цар. 22:19. Дан. 7:10. 2Пар. 18:18. Пс. 103:21. Пс. 148:2. Апок. 19:14 и др.).
- 14. «Слава в вышних Богу»: да будет слава Богу, по связи речи и по обстоятельствам – слава за великое дело искупления людей. Домостроительство искупления человечества составляет величайшую славу Бога, являя Его любовь, Его милосердие, Его благостное снисхождение к людям; и за это должны славить Его небо и земля, Ангелы и люди. «В вышних»: т.е. или в вышних – на небесах являющему Свое особенное присутствие и славу Богу (да будет слава), или – да будет Ему слава особенно на небесах, среди небожителей, радующихся об искуплении человечества (ср. у Феофилакта). «На земли мир»: Искупитель со Своим Евангелием принес на землю мир, который и даровал особенно сначала Апостолам, а через них и всем Своим истинным последователям (Ин. 14:27. Ин. 13:34-35), почему еще в Ветхом Завете он представлялся как князь мира, или миролюбивый и миротворный царь (Ис. 9:6). Это – мир особенный, не такой, как дает мір (Ин. 14:27), мир людей святых или искупленных от греха. Грешники не имеют мира ни с Богом, ни между собою (Ис. 48:22), а бывающий мир между ними есть вражда против Бога. Господь Иисус принес мир людям: 1) примиряя мір с Богом Своей крестной смертью; 2) побуждая грешного человека оставить свою вражду на Бога и предать свою буйную волю воле Божией, что дает душе его мир, превосходящий всякий ум; 3) научая людей прощать оскорбления ближнему своему, благожелать ему, чем лучше всего восстанавливается нарушенный мир; 4) побуждая человека изгонять из сердца своего все страсти, нарушающие мир между людьми, – зависть, гордость, своекорыстие и пр.; 5) распространяя между всеми народами начала любви – основной догмат христианской жизни, и таким образом проповедуя мир всеобщий. Если между последователями Христовыми не бывает иногда мира, даже между целыми народами: то это противно закону евангельскому и происходит от страстей человеческих, которые вполне не может истребить и Евангелие, когда этого не хотят сами люди, и в этом не виновно Евангелие, а виновны сами люди, нарушающие основную заповедь евангельскую из-за своих греховных стремлений. «В человеках благоволение», или благоволение к человекам. Искупление проявило все величие Божьего благоволения и Божьей любви к людям, и потому дело искупления всюду в Священном Писании представляется как дело величайшей, неизреченной любви Св. Бога к грешному человеку (Ин. 3:16. Еф. 5:2. 1Ин. 4:10. Апок. 1:5 и др.). Святой может благоволить к грешному человеку лишь потому, что смотрит на него не самого в себе, а во Христе – Сыне Своем Искупителе, в котором и представляется человек очищенным от своих грехов и святым.
- 15-19. «Пастухи сказали» и пр.: речь, выражающая не сомнение их, а покорность веры. Как видно из всего рассказа, пастухи были люди благочестивые, чаявшие явления в мире Спасителя, а потому, при первой вести о Нем, без сомнений спешат туда, куда указал им Ангел, нашли все так, как им было возвещено, и не соблазнились уничижением давно ожидаемого всеми царя Израилева. «Все слышавшие»: из этого видно, что по крайней мере в это уже время, кроме святого семейства, на месте рождения Спасителя мира были уже и другие, может быть ближние или родственники их, пришедшие помочь им в том, в чем могла быть полезна им человеческая помощь. «Дивились»: опять то же чувство, какое бывает в людях при слухе о необычайных событиях в жизни, – чувство удивления. «А Мария сохраняла» и пр.: Мать Младенца уже не удивлялась необычайным рассказам, зная уже тайну совершившегося с Ней, а «сохраняла», запоминала слышимое и размышляла об этом. Из этого, как и в Лк. 1:20, Лк. 2:51, видно, что Дева Мария в высокой степени обладала теми свойствами и качествами душевными, которые по Апостолу составляют драгоценное в глазах Божиих украшение женщины, это – «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1Пет. 3:4). И ум, и сердце, и память соединились здесь для покорного служения глубокой вере.
- 20. «И возвратились пастухи»: к своим стадам. Прекрасный пример благочестивой верности своему делу. Необычайность события не отклонила их от их обычных занятий; удовлетворив чувствам веры и благочестия, они снова возвращаются к своим обычным занятиям и еще с более добрым настроением духа, славя и хваля Бога.
