- 1.
Ст. 1-3 Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал
Бог сотворил небо и землю в начале месяца, ибо отсюда надлежало начаться миру. Отсюда пошло весеннее время, благоприятное для всех творений. Образ рождающегося мира потому и явлен в виде времен года, что после зимнего холода и мрака особенно радостно сияние весны. Так при рождении мира был установлен порядок будущей смены времен года, чтобы согласно этому закону годы сменяли друг друга и в начале каждого года земля растила из себя новые ростки, как при сотворении, когда Господь Бог сказал: дa произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево родовитое, приносящее по роду своему плод (Быт 1:11). И тотчас произрастила земля траву, сеющую семя, и плодоносное дерево, благодаря чему мы можем судить и о вечном правлении Божественного провидения, и о готовности к рождению, присущей земле.
Даже если когда-нибудь Богу угодно было бы приказать (а земной природе - повиноваться), чтобы земля, согретая небесным теплом, произрастила плод в зимнюю стужу и снег, то все-таки, согласно вечному произволению, она не должна внезапно плодоносить, будучи покрыта коркой льда, и смешивать жестокие бури с цветением полей. Так что Писание связывает сотворение мира с весенним временем, говоря: Месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года (Исх 12:2). Ибо началу творения подобало быть началом года, и само творение должно было быть овеяно сладостным благоуханием.
Шестоднев.
- 2.
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал
См. Толкование на (Быт 2:1)
- 3.
И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал
См. Толкование на (Быт 2:1)
- 7.
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою
Итак, душа - не кровь, ибо кровь телесна; душа - не гармония, ибо и такая гармония телесна; и не воздух, ибо одно дело - веющий дух, и другое - душа; и не огонь, и не энтелехия. Душа есть душа живая, ибо стал Адам душею живою, потому что душа животворит бесчувственное и безжизненное тело и правит им.
Об Исааке, или душе.
- 8.
И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал
Рай таков, что его смог увидеть, будучи вознесен при жизни, один только Павел да, может быть, кто-нибудь подобный Павлу. Но Павел хотя и не мог вспомнить, видел ли он рай в теле или вне тела, тем не мене слышал слова, запретившие ему рассказывать об увиденном. Как же мы тогда можем называть «раем» место, которого не в силах увидеть, а если бы и увидели, не имели бы права поведать об этом другим людям? И если Павел, будучи вознесен, оробел от величия того, что открылось ему, сколь более устрашающим должно оказаться для нас то, что опасно даже лицезреть! Так что этот рай мы не должны считать чем-то ничтожным, а потому не станем выпытывать у Павла его тайну.
О рае.
- 10.
Ст. 10-14 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гeон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат
И потом разделялась река, сказано, на четыре реки. Имя одной - Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там карбункул и камень оникс. Имя второй реки - Гихон: она обтекает всю Эфиопию. Имя третьей - Тигр; она протекает перед Ассирией. Четвертая река - Евфрат
Итак, есть четыре реки. Фисон (так называется по-еврейски: Фисон, по- гречески же Ганг) течет в сторону Индии. Гихон же, или Нил, обтекает землю Египта и Эфиопии. Месопотамия называется так потому, что она находится между Тигром и Евратом, она заключена между этими двумя реками, и даже для отдаленных народов об этом говорит само ее имя и общее мнение.
Но почему премудрость Божия называется источником? Потому, что, согласно Евангелию, подобен источнику Говорящий: Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин 7:37). И потому, что, согласно пророку, подобен источнику Тот, Кто говорит: Идите, ешьте хлеб мой у и пейте вино, мною растворенное (Прит 9:5). Итак, премудрость - не только источник жизни, источник духовной благодати, но также источник прочих добродетелей, направляющих нас на путь вечной жизни.
