< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 34 35 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Глава 19

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Два Ангела приходят к Содому, приближаются к вратам, у которых сидел Лот для принятия к себе входящих в город странников. Видев же Лот, воста в сретение им, как и обыкновенно встречал он странников. Но, приближаясь к ним, в одном из двух пришедших узрел то же, что Авраам видел в одном из трех, и поклонися лицем на землю. Вероятно, что пришедшие к Содомлянам Ангелы имели красивый вид, ибо слова: сошед убо узрю, - значат то же, что «сошедши, испытаю их». Если бы Содомляне, узрев лице их, не пришли в неистовство, то, хотя и не получили бы оставления прежних своих грехов, но и не подверглись бы тому наказанию, которое постигло их впоследствии.

  • 2.

    Лот спешит ввести странников в дом свой, пока не собрались Содомляне и не соблазнились. Но странники медлят, давая Содомлянам время прийти и подвергнуться испытанию. У Авраама не отказывались они войти к нему, потому что пришли не искушать его, но воздать награду уже испытанному. В Содом же пришли искусить Содомлян, поэтому Лоту, который понуждал их войти к нему в дом, говорят: ни, но на стогне почием.

  • 3.

    Ст. 3-5, 9-14, 16 Когда же Лот принуди я… и внидоша в дом его, и вкусили предложенной Лотом трапезы, но еще не опочили, тогда мужие града Содомляне обыдоша дом, и говорят Лоту: где суть мужие вшедшии к тебе нощию; изведи я к нам, да будем с ними. Смотри, пришли странники не днем, когда Содомляне могли видеть красоту и соблазниться, но ночью, когда тьма скрывала красоту от их взора, чтобы не так сильно было искушение. Но и это не принесло пользы Содомлянам. И ночью, как и днем, уготовляли они погибель душам своим. Лот убеждает Содомлян, но они не убеждаются, предлагает им двух дочерей своих, но они не принимают, а с угрозами говорят: тя озлобим паче, нежели оных… и приближишася разбити двери. Тогда странники вовлекоша Лота к себе в храмину, а Содомлян, бывших пред домом, паразиша слепотою. Но и это не остановило неистовства Содомлян, потому что и потом продолжали они отыскивать двери. Реша же мужие к Лоту: суть ли тебе зде зятие или сынове или дщери? или аще кто тебе ин есть во граде, изведи от места сего. Яко мы погубляем место сие. Сыновьями называют зятей, которые хотели дочерей его взять себе в жены. Изыде же Лот, и глагола к зятем своим. Содомляне не заметили, как вышел он из дома и как возвратился. Даже когда Лот возвратился, осмеянный зятьями своими, и взяша Ангели за руку его, и за руку жену его, и за руки двух дщерей его, и извели их вон, и тогда Содомляне не видели, как они проходили среди них толпой.

  • 4.

    Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом

    См. Толкование на (Быт 19:3)

  • 5.

    и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их

    См. Толкование на (Быт 19:3)

  • 9.

    Но они сказали: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь

    См. Толкование на (Быт 19:3)

  • 10.

    Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли

    См. Толкование на (Быт 19:3)

  • 11.

    а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа

    См. Толкование на (Быт 19:3)

  • 12.

    Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места

    См. Толкование на (Быт 19:3)

  • 13.

    ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его

    См. Толкование на (Быт 19:3)

  • 14.

    И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит

    См. Толкование на (Быт 19:3)

  • 21.

    Ст. 21, 24, 26 Поскольку же жены в Содоме не были подвергнуты испытанию, то они испытаны данной им заповедью по исшествии из Содома. Когда Лот начинает просить, чтобы спасен был Сигор, и можно было ему войти туда, потому, что отстоял недалеко, тогда Ангел говорит ему в ответ: се, удивихся лицу твоему, и о словеси сем, еже не погубити града. Это дастся тебе за позор обеих дочерей твоих. Когда Лот вошел в Сигор, Господь одожди на Содом и Гоморр жупел, и огнь от Господа с небесе, - то есть Ангел, в котором явился Господь, от Господа, Сущего на небесах, низвел на Содом жупел и огнь. Жена же Лотова преступила заповедь, данную ей для испытания на краткое время, и бысть столп слан, и тем усугубляла она искушение Лота и обеих дочерей его, но они и после этого не склонились на то, чтобы преступить заповедь Ангела.

  • 24.

    И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба

    См. Толкование на (Быт 19:21)

  • 26.

    Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом

    См. Толкование на (Быт 19:21)

  • 31.

    Ст. 31-33, 35 Дочери Лотовы, поскольку боялись жить в опустевшем городе, стали просить отца бежать в гору. А так как они думали, что огненный потоп истребил целый мир, как во время Ноя был истреблен целый мир водным потопом, то рече же старейшая к юнейшей: отец наш стар, и никтоже есть на земли, иже внидет к нам… упоим отца нашего вином… и возставим от отца нашего семя, и произойдет от нас третий мир, как от Ноева дома произошел второй, а от Адама и Евы - первый. Недостатка же в вине у них не было, потому что все, что было в Сигоре, досталось им во владение. Жителей же в Сигоре не стало, ибо, когда Ангел сказал Лоту: се, удивихся лицу твоему, и о словеси сем, еже не погубити града, - то Сигор поглотил своих жителей, оставив их имущество. Жителей поглотил, чтобы умиротворить тем Правосудного, Которого прогневали они делами своими, имение же их оставил для праведного Лота, чтобы утешился он, потеряв все, бывшее у него в Содоме. Лотовы дочери придумывали предлоги и говорили: «Боимся мы спать, ужасают нас призраки, пред нами стоит матерь наша, обратившаяся в сланый (соляной) столп, представляются глазам нашим попаляемые Содомляне, в ушах наших раздаются вопли жен, взывающих из огня, как бы перед собою видим детей, страждущих в пламени; поэтому, родитель, не спи, а для успокоения дочерей своих усладись вином, чтобы провести ночь в бдении, которое избавит нас от ужасов». Но когда заметили, что Лот лишился рассудка от вина, и членами его овладел глубокий сон, тогда вошла старшая и у спящего делателя восхитила семя, и не поразуме он. Потом старшая сестра, увидев, что умышленное ею исполнилось, стала и младшую сестру склонять, чтобы она на время сделалась женой, а затем навсегда осталась в девстве; и младшая, убежденная сестрой, вошла, и вышла, и не поразуме он.

  • 32.

    итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя

    См. Толкование на (Быт 19:31)

  • 33.

    И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим: а он не знал, когда она легла и когда встала

    См. Толкование на (Быт 19:31)

  • 35.

    И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала

    См. Толкование на (Быт 19:31)

  • 37.

    Ст. 37-38 И роди старейшая сына, и нарече имя ему Моав, и стал он родоначальником великого народа, как сын Лотов. Роди же юнейшая сына, и нарече имя ему Барамми (Амман или Бен-Амми), то есть «сын народа моего», потому что сын отца моего. Так даны были два сына, - по числу двух преступлений. Даны два сына для двух народов, но ради двух Ангелов прощены два преступления. Дочери Лотовы впоследствии не жили ни с Лотом, потому что он отец их, ни с другими, хотя и были для них женихи. Но поскольку поспешили они сделать, чего не надлежало, то воздерживались и от того, что было дозволено. И последующим воздержанием, вероятно, загладили прежнюю поспешность.

  • 38.

    И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец Аммонитян доныне

    См. Толкование на (Быт 19:37)

Ничего нет для сопоставления.