- 21. «По прошествии восьми дней» и пр.: ср. прим. к Лк. 1:59. «Нареченное Ангелом» и пр.: см. Лк. 1:31 и прим. к Мф. 1:21.
- 22-24. «Когда исполнились дни очищения»: по закону Моисееву (Лев. 12:2-8), женщина родившая младенца мужского пола считалась нечистою семь дней и сверх этого, тридцать три дня должна была пробыть дома, очищаясь. В продолжение этих 40 дней, которые и назывались днями очищения, родившая не могла прикасаться ни к чему священному и не должна была приходить к святилищу или ко храму. «Принесли»: т.е. Иосиф и Мария. Хотя муж не подлежал закону очищения, но он упоминается здесь вместе с Мариею (их, принесли), потому что в повествовании евангелиста соединяются известия об исполнении в настоящем случае двух законов – закона об очищении и закона о посвящении Господу первенца, из каких в исполнении последнего мог участвовать и муж родивший, и Иосиф участвовал. По силе этого закона (Исх. 13:2, 12 и далее), в память того, что в ночь перед исходом евреев из Египта Ангел-погубитель истребил всех первенцев египетских, все первенцы еврейские должны были быть посвящены в особенное служение Богу, т.е. для служения при святилище. Когда же в последствии для этого было избрано только Левиино колено, то за первородных назначен был выкуп в пять сиклей серебра (Чис. 18:16). Господь Иисус, как первородный (и единородный), также по сему закону должен был быть посвящен Господу, какое посвящение и совершилось вместе с той очистительной жертвой, какую, по окончании дней очищения, всякая роженица должна была принести в храме. При посвящении Господу первенцев закон не требовал никаких обрядов, но от женщины родившей, по окончании дней очищения, требовалась жертва: однолетний агнец во всесожжение и молодой голубь или горлица в жертву за грех; для бедных же, для которых дорого было приносить агнца, закон позволял приносить две горлицы или двух молодых голубей, – одного во всесожжение (вместо агнца), а другого в жертву за грех (Лев. 12:6-8). Мария, как видно из этого евангельского повествования, принесла жертву, дозволенную бедным. Для чего нужно было Господу, зачатие и рождение Которого было безгрешным, подвергаться обрезанию, а Матери Его Пречистой – закону об очищении? 1) Для того, чтобы исполнить всякую правду (Мф. 3:15) и показать пример совершенного подчинения закону, как выражению святой Божией воли. 2) Для будущего служения Мессии, в глазах Его народа: необрезанный не мог быть в обществе народа Божия, не мог входить ни в храм, ни в синагоги; необрезанный, Он не мог бы иметь влияния на народ, ни быть признан Мессией. Равно святая Матерь Его, не очистившись, в глазах священников и народа не могла бы быть истою израильтянкой. Тайна непорочного зачатия и рождения не была известна никому, кроме Иосифа и Марии, а потому все законные формальности должны были быть исполнены в точности.
- 25-27. «Праведный и благочестивый»: см. Лк. 1:6. «Чающий утешения Израилева»: т.е. Мессии или царства Мессии, явление которого должно было принести утешение Израилю или народу еврейскому, во исполнение всех пророчеств о Нем пророков. Это название дано было Мессии перед пришествием Его вероятно в соответствие начальным словам пророчества Исаии о явлении Мессии (Ис. 40:1), и так вошло в обыкновение иудеев перед явлением Его, что даже клялись «утешением» Израиля, т.е. ожидаемым Мессиею. «Ему было предсказано» и пр.: есть древнее, очень трогательное, предание, что этот Симеон был одним из семидесяти переводчиков еврейской Библии на греческий язык, что на его долю выпал перевод книги пророка Исаии и он усомнился в пророчестве о рождении Эммануила от девы (Ис. 7:14); тогда явился ему Ангел и предсказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнение этого пророчества. Как бы то ни было, но что-нибудь важное случилось в жизни этого праведного старца, что ему дано было такое необычайное предсказание. «Не увидит смерти»: образное выражение, означающее, что он не умрет (Евр. 11:5. Ин. 8:51. Пс. 88:48). «Христа Господня»: Мессию Божия, Мессию, которого пошлет Бог (ср. Лк. 9:20). «По вдохновению»: по особенному, нарочитому на сей раз озарению Святого Духа, указавшему ему, что ныне он узрит исполнение предреченного ему. «В храм»: в тот притвор храма, где был жертвенник всесожжения, на котором приносились жертвы и женщинами, по миновании дней очищения и, вероятно, совершалось посвящение первородных Богу или поставление их перед Господом. Это было в так называемом дворе жен (см. прим. к Мф. 21:12).