Река эта берет начало не в той душе, которая не возделана, а в возделанной душе, чтобы оросить рай, то есть плодовые деревья различных добродетелей. У них четыре начала, на которые разделяется Премудрость. Каковы же эти четыре начала добродетелей? Одно - благоразумие, другое - умеренность, третье - сила, четвертое - справедливость. И мудрые люди мира сего, восприняв эти начала от нас, перенесли их в свои писания. Итак, если премудрость есть источник, то четыре реки, вытекающие из этого источника, суть потоки добродетели.
Фисон означает благоразумие, и потому в нем есть хорошее золото, карбункул и камень оникс. Мы часто называем «золотом» найденные благоразумные решения. Потому и Господь речет через пророка: Я… умножил у нее серебро и золото (Ос 2:8), и Давид говорит о благоразумных: Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом (Пс 67:14). Поэтому тот, кто глубоко вникнет в Ветхий и Новый Завет, сможет углубиться в тайную премудрость Божиего размышления. Так что золото означает благо, а отнюдь не денежное богатство, земное и тленное.
Ибо сказано: там бдолах - сияющий карбункул, в котором живет искорка нашей души. Есть там и камень оникс, являющий, как представляется, своим цветом нечто живое, зеленое. Ибо кустарник зеленеет, пока живет, а когда умирает, то засыхает; и земля зеленеет, пока цветет; зеленеют и семена, когда прорастают. И правильно, что первой названа река Фисон, означающая по-еврейски «Феойсон» , то есть «изменение речи», так как она омывает землю не одного народа, но течет также в Лидию. Ведь и благоразумие не скудно пользой, но изобилует ею, так как приносит ее многим. И потому оно названо первым, что если бы кто-нибудь покинул рай, благоразумие первым остановило бы его, словно река, и он не засох бы вскоре, но без труда вернулся бы по ней в рай. Многие люди приходят к этой реке, которая, как считается, весьма прекрасна и плодородна. Потому и предстает благоразумие в этом образе, что принесло много плодов с пришествием Господа Спасителя. И река эта течет до пределов земли, ибо премудростью спасены все люди. Потому сказано: По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их (Пс 18:5).
Вторая река - Гихон. Возле нее был дан израильтянам закон, когда они находились в Египте: выйти из Египта и, опоясав чресла, есть агнца, который символизирует умеренность. Ибо надлежит, чтобы пасху Господню праздновали чистые и освященные. Еще и потому первая законодательная норма была установлена возле реки Гихон, что это имя означает некое зияние в земле. Как зияние поглощает землю и всю грязь, все нечистоты, какие на ней есть, так целомудрие поглощает все телесные страсти. И хорошо, что этот первый закон был дан именно здесь, ибо законом поглощается плотский грех. Верно говорится, что Гихон, образ целомудрия, обтекает землю эфиопов, чтобы омыть низменную плоть и угасить пожар нечестивейшего тела. Ведь Эфиопия, согласно латинской этимологии, означает «низменная» и «нечистая». Но что низменнее нашего тела, и что более подобно Эфиопии? Оно даже черно от черноты грехов!
Третья река - Тигр, протекающей перед Ассирией, куда лицемерный Израиль был отведен в плен. Говорят, что быстрее всех прочих течет эта река, берега которой населяют ассирийцы, то есть «ведущие» - так гласит толкование. Поэтому всякий, кто силою пленит лицемерие духа и пороки тела и устремит их ввысь, тот считается подобным этой реке. Так что сила проистекает из того источника, который находится в раю. В своем стремительном движении она прорезает любое препятствие, и поток ее не удержать никаким преградам.
Четвертая река - Евфрат, что означает по-латыни «плодородие» и «изобилие плодов». Евфрат символизирует справедливость, которая утоляет всякую душу. Ибо ни одна добродетель, кажется, не приносит больше изобильных плодов, чем правда и справедливость: она более заботится о других, чем о себе, и пренебрегает собственной выгодой, предпочитая ей общую пользу. Многие также считают, что имя Евфрат происходит от греческого аро tou euphrainesthai, что значит «радоваться», ибо род людской ничему так не радуется, как правде и справедливости.
