< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 12 13 14 15 16 17 18 19 21 22 24 25 26 27 28 30 31 32 37 39 40 41 42 43 44 45 46 48 49

Глава 31

  • Закрыть сопоставления
  • 32.

    у кого найдешь богов твоих, тот не будет жив; при родственниках наших узнавай, что у меня, и возьми себе. Иаков не знал, что Рахиль украла их.

    Теперь поразмыслим, каким должен быть праведный муж, когда возникает вражда. Во-первых, он должен уклониться от нее, ведь лучше уйти без ссоры, чем обосноваться с конфликтом. Затем он должен обладать тем, что в состоянии унести с собой: чтобы его противник не мог удерживать его никаким обязательством, но чтобы сам он мог сказать: узнавай, что есть твоего у меня. И далее: и обыскивал Лаван, но не нашел ничего своего у Иакова. Велик и поистине блажен тот муж, который не мог утерять ничего своего и иметь ничего чужого, то есть не иметь ничего меньшего и ничего лишнего. Итак, тот муж совершенен, кто не имеет ни в чем нужды, и тот праведен, у кого нет ничего лишнего: это и есть соблюдать справедливую меру. О, сколь велика добродетель, союз с которой давал прибыль и не приносил убытков! Вот что значит быть совершенным: приносить большую пользу своим ближним и не причинять им никакого вреда.

    Одним словом, тот, кто хотел навредить Иакову, не смог отпустить его с пустыми руками. Ведь мудрый муж никогда не бывает пустым, но, всегда имея на себе одеяние благоразумия, может сказать, подобно Иову: Я облекался в правду, и суд одевал меня. В самом деле, внутренние одежды духа суть те, которые не может отнять никто другой, если только кого-либо не ограбит собственный его проступок. Именно так был ограблен Адам, оказавшийся нагим, в то время как Иосиф, даже лишившись верхней одежды, не был наг, ибо сохранил целыми одежды добродетели.

    Следовательно, мудрый муж никогда не бывает пустым. Действительно, как может быть пустым тот, кто принял от полноты Христовой и сохранил то, что принял? И как может быть пустым тот, чья душа наполнена, ибо хранит одежды воспринятой благодати? Но следует остерегаться, чтобы кто-нибудь не утратил одежду невинности и чтобы нечестивые люди, преступив пределы справедливости, под давлением святотатственного гонения не похитили одеяние души и духа. Впрочем, это не легко может случиться, если только кого-нибудь прежде не разденет голос его неправды. Поэтому и Давид сказал: если есть неправда в руках моих, то да отпаду я от врагов моих пустым; пусть враг преследует душу мою и настигнет.

    Никакой враг не сможет захватить твою душу, если в ней прежде не будет действовать суетность. Поэтому не бойся тех, которые могут похитить золотые и серебряные сокровища, - они ничего у тебя не унесут. Ведь они уносят то, что ты не имеешь, уносят то, чем не можешь владеть, уносят то, что не украшает твою душу, а обременяет, уносят то, что не услаждает твое сердце, а скорее угнетает. Где сокровище твое, там будет и сердце твое - как ты слышал, читалось сегодня. Многие прячут свое золото за запорами своих дверей, но не доверяют ни запорам, ни замкам. Многие нанимают охранников, но сами также имеют обыкновение бояться тех же сторожей. Многие хранят золото, зарывая его, - золото их под землей, и сердце их под землей. Берегись поэтому, чтобы и ты, будучи живым, не зарыл свое сердце. Должно бояться не крадущих это золото, но следует тебе опасаться ростовщика, который испытывает имущество твоей души: скопил ли ты какие-либо сокровища тяжкого греха. Он покрыл твое сердце землей, забросал твою душу почвой, в которой ты укрыл золото, сдавил дух твой стократным займом и закрыл в тяжелой могиле, из которой никто не встает. Следуй святому Иакову, не имевшему ничего из чужих пороков, который не был суетным или праздным в своих добродетелях, но был наполнен плодами праведности.

    Иаков, или О блаженной жизни.

  • 33.

    И ходил Лаван в шатер Иакова, и в шатер Лии, и в шатер двух рабынь, но не нашел. И, выйдя из шатра Лии, вошел в шатер Рахили.

    Но это - нравственный смысл повествования, а таинственный заключается вот в чем: пришел к нему Лаван (то есть «убеленный», ведь и сам сатана принимает вид ангела света), и начал требовать у него свое. Иаков отвечал ему: узнавай, есть ли что твоего у меня, то есть: «У меня нет ничего твоего; ищи, узнаешь ли что из твоих пороков и преступлений. Я ничего не унес из твоих коварств и не имею ничего общего с обманом; я убежал от всего твоего, как от скверны». И обыскивал Лаван, но не нашел ничего своего. О, сколь блажен муж, в котором враг не нашел ничего, что мог бы назвать своим, в котором диавол не обнаружил ничего, что признал бы своим! Кажется, что это невозможно человеку, однако Иаков носил образ Того, Кто сказал в Евангелии: идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего. Действительно, из того, что принадлежит диаволу, нет ничего, что имело бы неизменную сущность.

    Об Иакове и блаженной жизни.

  • 34.

    Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло и села на них. И обыскал Лаван весь шатер; но не нашел.

    Спрятала идолов святая Рахиль, то есть Церковь и благоразумие, потому что Церковь не знает суетных образов и пустых изображений идолов, но знает истинную сущность Троицы. И она, наконец, разогнала тень, показав сияние славы.

    О бегстве от мира.

Ничего нет для сопоставления.