- 28-32. «Ныне отпускаешь»: теперь, с этой минуты, порвалась связь, привязывавшая меня к жизни, и теперь, Владыко, повелевающий всем миром и повелевший смерти не касаться моего бренного тела, несмотря на старость и дряхлость его, отпускаешь меня из этой жизни в другую, новую жизнь, «с миром», с духовным спокойствием, какого я не мог иметь, если бы смерть постигла меня ранее. «По слову Твоему»: по предсказанию, данному мне от Тебя Святым Твоим Духом (ст. 26). Теперь умру спокойно, с миром, «ибо видели очи мои спасение Твое», т.е. спасение Тобою обещанное миру, – спасение, устрояемое искупительной жертвой Мессии, которого видят теперь мои глаза. Дело спасения созерцает старец в лице Младенца, имеющего совершить оное. «Уготовал пред лицем всех народов»: в пророческом воодушевлении созерцает старец дело спасения уже совершившимся или совершающимся пред лицем – в виду всех народов мира, характеризуя далее (ст. 31) отношение этого спасения к язычникам и иудеям. Это спасение или Спаситель есть «свет» к просвещению язычников и «слава» народа Божия. Оно вышло от Израиля ко всем язычникам (Ин. 4:22) и снова со временем возвратится к Израилю (Рим. 11:25-36), как солнце, совершив круг свой (Еккл. 1:5), исходя от востока, озарив вселенную в течении своем и снова возвратясь к востоку, откуда начало путь свой. «Свет»: см. прим. к Лк. 1:78-79 парал. «И славу»: прославление народа. В приготовлении этого спасения для всего человечества в продолжение всей истории народной жизни евреев и в совершении дела спасения у них – величайшая слава народа сего на все времена.
- 33. «Дивились»: в песнопении святого старца собственно не было ничего особенно нового для Марии и Иосифа, что им было бы неизвестно из прежних откровений; только несколько яснее выражено понятие всеобщности искупительного дела Христова, имеющего обнять весь мир иудеев и язычников. Они дивились сказанному Симеоном о Младенце в том смысле, что так вероятно неожиданно для них самих находились везде люди, которым Бог открывал тайну об этом Младенце, о необычайном Его предназначении и величии дела, имеющего совершиться через Него.
- 34-35. «Благословил их (святое семейство) Симеон»: призвал на них благословение Божие. «Лежит сей (Младенец) на падение и восстание»: указывается на следствия того нравственного суда, который произведен будет явлением и действиями Христа (Ин. 3:19 и далее. Ср. Ис. 8:14. Мф. 21:22, 44. Деян. 4:11. Рим. 9:33. 1Пет. 2:6). Многим предстоит соблазниться о Мессии, преткнуться об этот камень соблазна и пасть нравственно в неверие и через неверие в развращение; многим же другим предстоит восстать через веру в Иисуса как Христа в новую нравственную жизнь. «На падение и восстание»: на падение неверным, на восстание верующим. Для одних Он камень преткновения и камень соблазна (1Пет. 2:7), именно для тех, которые не познали, и не поняли, но во тьме ходят, или служат идолам, или не прозирают далее писаний, и не хотят, и не могут просветиться чем-либо, кроме писаний. Для других Он камень краеугольный и камень похваляемый, именно для тех, которые обуздываются словом и утвердились на этом камне (Григорий Богослов 2, 93-94). Здесь первое по времени в Новом Завете указание на имеющее последовать противодействие неверия открытию нового царства Божия. Ангел благовестил Марии только радость; старец предрекает скорбь. «В предмет пререканий»: собственно в знамение пререканий, в спорное знамя, – образ взят от военного знамени во время битвы, которое одна сторона старается отбить, а другая защитить. Господь стал знамением пререканий в том же смысле, что одни неверующие силились уничтожить Его (чего и мнили достигнуть распятием Сына Божия), другие же верующие стояли и стоят под этим знамением и за него ратуют. «И Тебе Самой оружие пройдет»: продолжается та же образная речь. В этой битве неверия с верою из-за знамени пререкаемого не останется не пораненным и сердце Матери Младенца, но и в него пройдет оружие. «Оружием называет ту жесточайшую и острую болезнь, какая проникла в сердце Богоматери, когда Сын Ее пригвожден был ко кресту» (Евфимий Зигабен, ср. Феофил.). «Да откроются помышления»: тайные, сокровенные мысли веры и неверия открываются именно особенно при виде страдания и кажущейся поносною смерти Иисуса Христа. Для иных крест Христов служит соблазном, для других безумием, для избранных же верующих несомнительным явлением величайшей божественной силы и премудрости (1Кор. 1:23-24).