Что же касается того, что для других рек описываются места, по которым они протекают, а области, по которым течет Евфрат, не описываются, то причину этого мы видим в том, что его живая вода считается и сохраняющей жизнь, и способствующей ее возрастанию. Благоразумные люди из евреев и ассирийцев называют его «Авксом» («возрастающим») - потому что, как говорят, он течет в противоположную сторону, нежели другие реки, и еще потому, что где осторожное благоразумие, там и злокозненность, где сила, там и гнев, где умеренность, там и несдержанность, и множество других пороков; но там, где справедливость, там и взаимное согласие всех прочих добродетелей. Потому река эта узнается не по местам, по которым протекает, то есть не по какой-то части: ведь справедливость - не часть, но как бы матерь всего.
Так в названных четырех реках представлены четыре главные добродетели, которые заключает в себе время мира сего.
О рае.
- 11.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото
См. Толкование на (Быт 2:10)
- 12.
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс
См. Толкование на (Быт 2:10)
- 13.
Имя второй реки Геон: она обтекает всю землю Куш
См. Толкование на (Быт 2:10)
- 14.
Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат
См. Толкование на (Быт 2:10)
- 19.
Ст. 19-20 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему
Животные полевые и птицы небесные, которые приведены к Адаму, - это наши неразумные порывы. Так что хищные или травоядные животные - это различные телесные страсти, более агрессивные или более умеренные; а птицы небесные - что это, если не пустые помыслы, которые, подобно птицам, облетают нашу душу и поворачивают ее туда или сюда? Поэтому нет у нашего разума более далекого от него товарища, нежели ощущение…
Но, может быть, ты возразишь, что коль скоро Бог поместил все это в раю - телесные страсти и тщету непрочных или пустых помыслов, - то Он и есть виновник наших заблуждений? Вдумайся в то, что Он говорит. А Он говорит: Да владычествуют они [люди] над рыбами морскими, и над птицами небесными… и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт 1:26). Как видишь, Он дал тебе власть трезвым суждением различать роды и виды, ибо ты должен судить обо всем. Бог призвал к тебе все твари, чтобы ты узнал, что твой ум царит надо всем Почему же ты пожелал допустить к себе и соединиться с тем, что, как видишь, наименее подобно тебе?
О рае.
- 20.
И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему
См. Толкование на (Быт 2:19)
- 21.
Ст. 21-23 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]
Не случайно женщина сотворена не из того же праха, из которого сотворен Адам, но из ребра самого Адама, а чтобы мы знали, что в мужчине и женщине одна телесная природа и что источник человеческого рода един. Поэтому в начале не были сотворены оба - мужчина и женщина, и не два мужчины, и не две женщины, но сначала мужчина, а потом, из него, - женщина. Желая, чтобы человеческая природа была единой, Бог создал человека из единого начала, устранив возможность существования многих и несхожих природ.
И сказал Бог… сотворим ему помощника, соответственного ему: мы разумеем, помощника в рождении человека, как он был утвержден, и поистине хорошего помощника. Ибо если понять слово помощник в хорошем смысле, окажется, что роль женщины в рождении потомства велика и подобна роли земли, которая сначала укрывает посеянные семена, затем постепенно согревает их своим теплом и наконец порождает всходы. Вот в чем состоит добрая помощь со стороны женщины, пусть даже помощник считается ниже [того, кому помогает]. Ведь и у нас обладающие высшим достоинством большей частью привлекают себе в помощники людей меньшего достоинства.
О рае.
- 22.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку
См. Толкование на (Быт 2:21)
- 23.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа
См. Толкование на (Быт 2:21)
- 24.
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть
Если брак Адама и Евы есть великое таинство во Христе и Церкви, то как Ева была костью от костей и плотью от плоти мужа своего, так и мы, несомненно, суть члены тела Христова, кость от костей и плоть от плоти Его.
Послания.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Амвросий Медиоланский > Бытие > Глава 2
Глава 2
Ничего нет для сопоставления.