- 36-38. «Анна пророчица»: неизвестно, почему она называлась пророчицею; вероятно в ней обнаруживались какие-либо особенные действия Духа Божия, свойственные пророкам и пророчицам, или может быть она называлась так в смысле более общем, как женщина непрестанно возносившая молитвы и славословия Богу (ср. 1Пар. 25:1, 2, 4. 1Цар. 10:3, 6). – «Дочь Фануилова»: не без цели конечно упоминается об отце Анны, вероятно он был известным чем-либо особенным человек. Не без особенной также цели распространяется евангелист об Анне, именно, что она не долго была в молодости замужем, а потом достигла глубокой старости вдовою. В Анне представляется высокий пример истинной вдовицы, каких так высоко ставит в среде верующих Апостол Павел (1Тим. 5:3, 5), и указываются так превозносимые и в других местах Нового Завета преимущества в деле беспрепятственного служения Богу безбрачной жизни (вдовства и девства) перед состоянием брачным (ср. Мф. 19:10-12 и прим. 1Кор. 7:32-35, 37-40 и др.). «Не отходила от храма» и пр.: усиленное выражение неослабной ревности в исполнении обязанностей в отношении к общественному богослужению (ср. Лк. 24:53). «В то время»: когда Симеон славословил Бога и пророчествовал о Младенце и Его Матери, или вообще в то время, когда святое семейство пребывало в храме, исполняя законные обряды. «Говорила о Нем»: т.е. о Младенце, о котором говорил и Симеон; говорила как пророчица, вероятно в том же смысле, как и праведный старец. «Всем ожидавшим» и пр. (ср. ст. 25): из этого видно, что в Иерусалиме в то время было довольно людей, которые жили надеждою на скорое явление обетованного Мессии, истинных Израильтян, которые, без сомнения, возрадовались радостью великою, услышав об исполнении их ожиданий и молитв.
- 39. «Совершили все»: см. прим. к ст. 22-24. «Возвратились в Галилею» и пр.: не непосредственно после сретения Господня в храме, а гораздо после. Евангелист опускает здесь путешествие святого семейства в Египет, его пребывание там и возвращение оттуда уже в Назарет (о чем известно из Евангелия от Матфея, гл. 2), а потому и представляет так, что святое семейство прямо из Иерусалима отправилось в Назарет. Подобный способ повествований нередко допускается священными писателями исторических книг. Пример более других подходящий из писаний того же писателя: писатель книги Деяний, несомненно, спутник Апостола Павла (евангелист Лука), а потому без сомнения обстоятельно знавший события из жизни Павла, повествует о нем так, как будто бы он, после своего обращения ко Христу, из Дамаска прибыл в Иерусалим к Апостолам (Деян. 9:26), а между тем из слов самого Апостола Павла известно, что он непосредственно после своего обращения не ходил в Иерусалим, а удалился в Аравию, потом возвратился в Дамаск и через три года уже пошел в Иерусалим (Гал. 1:17-18). То же самое и в рассматриваемом месте Евангелия. Из сопоставления сказаний евангелиста Луки с сказаниями ев. Матфея выходит такой порядок этих событий: когда святое семейство было еще в Вифлееме в продолжение дней очищения (вероятно к концу этого срока), приходили туда волхвы на поклонение новорожденному Царю Иудейскому. Потом, вскоре по отшествии волхвов, когда кончились дни очищения, святое семейство отправилось в Иерусалим исполнить предписанное законом Моисеевым, и отсюда по каким-либо нуждам (быть может, что не успели внести в ревизионные списки своих имен), снова возвратились было в Вифлеем, но по случаю жестокого повеления Ирода об избиении детей в Вифлееме и его окрестностях, поспешно удалилось, по откровению Ангела, в Египет, откуда, по смерти Ирода, и возвратились в Галилею, в прежнее место жительства – Назарет.
- 40. «Младенец же возрастал» и пр.: общее замечание евангелиста о жизни Иисуса Христа в Назарете до 12-летнего возраста (ст. 42 и дал.), после чего продолжено такое же замечание о Нем относительно последующей Его жизни до вступления Его в дело общественного служения (ст. 51-52). «Возрастал» телом и «укреплялся духом», так как человеческая природа Иисуса Христа по телу и по душе подлежала обычным законам человеческого (кроме греха) развития и усовершенствования.
- 41. «Каждый год» и пр.: по закону (Исх. 23:14 и дал. Исх. 34:23. Втор. 16:16), весь мужской пол еврейского народа ежегодно должен был три раза являться в Иерусалим на праздник Пасхи, пятидесятницы и кущей. Исключение позволялось только для детей и больных. Особенно строго соблюдалось путешествие на праздник Пасхи; каждый еврей обязан был проводить этот праздник в Иерусалиме, за исключением детей и больных. В начале месяца Нисана (с 14-го дня которого начинались праздники – Пасхи и соединенный с ним праздник опресноков), отправлялись по всей Палестине вестники с объявлением о времени празднования, чтобы никто не мог отговариваться неведением, и к празднику огромные толпы народа из всех местностей Палестины спешили в свой святой город – явиться пред лице Господне. Женщины не обязаны были к этому законом, но благочестивое чувство заставляло многих из них сопутствовать своим мужьям и родственникам, и женщин бывало на этих праздниках в Иерусалиме весьма много. О праздновании праздника Пасхи см. прим. к Мф. 26:2.
- 42. «Когда Он был двенадцати лет» и пр.: это был год, с которого мальчики обычаем обязывались уже ходить в Иерусалим на праздники, назывались с этого года «детьми закона». «Пришли они», т.е. Иосиф, Мария и Дитя-Иисус, «по обычаю», так как закон простирался из них только на Иосифа, Мария же и Иисус руководились в этом случае общим народным обычаем. Для святой Девы путешествие именно в этот год, без сомнения, имело особенную важность, как год первого путешествия единородного Сына Ее на праздник – предстать пред лице Господне.
- 43-44. «По окончании дней» праздника: празднование Пасхи и соединенного с ним праздника опресноков продолжалось восемь дней (Исх. 12:15. Лев. 23:5-6). В первый день закалали и вкушали пасхального агнца; в продолжение следующих семи дней приносились при храме общие и частные жертвы. «Остался Отрок, и не заметили» и пр.: странно, по-видимому, что Иосиф и Мария не заметили отсутствия Отрока Иисуса, когда собирались уходить и уходили домой из Иерусалима, но это объясняется несколько далее евангелистом. Они предполагали, что Он идет с другими. Дело в том, что на праздники и обратно евреи отправлялись обыкновенно целыми, более или менее значительными, группами. То же вероятно было и в настоящем случае: галилейские родственники святого семейства совершали путешествие вероятно вместе, вероятно им сопутствовали и знакомые, и составилась довольно значительная группа. Как нередко бывает в подобных случаях, может быть часть этой группы отправилась обратно несколько ранее, остальные замешкались почему-либо в надежде настигнуть их. Весьма естественно было Иосифу и Марии подумать, когда они не видели при себе Отрока Иисуса, что Он ушел с родственниками и знакомыми и идет с ними под охраною их и в совершенной безопасности, и соединится с ними на месте условленного ночлега. «Пройдя же дневной путь»: обыкновенно не очень длинный, по причине трудности путешествия по гористой стране, особенно в жаркое время. «Стали искать»: т.е. когда пришли на место ночлега, стали искать Господа, думая, что Он здесь же с кем-либо из родственников или знакомых.
- 46-47. «Через три дня»: т.е. вероятно через три дня после того, как Отрок Иисус остался в Иерусалиме; первый день – тот, в который они вышли из Иерусалима, второй – когда возвратились снова и третий – когда нашли Его в храме. «В храме сидящего» и пр.: не в самом собственно так называемом храме, а в одном из дворов храма, вероятно в какой-либо части крытой галереи, или так называвшихся притворов, окружавших храм и пристроенных к стенам, которыми обнесены были все храмовые постройки (ср. прим. к Мф. 21:12). Здесь обычно раввины, народные учители, собирались, рассуждали между собою и с народом и поучали в законе желавших слушать их, разделяясь на группы. «Слушающего и спрашивающего»: нет оснований думать, чтобы это был спор Отрока с народными учителями, какие между ними бывали впоследствии. Вероятно Он был в числе других слушателей и с подобающим, как предписывали народные обычаи, уважением отроков к старшим предлагал им вопросы и при этом отвечал, когда по поводу Его вопросов относились с вопросами к Нему. «Дивились»: Отрок в вопросах и ответах Своих показывал такую мудрость и знание не по летам, что приводил в удивление слушавших беседу их. И это не удивительно, если ответы Его были такими, как ниже представленный ответ Его Матери Своей.
- 48-50. «Удивились»: ибо вероятно не ожидали встретить свое дитя в таком положении. «Что Ты сделал с нами»: для чего так поступил с нами (ср. Мк. 2:16)? – «Отец Твой»: не иначе могла назвать в этом случае Мария Иосифа, чтобы не открывать тайны рождества Иисуса Христа. В глазах всех, не знавших этой тайны, Иосиф был отцом Иисуса, хотя в действительности и не был таковым. Так при других называет его и Мария (ср. у Феофилакта). – «С великою скорбью»: хотя Мария, а равно и Иосиф, и могла быть уверены, что с Отроком Иисусом, состоявшим под особым охранением Божиим, не могло случиться ничего худого, тем не менее неизвестность, где Он находится и что с Ним происходит, не могла не поражать скорбью их родительское сердце. «Зачем было вам искать Меня»: т.е. в других местах, а не здесь. «Мне должно быть» и пр.: образ речи довольно загадочный. Ближайший смысл слов, по связи речи, тот, что Ему, посланному от Отца на особенное служение роду человеческому, о чем уже знали нечто Иосиф и Мария, и естественно и прилично быть в храме, принадлежащем Отцу Его, так как в нем Он особенно являл Свое присутствие. Но само выражение этой мысли очевидно скрывает в себе более широкий смысл, именно: указывает прикровенно на все великое дело Его служения, которое Ему предназначено и предстоит совершить, – что Ему надлежит делать то, или быть деятелем главным в том, для совершения чего Он послан от Отца. По этой прикровенности образа речи Его родители и «не поняли» вполне смысла слов Его, так как еще и им не вполне была открыта тогда тайна дела Христова на земле.
- 51-52. «Пошел с ними»: еще не настало время общественного служения Его, и Он послушно из дома небесного Отца Его последовал под кров земных родителей своих. «И был в повиновении у них»: как особенную черту отмечает евангелист повиновение Иисуса Христа воле своих земных родителей. Первый цвет Его внутренней жизни показался в храме и облагоухал его, но полный расцвет совершался в тихом уединении, в незначительном городке галилейском, при строгой покорности воле родителей. Нет ничего невероятного в том, что, по силе этой покорности, Он разделял труды мнимого отца Своего – плотника; тем более, что у евреев того времени был обычай добрый обучать детей своих какому-либо ремеслу, и в этом для Господа не было ничего зазорного. «Матерь Его сохраняла» и пр.: этот день был особенно памятен для Нее и возбуждал в сердце Ее много дум; это был день, когда Сын Ее показал первые опыты того, чего Она могла ожидать от Него по откровениям бывшим Ей. Это было для Нее знамением, удостоверяющем Ее в великом предназначении Сына Ее. «Преуспевал в премудрости» и пр.: с укреплением в возрасте, Отрок преуспевал и в премудрости, более и более ясно открывались Его духовные дарования, яснее и яснее для внимательных являлась и особенная любовь Божия к Нему, проявления которой привлекали к Нему более и более и любовь добрых людей. Евангелисты ничего более не повествуют о жизни Христовой до 30-летнего Его возраста. Это показывает, что целью их было изобразить общественное служение Иисуса Христа, а не частную Его жизнь, из которой они и повествуют только о событиях, окружавших Его рождение и – событие в храме, когда было Ему 12 лет.
Ничего нет для сопоставления.